Международный валютный фонд и его роль в мировой экономике. Россия и МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Интеграция российской экономики в мировое хозяйство является сложным и противоречивым процессом. Длительная относительная экономическая самоизоляция СССР и стран Запада, и задачи воссоздания рыночных отношений обуславливают необходимость активации внешнеэкономического сотрудничества в целях скорейшего восстановления экономики России и использования выгод от участия в международном разделении труда.

Содержание работы

Введение 3
1. Международный валютный фонд в международной системе валютных отношений 6
1.1. Возникновение и цели МВФ 6
1.2. Роль, функции и место МВФ в международной системе валютных отношений 9
2. Организационно-финансовая структура МВФ 14
2.1. Организационная структура МВФ 14
2.2. Виды, источники ресурсов МВФ 17
2.3. Структура формируемых МВФ ресурсов 21
2.4. Политика и механизмы финансирования 23
3. Особенности взаимоотношений России и МВФ 27
Заключение 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по эк. теории2.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Золотой запас МВФ сформировался в результате того, что до Ямайского соглашения государства-члены осуществляли 25% своих взносов в золоте по состоянию на 30 апреля 2000 года на хранении в уполномоченных учреждениях-депозитариях находилось 3217341 т. (103, 4 млн. чистых унций), принадлежащего МВФ золота, которое оценивалось в 3,6 млрд. СДР из расчета 35 СДР за чистую унцию.

Находясь на балансе МВФ в качестве актива, золото не считается свободно используемым ресурсом, и не применяется в операциях и сделках Фонда. Это объясняется тем, что любая реализация золота из запасов Фонда странам-членам или частным покупателям, требует большинства в 85% от общего количества голосов Фонда. Но даже после продажи золота, использование полученной выручки регламентируется определенными положениями Статей Соглашения МВФ.

В 1969 году была введена счетная валютная единица СДР, с которой было связано первое изменение Устава МВФ.

СДР – это международный резервный актив, приносящий процентный доход. СДР призваны служить дополнением к существующим резервным активам, и распределяются Фондом среди государств-членов, являющихся участниками Департамента СДР, пропорционально их квотам в фонде СДР приносят своим держателям доход по рыночной процентной ставке, которая с августа 1983 года устанавливается еженедельно.

СДР являются чисто официально активом, поскольку правом держать СДР и использовать их обладают лишь государства-участники, сам Фонд и уполномоченные официальные организации. На счетах в рамках Департамента СДР отражаются все сделки и операции с использованием СДР.

СДР выделяются каждому участнику по одной ставке, которая составляет определенный процент от его квоты на момент, непосредственно предшествующий распределению. Аннулирование СДР производится на основе чистого кумулятивного объема распределений.

В 1981 году Совет управляющих МВФ постановил определять стоимость СДР на основе корзины из 4 важнейших мировых валют: доллар США, Японская иена, Британский фунт и евро (соответственно VSD, IPY, GBP, EVR). Состав валют, определяющих курс единицы СДР, и доля каждой из этих валют в корзине пересматриваются через каждые пять лет.

В конце каждого финансового года (30 апреля) каждый участник выплачивает фонду обязательные отчисления для покрытия операционных расходов Департамента СДР.

СДР распределяет только среди тех государств-членов, которые приняли решение стать участниками Департамента СДР и выполнять обязанности таких участников.

МВФ имеет право предоставлять полномочия держателей СДР странам, не являющихся членами Фонда, государствам-членам, не являющихся участниками Департамента СДР.

Кроме того, СДР играют важную роль в качестве расчетной единицы МВФ. СДР как расчетная единица используется также в ряде международных конвенций, в особенности выражения лимитов ответственности при международной торговле.

Заемные ресурсы

В соответствии со статьей VII Статьей соглашения, Фонд уполномочен заимствовать валютные средства при условии, что определенные масштабы, продолжительность или распределение диспропорций платежного баланса государств-членов требуют значительного временного расширения кредитов Фонда. Фонд придерживается точки зрения, что такое расширение более целесообразно финансировать за счет заимствования средств, а не за счет постоянного увеличения размеров собственных средств Фонда.

