Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:23, курсовая работа
Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Различные экономические школы имеют разные взгляды на эту проблему. Кейнсианская теория экономического равновесия зародилась в 30-х г. г. XX столетия. Ее основоположник – английский экономист Джон Мейнард Кейнс
Введение………………………………………………………………………………..3-4
1. Методологические основы кейнсианского подхода. Понятие
макроэкономического равновесия в кейнсианской теории…………………….5-7
2. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке………………………....8-11
3. Методологические основы анализа Д. Кейнса.
Новая парадигма……………………………………………………………………….12-13
3.1 Четыре методологических элемента………………………………………………..13
3.2 Краткосрочная динамика……………………………………………………….........13
3.3 Учет ожиданий………………………………………………………………………..13
3.4 Регулирующие параметры……………………………………………………………14
4. Макроэкономическое умозаключение……………………………………………....15
5. Экономическая политика. Бюджетно-налоговая политика.
Денежно-кредитная политика …………………………………………………....16-18
6. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели
Кейнсианская функция потребления……………………………………………..19-20
7. Компоненты совокупного спроса на блага и их детерминанты……………………21
7.1 Модель совокупного спроса - совокупного предложения………………………21-25
7.2 Частное потребление……………………………………………………………….25-26
7.3 Частные инвестиции………………………………………………………………..26-28
8. Модель IS-LM………………………………………………………………………29-30
Заключение……………………………………………………………………….………31-33
Список использованной литературы……………………………………………………......
Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика «дешевых денег»).
Если количество денег в стране необходимо сократить, ЦБ продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.
В зависимости от состояния экономики страны ЦБ может выбрать следующие типы денежно – кредитной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег», направленная на сокращение денежной массы:
Прямое регулирование процентной ставки.
Изменение ставки рефинансирования.
Изменение нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке.
Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег». Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого ЦБ: 1. снижает учетную ставку 2. сокращает резервную норму 3. покупает государственные ценные бумаги.
Последователи кейнсианской теории считают, что монетарная политика имеет сложный передаточный механизм. Изменение денежного предложения изменяет процентную ставку, которая в свою очередь влияет на инвестиции – компонент совокупного спроса. Наконец совокупный спрос изменяет объем выпуска. Нарушение работы хотя бы одного из этих звеньев может сделать проводимую политику бесполезной.
Кроме того, между началом проведения монетарной политики и конечным результатом лежит достаточно длительный промежуток времени. Этими факторами, как считает кейнсианская теория, определяется второстепенная роль монетарной политики по сравнению с фискальной.
6. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.
Дж. М. Кейнс рассматривал взаимную связь между запланированными расходами и национальным доходом как центральный вопрос макроэкономического анализа. Исходя из того, что каждый индивид весь располагаемый доход может тратить на потребление, то, соответственно, и в целом в экономике весь располагаемый доход должен быть потрачен на потребление.
Для того чтобы установить взаимосвязь между запланированными расходами и национальным доходом, он вводит в анализ т.н. общий психологический закон. Суть данного закона Кейнс сводил к тому, что потребление растет меньше чем доход. Люди имеют склонность к сбережениям.
Как видно на рис. 2.2, люди имеют склонность увеличивать свое потребление в соответствии с ростом дохода, но до определенных пределов. В нашем случае это точка А. После этого люди увеличивают потребление, но не в такой пропорции, как растет доход. Они начинают сберегать.
Иначе каждый добавочный доллар повышает потребление, однако на сумму, меньшую, чем этот доллар. Кейнс назвал долю из каждого добавочного доллара располагаемого дохода, используемую на потребление, предельной склонностью к потреблению.
Если исходить из того, что каждый индивид весь свой доход может либо потреблять, либо сберегать, то и в экономической системе в целом располагаемый доход (Yd) распадается на потребление (С) и сбережение (S). Тогда,
= C + S.
Из этого следует, что
.
Долю потребления в располагаемом доходе Кейнс называет средней склонностью к потреблению (apc). А долю сбережений в располагаемом доходе - средней склонностью к сбережению (aps). Соответственно, формула принимает следующий вид: + apc = 1.
Отсюда следует, что прирост располагаемого дохода (∆Yd) соответственно распадается на прирост потребления (∆С) и прирост сбережений (∆S) Таким образом, имеем следующее соотношение:
.
