Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:30, реферат
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Введение…………………………………………………………………………………..1
1. Классические и современные теории мировой торговли
1.1. Классические теории мировой экономики………………………………………..3
1.2.Современные теории мировой экономики………………………………………...
Заключение
Список литературы
Эмпирическая проверка модели Хекшера-Олина американским экономистом В.Леонтьевым дала новы импульс к совершенствованию теории международной торговли. Поверка проверить теорию Хекшера-Олина на основе расчета полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт США показала, что вопреки теории трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные – трудоемкую. Полученные результаты этой проверки вошли в экономическую теорию под названием парадокса Леонтьева. Объяснение парадокса, которое предложил сам В.Леонтьев, связано с необходимостью выделения дополнительных факторов международной специализации. Нельзя сводить всю совокупность факторов производства к капиталу, земле и труду. Надо разукрупнить факторы производства и проводить более тонкие специфические различия между ними. С учетом дифференциации факторов производства структура мировой торговли вполне согласуется с выводами теории Хекшера-Олина.
Обогащению теории международной торговли Хекшера-Олина с учетом тенденции к экономическому росту способствовали теоретические исследования Т.Рыбчинского, которые показывают, что расширение экспортного производства, использующего относительно избыточный фактор, приведет к стагнации производства в других отраслях, для которых данный фактор не является относительно избыточным. Результаты этих последствий вошли в экономическую науку под названием теоремы Рыбчинского.
Теоретические выводы Т.Рыбчинского неоднократно подтверждались практикой в форме эффекта «голландской болезни». Проявление этой болезни связывалось с активной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море, которое сопровождалось переливом ресурсов в эту отрасль. Рост цен мирового рынка на все виды топлива, включая природный аз, усиливая активность Голландии в области разработки новых месторождений, но новый сектор экономики Голландии вызывал отток ресурсов из других отраслей. Наблюдалось значительное сокращение выпуска продукции в обрабатывающей промышленности. Перелив ресурсов из обрабатывающих отраслей способствовал сокращению их объемов выпуска и экспорта. Аналогичные процессы имели место также в Великобритании, Норвегии и других странах, где велась интенсивная разработка новых месторождений полезных ископаемых. Подобный процесс наблюдается в России, где происходит активная разработка месторождений нефти и газа.
Превращение в современных условиях научно-технического прогресса в доминирующий фактор развития мировой торговли, все возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства, резкое увеличение доли внутрифирменное торговли в структуре мирового товарооборота способствовали формированию альтернативных неотехнологических теорий. Их сторонники пытаются объяснить внешнеторговые связи не обеспеченностью факторами производства, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объясняет возникновение преимуществ монополий на отдельные открытия и новые технологии, которые дают возможность господствовать в производстве данных товаров и их продаже на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут обоснованы другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить данные товары.
Данная теория по-новому ставит вопрос о роли государства в международной торговле. Неотехнологии полагают, что государство должно обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию производства, стимулировать свертывание старых отношений и производств и ускоренное развитие принципиально новых.
Наиболее известной теорией этой школы является теория технологического разрыва, основы которой заложены английским экономистом М.Познером в начале 1960-х годов. Познер предложил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, которые пользуются повышенным спросом в других странах. Поэтому торговля этим товаром будет осуществляться между странами, имеющими одинаковую ресурсообеспеченность. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Конечно, постепенно другие страны станут осваивать новшества и разрыв сократится, но пока он существует, внешняя торговля этим товаром будет продолжаться.
В результате этой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, - получают прибыль, а те, что импортируют, - приобретают новые товары. Причем по мере распространения новшества другие страны продолжают выигрывать, а страна – новатор теряет свои преимущества.
1.2 Современные теории международной торговли
Теория международной торговли на основе жизненного цикла была выдвинута в середине 60-х г.г. ХХ в. американским экономистом Р.Верноном. На основе этапов жизненного цикла товара могут быть объяснены современные торговые связи между странами, во всяком случае при обмене готовыми изделиями. В соответствии с данной теорий каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, роста, зрелости и упадка. Прохождение каждым продуктом жизненного цикла позволяет странам специализироваться на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости.
Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Переход к крупномасштабному массовому производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов оборудования.
На этапе роста, помимо
увеличения объема продаж на внутреннем
рынке, расширяется экспорт из страны
нововведения, усиливается конкуренция,
проявляется тенденция
На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка прежде всего в стране нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой политики, достигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийному производству, вовлекаются менее квалифицированные ресурсы труда.
Этап упадка с международных позиций характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Определенная часть рынка в странах нововведений, ориентированная на данную продукцию, удовлетворяется за счет импорта. Ведущие компании развитых стран начинают производство и внедрение на рынок новых, более совершенных товаров. Вовлечение в теорию жизненного цикла товара международного аспекта предопределяет удлинение жизненного цикла продукции, достаточно однозначно объясняет внешнюю торговлю технологически сложными изделиями. Эта теория менее применима в случае элитарных, особо дорогостоящих товаров. Она как бы закрепляет международные технологические преимущества высокоразвитых стран.