Заимствование средств, таким образом, периодически служит важным временным дополнением к свободно использованным ресурсам,  складывающихся из квот государств-членов.

МВФ уполномочен определять источники, выбор времени, масштабы, условия, сроки погашения и методы заимствования средств.

Фонд имеет право заимствовать валютные средства из любого источника, в том числе у стран, не входящих в МВФ, и из частных источников, при условии согласия со стороны государства-члена, являющегося эмитентом заимствуемой валюты. В то же время Фонд не имеет права держать средства в валюте стран, не являющихся его членами, и поэтому не может получать займы в таких валютах.

Хотя по своему происхождению, а также по суммам, срокам погашения и процентным ставкам различные механизмы заимствования МВФ отличаются друг от друга, они имеют и общие характеристики, а именно: добровольность, официальный статус кредиторов и поддержание стоимости обязательств перед кредиторами в пересчете на СДР.

Срок погашения полученных займов составляет от 4 до 7 лет (в среднем – около 5 лет), что имеет целью обеспечить как можно более близкое соответствие сроков погашения кредитов, выданных Фондом государствам-членам за счет заемных ресурсов, со сроком погашения кредитов, взятых Фондом. Остальные заимствования производятся на более короткие сроки (от 1 года до 3 лет).

Важная особенность большинства заимствований состоит в том, что кредиторы (за исключением Банка Международных Расчетов) имеют право на досрочное погашение своих ссуд в случае возникновения у них каких-либо проблем в области платежного баланса.

Этот аспект является особенно привлекательным для стран-кредиторов, входящих в МВФ, с учетом вероятности непредвиденного ухудшения состояния платежного баланса и резервных позиций этих стран в течение срока действия их ссуд Фонду.

 

2.3. Структура формируемых Фондом ресурсов

 

Финансовая структура МВФ представлена следующим образом.

Все финансовые сделки и операции МВФ проводятся через Департамент общих счетов, Департамент СДР и через прочие счета, управляемые МВФ.

Большая часть операций МВФ проводится через Департамент общих членов (ДОС), В соответствии со статьями соглашения, ДОС МВФ состоит из счета общих ресурсов (СОР), счета специальных выплат (ССВ) и инвестиционного счета (являющегося на данный момент неактивным).

Большинство сделок между странами-членами и фондом осуществляются через СОР. Через этот счет проводится в частности, получение взносов в счет квот, покупка и выкуп средств, получение, возмещение сборов, выплата вознаграждений по компенсируемым позициям государств-членов в рамках резервной доли в Фонде, а также погашение основной суммы долга кредиторам фонда. Активы, хранящиеся на СОР, состоят из валют стран-членов Фонда, собственных авуаров Фонда в СДР и авуаров Фонда в золоте.

ССВ начал использоваться в июне 1981 года для получения средств, перечисляемых из Трастового фонда (Трастовый фонд был ликвидирован в декабре 1980 года с переводом на ССВ). Часть ресурсов, полученных таким образом по ССВ, была перечислена на управляемый Фондом счет субсидий механизма дополнительного финансирования.

Счета, управляемые МВФ, включают в себя: Счета пенсионного обеспечения персонала МВФ, Трастовый фонд Механизма расширенного финансирования (ESAF (Enhanced Structural Adinstment Facility)), Трастовый фонд, счет субсидий механизма дополнительного финансирования SFF (Structural Fund Facility), другие счета, находящиеся под управлением МВФ. Эти счета созданы на основании полномочий МВФ по оказанию финансовых услуг, соответствующих его целям.

На настоящий момент основным счетом, управляемым МВФ, является Трастовый фонд ЕСАФ, который был создан в декабре 1987 года для предоставления на льготных условиях кредиторов соответствующим государствам-членам с целью поддержки программ структурной перестройки. Трастовый фонд ЕСАФ функционирует на основе входящих в его состав счета ссуд, счета резервов и счета субсидий.

