Модель совершенной конкуренции и ее ограниченность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.
Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

Файлы: 1 файл

Модель совершенной конкуренции и ее ограниченность.docx

— 30.36 Кб (Скачать файл)

Модель совершенной конкуренции и ее ограниченность.

1. Понятие, основные виды конкуренции

Рыночная система  создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность  товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

 

Существует шесть  видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

 

2.Модели рынка  
 
Экономисты различают четыре формы конкуренции: совершенную(чистую) конкуренцию; чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чтобы выявить главные отличительные черты этих видов рыночных структур, рассмотрим таблицу 5.  
 
Таблица 5  
 
Характеристика разных форм конкуренции 
 
 
 

 
Рынки 
 
 
 
 
 
 
 
Параметры

 
Совершенная конкуренция

 
Несовершенная конкуренция

 
Монополия

 
Монополистическая конкуренция

 
Олигополия

 
Количество фирм, производящих продукт

 
Много независимых фирм, нет контроля над рынком

 
Много фирм, производящих сходные товары и услуги

 
Несколько крупных 
 
фирм, производящих сходные товары и услуги

 
Один продукт и одна крупная  фирма

 
Контроль над ценами

 
Нет. Цены определяются рынком

 
Влияние ограничено возможностью замены

 
Существует влияние "ценового лидера"

 
Практически полный контроль

 
Товарная дифференциация

 
Нет. Продукты не различимы по свойствам  и качеству

 
Товары и услуги дифференцированы для специфических рынков

 
Существенна для отдельных продуктов(пр., автомобилей). Мала для стандартизированных товаров (пр., бензин).

 
Нет

 
Легкость входа

 
Относительно легкий

 
Относительно легкий

 
Трудный. Часто требует больших  инвестиций.

 
Очень трудный.


 

 

 

 3.Совершенная (свободная) конкуренция 
 
 
Свободная конкуренция означает, что, во-первых, на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каком количестве производить. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и также свободен выход из него. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации, и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (недифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами.Совершенная конкуренция - это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену. Свободная конкуренция естественно соответствует периоду классического капитализма. В современных условиях - это весьма редкое явление. Конкуренция охватывает всю систему рынков. На каждом рынке она часто выливается в "войну всех против всех". Причем сражение ведется на трех фронтах. 
 
1) Среди продавцов за право продать свой товар подороже. Однако когда конкуренция обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. 
 
2) Среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. 
 
3) Главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Непрерывное противоборство выступает в качестве силы, направляющей деятельность всех агентов рынка. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления: а) на изменение цен покупателей и продавцов;б) на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ; в) на отклонение рыночной цены от точки равновесия. 
 
Закон конкуренции оказывает на поведение субъектов рынка более сильное воздействие, чем законы спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет, в конечном счете, к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила конкурентной "игры" (поведения). 
 
Первое правило. Фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования. Если фирма нарушает это правило, устанавливая, например, очень высокую цену на свой товар, то она неизбежно сталкивается с затовариванием своей продукции, не находящей сбыта. 
 
Второе правило. Чтобы добиться преимущества фирма продает свои товары по общей равновесной цене, но при этом старается снизить издержки на единицу.продукции и создать товары по более низкой индивидуальной цене. Смелые и дальновидные предприниматели находят более эффективные формы организации труда и производства, экономного использования ресурсов, внедряют новинки техники и технологии. 
 
Третье правило. Если обнаружится, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены, то нужно принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам можно отнести I модернизацию техники и технологии, реконструкцию производства. Если у фирмы нет для этого средств, то придется закрывать предприятие. 
 
Четвертое правило. При обострении борьбы соперники прибегают к ценовой конкуренции. Например, если позволяют средства, они могут временно снизить свои цены до очень низкого уровня (демпинговые цены), переключить на себя весь объем покупательского спроса, чтобы разорить конкурентов.

В рыночной экономике обеспечение свободной конкуренции – одно из важнейших задач государства. В качестве главного инструмента реализации государством данной функции служит антимонопольное законодательство, специализированные государственные структуры – федеральная комиссия и антитрестовский отдел Министерство юстиции в США, федеральное ведомство по картелям в Германии, государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых хозяйственных структур в Российской Федерации. 
 