Соотношение Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению и обозначил
ее как mpc. А соотношение - предельной склонностью к сбережению, обозначив как mps. Таким образом, формула (3.4) принимает следующий вид:
+ mpc = 1.
При этом 0 < mpc < 1.
Что собой представляет и как строится функция потребления?
Функция потребления - это С = a + bYd, где a - некая константа, характеризующая величину потребления при располагаемом доходе равном 0 и обычно называемая автономным потреблением, а b - предельная склонность к потреблению (mpc).
Речь идет о том, что даже при располагаемом национальном доходе, равном 0, люди имеют какие-то средства к существованию (например, будут получать посылки из-за границы и т.п.). Соответственно, функция потребления будет иметь следующую интерпретацию.
7. Компоненты совокупного спроса на блага и их детерминанты.
Нам известно, что совокупный спрос может быть структурирован по различным компонентам конечного спроса. В системе национальных счетов,
которая развивалась в тесной связи с кейнсианством, в рамках попытки получения частичных агрегатов, при использовании которых можно предполагать относительно однородные детерминанты, различаются частное потребление, частные инвестиции, государственные расходы на товары и услуги, экспорт и импорт. Так как величина государственных расходов на товары и услуги (коротко «государственные расходы») практически детерминирована, в дальнейшем мы предполагаем, что она задана. Для упрощения мы пренебрегаем внешнеэкономическими связями, т. е. рассматриваем «замкнутую (закрытую) экономику». Частично мы также не учитываем государственную экономическую деятельность.
Спрос на блага, таким образом, состоит из частного спроса на потребление С, частного спроса на инвестиции I и (в том случае, если наш анализ это учитывает) предполагаемых в качестве заданных государственных расходов А .
Модель совокупного спроса - совокупного предложения является моделью макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос. Совокупный спрос – расходы домохозяйств, фирм, государства и остального мира на покупку произведенной в стране продукции. Величина каждого компонента совокупного спроса в различной степени меняется во времени. Так, государственные закупки – наиболее стабильная часть, их размер изменяется относительно медленно.
Графическое представление модели –
кривая с отрицательным наклоном (рис.2.1).
Кривая совокупного спроса AD=C+I+G+Xn показывает количество товаров
и услуг, которое готовы приобрести потребители
при каждом возможном уровне цен. В каждой
ее точке товарный и денежный рынки находятся
в состоянии равновесия.
P
Рис.2.1. Кривая совокупного спроса.
Отрицательный наклон кривой отражает обратную зависимость между общим уровнем цен и величиной совокупного спроса. Это объясняется следующими ценовыми факторами.
Эффект богатства – при повышении цен снижается покупательная способность финансовых активов и экономические субъекты снижают расходы. Эффект процентной ставки – высокий уровень цен при фиксированном предложении денег вызывает рост спроса на деньги и рост процентной ставки. Повышение процентной ставки снижает объем инвестиций. Эффект импортных закупок – при увеличении цен на отечественные товары потребители переключаются на их зарубежные аналоги. Изменение ценовых факторов графически отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос - благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии, политическая обстановка, развитие технологий и т.д. Изменение этих факторов отразится на графике сдвигом кривой совокупного спроса вправо или влево.
Совокупное предложение. Совокупное предложение - количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период в денежном выражении. Кривая совокупного предложения показывает, какой объем товаров и услуг может быть предложен производителями при каждом возможном уровне цен.
Неценовые факторы совокупного предложения: технологии производства, благосостояние потребителей, налоги, цены ресурсов и т.д.
Относительно формы кривой совокупного предложения в экономической науке существуют различные точки зрения. Классическая школа экономистов считает, что кривая вертикальна на уровне полной занятости факторов производства. При этом цены и номинальная заработная плата, по мнению экономистов – классиков, являются гибкими. Это обеспечивает быстрое восстановление равновесия в экономической системе. Классическая модель больше соответствует поведению экономики в долгосрочном периоде.
Кейнсианская теория кроме вертикального отрезка кривой совокупного предложения рассматривает горизонтальный и восходящий отрезки (рис.2.2). Принципиальным отличием от классической модели является то, что экономика работает в условиях неполной занятости; цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины являются “жесткими”.