Основные формы:
1.Быстрый рост, короткая зона стабильности, быстрый спад;
2.Медленный рост, довольно продолжительная стадия, стабильности и резкий спад;
3.Бурный рост, малый период стабильности и спад;
4.Нормальный рост, продолжительный период стабилизации и резкий спад; 5.Графическая модель международной торговли на базе жизненного цикла товара;
Qtr – объем реализации товара
t – время реализации товара
I стадия: стадия зарождения и создания товара, определяющая его разработку в ответ на возникшую потребность внутри страны;
II стадия: стадия освоения
и роста производства товара,
определяющая начало
III стадия: стадия зрелости
товара, определяющая его массовое
производство и массовые
IV стадия: стадия товарного
насыщения, олицетворяющая
V стадия: стадия упадка
и свертывания производства
Объяснение международной торговли на основе так называемого эффекта масштаба предложена американскими экономистами в начале 80-х г.г. ХХ в. Теория международной торговли на основе эффекта масштаба объясняет возможность торговли между странами, которые одинаково наделены факторами производства, при условии если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства. Суть этого эффекта масштаба заключается в том, что соответствующий уровень технологии и организации производства предполагает сокращение долговременных средних издержек по мере увеличения объема выпуска, возникает экономия, обусловленная массовым производством. Допускается выгодность международной торговли при условии специализации отдельных стран в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба. Специализация стран в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства, позволяет расширить объемы производства и производить продукцию с меньшими затратами и по более низкой цене. Реализация эффекта массового производства в международной торговле позволяет предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам. Международная торговля все больше концентрируется под эгидой гигантских международных фирм и транснациональных корпораций.
Одна из общих теорий внешней торговли – совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях. Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М.Портером в конце ХХ века. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
• факторных условий;
• условий спроса;
• состоянием обслуживающих и близких отраслей;
• стратегий фирмы в определенной конкурентной ситуации.
М.Портер – сторонник классической теории факторов, которые он не ограничивает исходными, вводя новые, в том числе возникающие в процессе производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, естественных богатств).
Второй компонент – спрос – определяющий для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом действует на ситуацию фирмы. Подход М.Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний. Третий – состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств, обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.
Четвертый компонент –
стратегия фирмы и конкурентная
ситуация. Избранная фирмой рыночная
стратегия и организационная
структура, предполагающие необходимую
гибкость, - важные предпосылки успешного
включения в международную
Для разных стран характерно разное сочетание этих четырех факторов, в соответствии с которыми Портер выделяет четыре стадии жизненного цикла страны:
1) стадия факторов производства. (Страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют прежде всего за счет использования конкурентных преимуществ, связанных с факторами производства, более дешевой рабочей силы, более плодородной земли);
2) стадия инвестиций (investment-driven economy). Конкурентоспособность экономики базируется на инвестиционной активности государства и национальных фирм, при этом способность национальных производителей к адаптации и совершенствованию зарубежных технологий является решающей для достижения этой стадии. Рост объема инвестиций приводит к созданию новых, передовых факторов и развитию современной инфраструктуры;
3) стадия нововведений (innovation-driven economy). Эта стадия характеризуется наличием всех четырех факторов конкурентного преимущества в широком круге отраслей, которые находятся в постоянном взаимодействии. Совокупность отраслей, в которых национальные фирмы могут успешно конкурировать, существенно расширяется. Возрастает разнообразие потребительского спроса в связи с ростом личных доходов, повышением уровня образования и стремлением к комфорту, а также благодаря стимулирующей роли внутренней конкуренции;
4) стадия богатства (prosperity-driven economy). Спад производства. Движущей силой экономики служит уже достигнутое изобилие. Страна и ее компании начинают уступать позиции в международной конкуренции, больше внимания уделяется сохранению собственных позиций, нежели их усилению, компании предпочитают не активное инвестирование, а консервативные стратегии, базирующиеся на поддержке со стороны органов власти.
Теоретические посылки М.Портера
послужили основой для
Многие видные экономисты-международники неоднозначно принимают теоретические посылки М.Портера, читая, что их концептуальные положения следует развить в отношении конкурентоспособности страны.
Основные концепции
1) конкурентоспособность за счет внутренних факторных резервов (трудовых ресурсов, природных ресурсов, технологических ресурсов и т.д.)
2) конкурентоспособность
за счет внешнеэкономической
деятельности и завоевания
3) повышение
К первой группе относится, в частности, концепция КС страны Консультативной группы по конкурентоспособности при Еврокомиссии. В соответствии с подходом этой организации "конкурентоспособность включает элементы продуктивности (производительности), эффективности и рентабельности, но ограничивается не только ими. Это действенные методы, позволяющие достигать повышения жизненных стандартов и социального благосостояния - средство достижения целей. Если рассуждать глобально, при помощи повышения продуктивности и эффективности в контексте международной специализации конкурентоспособность создает необходимые условия для повышения доходов населения неинфляционным путем".