В апреле 1995 года был создан управляемый МВФ базовый счет для предоставления ресурсов в целях финансирования деятельности по линии технологической помощи.

Для ведения дел с МВФ каждое государство-член обязано назначить фискальное агентство и депозитарий. Функцию фискального агентства может выполнять Казначейство (Министерство финансов), Центральный банк, государственное денежно-кредитное агентство, стабилизационный фонд. Кроме того, каждое государство-член обязано назначить свой Центральный банк в качестве депозитария для всех авуаров МВФ в валюте данной страны.

Каждый депозитарий ведет счета МВФ № 1 и № 2, для авуаров Фонда в валюте соответствующей страны. Эти валютные авуары образуются за счет выплаты Фонду взносов государств-членов по своим квотам.

Счет № 1 используется для проведения сделок с МВФ, включая выплату взносов по подписке, покупку и выкуп средств, в погашении займов, а также продажу валюты соответствующего государства-члена.

Счет № 2 используется для отражения административных расходов и поступлений МВФ. Небольшие расходы, оплачиваемые за наличный расчет (например: плата за телеграфные и почтовые услуги), могут относиться на дебет данного счета ежеквартально.

 

 

 

2.4. Политика и механизмы  финансирования

 

Резервная доля

 

Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ – в пределах 25% квоты называлось до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. (Reserve Tranche).7 Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны.

Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ.

В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию.

Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Кредитные доли (Приложения 1 и 2)

На начальном этапе (1952 год) было принято решение о том, что доступ к ресурсам будет определяться на основе кредитных долей, каждая из которых составляет 25% квоты государств-членов. Государство-член может производить покупку средств в рамках четырех кредитных долей или транша. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитной долей, составляла 125% ее квоты.

В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.

Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай  (Stand-by Arrangements) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в кредитах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупке иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, а выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренности со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай  имели срок действия до года, а с 1977 года – до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.

Механизм расширенного финансирования (Extended Eund Facility, EFF)

С учетом нужд государств-членов, находящихся в подобных обстоятельствах, в сентябре 1974 года был создан механизм расширенного кредитования, предназначенный для оказания помощи в финансировании  дефицита платежного баланса в течение более длительных сроков и в более крупных размерах по отношению к квотам, чем это возможно в рамках политики кредитных долей. Срок действия данной договоренности составляет от 3 до 4 лет.

Данным механизмам, подобно другим механизмам фонда, могут пользоваться все государства-члены, которые удовлетворяют соответствующим критериям.

Государства-члены, обращающиеся с просьбой о заключении договоренностей о расширенном кредитовании, должны представить программу с изложением своих целей и политики на весь срок действия договоренности, а также подробное заявление о  стратегических и тактических мерах, которые будут приниматься в течение каждого 12-месячного периода для достижения целей программы.

Специальные механизмы финансирования. Равновесие платежного баланса может быть временно нарушено в результате внезапных и непредсказуемых стихийных бедствий (землетрясений, ураганов, засухи и т.п.), а так же экономических изменений, которые приводят к серьезным отрицательным последствиям для экономики и платежного баланса соответствующих стран. Для ликвидации этих последствий в рамках МВФ был создан ряд специальных механизмов.

1. Механизм компенсационного  и чрезвычайного финансирования (ССФФ - Compensatory and Contingency Financing Facility - CCFF). Данный механизм был введен Фондом в действие в августе 1988 года. Механизм компенсационного и непредвиденного финансирования состоит из двух элементов: компенсационного финансирования и чрезвычайного финансирования. В рамках первого элемента, государство-член может получать финансовую помощь для компенсации падения доходов от экспорта; компенсации увеличения стоимости импорта зерновых; поддержек и корректировочных программ. В рамках второго элемента производится компенсация потерь, которые произошли в силу независящих от страны обстоятельств (стихийные бедствия, мировых цен).

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в мировой экономике. Россия и МВФ