P
Y
Рис.2.2. Кривая совокупного предложения.
Причины “жесткости” заработной платы и цен – действие трудовых договоров, законодательно установленный минимум заработной платы, эффект “меню”, сроки действия контрактов на поставку продукции, вмешательство профсоюзов. При увеличении спроса фирмы увеличивают выпуск, не меняя уровень цен либо меняя его незначительно.
Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения характеризует состояние экономики в спаде – высокий уровень безработицы и значительная недозагрузка производственных мощностей. При увеличении совокупного спроса фирмы способны увеличить объем производства без повышения цен.
На восходящем отрезке увеличение реального объема выпуска сопровождается повышением цен. Положительный наклон кривой показывает прямую зависимость выпуска от уровня цен. Увеличение совокупного спроса вызовет и повышение цен, и рост объемов производства.
На восходящем отрезке экономика близка к состоянию полной занятости. Чтобы увеличить выпуск в ответ на расширение совокупного спроса, фирмы привлекают дополнительные ресурсы. Повышаются цены на факторы производства, растут издержки и фирмы вынуждены повышать цены на продукцию.
Форма кривой совокупного предложения позволяет наблюдать изменение издержек производства на единицу продукции при изменении объема выпуска. На горизонтальном отрезке фирмам доступны ресурсы по неизменным ценам и производство увеличивается без повышения цен. На восходящем отрезке издержки производства повышаются, и в экономике повышается общий уровень цен. На вертикальном отрезке возможности увеличения выпуска исчерпаны, так как заняты все ресурсы. Расширение совокупного спроса приведет только к росту цен. Фирмы могут перекупать уже занятые ресурсы, повышая свои издержки производства и увеличивая выпуск. Но в целом реальный выпуск в экономике не увеличится.
Макроэкономическое
равновесие – равенство совокупного спроса
и совокупного предложения. Графической
иллюстрацией этого равенства является
точка Yr пересечения кривых совокупного
спроса и совокупного предложения на рис.2.3.
В этой точке весь произведенный национальный
продукт будет куплен.
P AD
AS
Y
Yr
Рис.2.3. Равновесие в модели AD-AS.
Кейнсианская теория предполагает, что макроэкономическое равновесие может быть достигнуто на любом отрезке кривой совокупного предложения. На горизонтальном отрезке равновесие достигается без инфляции, на восходящем – при некотором повышении цен, на вертикальном – в условиях инфляции.
Равновесный объем выпуска меняется при смещении кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Результат увеличения совокупного спроса зависит от состояния экономики. Эффект мультипликатора на разных отрезках кривой совокупного предложения действует в различную силу.
На горизонтальном отрезке действие мультипликатора проявляется в полном объеме. Рост совокупных расходов вызывает значительное увеличение выпуска при неизменном уровне цен. Однако на восходящем и вертикальном отрезках изменение совокупного спроса будет в той или иной степени поглощаться инфляцией.
Из-за негибкости цен в краткосрочном периоде сокращение совокупного спроса на восходящем и вертикальном отрезках приведет к их падению только через определенное время.
Сокращение совокупного предложения – сдвиг кривой совокупного предложения влево сократит выпуск и вызовет рост цен. В такой ситуации возникает инфляция издержек. Рост совокупного предложения говорит об экономическом росте, увеличивается выпуск и падают цены.
7.2 Частное потребление
В кейнсианстве предполагается, что частное потребление зависит от величины текущего национального дохода (национального продукта):
С = С(У). (2.6)
Далее предполагается ,что при растущих доходах потребление увеличивается, причем рост потребления меньше роста национального дохода («психологический закон» Кейнса).Гипотетическая связь между национальным продуктом и потреблением называется также гипотезой абсолютного дохода. Это название отделяет ее от других гипотез, основывающихся на доходах как решающих детерминантах потребления. Среди них можно, например, упомянуть гипотезу относительного дохода. Если в рамках гипотезы абсолютного дохода допустить, что независимо от величины национального дохода (а значит, и при национальном доходе в объеме 0) всегда осуществляется определенное «автономное» потребление1 Са , получим обычно используемую кейнсианцами гипотезу потребления:
Информация о работе Модель макроравновесия Д.Кейнса и ее основные характеристики