Таким образом, ^ Антимонопольная деятельность – это комплекс мер, направленных на ограничение деятельности монополии, а также создание соответствующего законодательства. 
 
Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX – начале XX века в США, Канаде, Австралии, т.к. монополизация в этих странах происходила наиболее интенсивно. Они формально запрещали тресты и некоторые другие формы монополий и основывались на понимании монополии как полного господства одной компании (или объединения компаний), или полного исключения конкуренции. Такое толкование сущности монополий почти не касалось олигополий, как правило, не попадающих под действие антимонопольного законодательства, к которому принадлежат законы, запрещающие или регулирующие соглашения предприятий, направленных на ограничение конкуренции путем разделения рынков, договоренностях о ценах, ограничения торговли. 
 
Существует американская и европейская система антимонопольного права. Первая берет свое начало от закона Шермана 1890г. и с дополнениями 1914, 1936, 1950г.г. остается единственным антитрестовским законом Америки. Он запрещает не только различные формы монополий, но и попытку монополизировать торговлю. Верховный суд США выработал доктрину, согласно которой господствующее положение корпорации в производстве и ее крупные размеры не могут сами по себе рассматриваться, как бы обойти его, монополии создавали холдинг – компании, осуществляли слияние предприятий, при котором ликвидировалась производственная и правовая самостоятельность поглощаемых компаний, а картельные соглашения заменялись негласными джентльменскими соглашениями или так называемым ''лидерством в ценах''. Последующие законы запрещали слияние компаний, если оно приводило к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополий. Антимонопольные законы воплощают в жизнь специально изданные органы. В США, например, - это федеральная торговая комиссия и антитрестовское управление Министерства юстиции. 
 
Главной целью антимонопольных законов является ограничение монополий и их власти, создание конкурентной среды, поддержка и содействие развитию малого бизнеса. Наиболее жестко антимонопольный закон контролирует горизонтальные слияния, то есть объединение предприятий, которые производят однотипные товары и услуги, т.к. это приводит к монополизации отрасли. К методам осуществления антимонопольных законов относятся ликвидация фирмы, высокое налогообложение монопольных прибылей, контроль за ценами монополистов, разукрупнения монополий и др. Европейская и Японская системы антимонопольного права запрещают не саму монополию, а лишь ее злоупотребление властью. Основная форма государственного контроля – система регистраций контрольных соглашений в специальных органах, поскольку картели считаются полезными для развития экономики. В большинстве антимонопольных законов европейских стран запрещаются такие виды монопольных соглашений, как соглашение о разделе рынков, фиксированных ценах и др. В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках треть обращения, в Японии, – если доля одной компании превышает 50%, двух 75% и более. В ЕС регистрации подлежат только те соглашения, которые ограничивают конкуренцию между членами – участниками этой организации. Принятие антимонопольных законов ослабляет процесс монополизации экономики, способствует усилию конкуренции. Однако при этом монополистические объединения преобразуются в новые формы – групповые монополии, создаются вертикальные структуры (объединение фирм, связанных производственной и технологической зависимостью). Порядок, регулирующий конкуренцию, нельзя рассматривать в отрыве от внешнеэкономического аспекта. В данном случае речь идет об обеспечении конкурентоспособности экономики страны на международном уровне. Чем надежнее система регулирования конкуренции в конкретной стране, тем выше качество и конкурентоспособность ее товаров по сравнению с товарами, производимыми в других странах, и тем быстрее и эффективнее ее экономика сможет приспособиться к изменениям внешнеэкономических условий конкуренции, например, к меняющимся курсам валют или к ценам на товары и услуги.

Достоинства и  недостатки совершенной конкуренции

К достоинствам рынка совершенной  конкуренции можно отнести следующее.

Рыночное равновесие устанавливается  на минимальном уровне долгосрочных и краткосрочных средних издержек. Для имеющего уровня технологии (пусть  и не самого продвинутого) производство организуется оптимальным образом.

Каждая фирма и отрасль  в целом работают сбалансированно - без затоваривания и дефицита. Линия спроса совпадает с линией предельного дохода (D=MR), а линия предложения - с линией предельных издержек (S=MC).

Как следствие достигается  оптимальное - без дефицита и расточительности - распределение ресурсов.

Совершенная конкуренция как и рыночная экономика в целом обладает рядом недостатков. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - М.: «Проспект», 2008. - 250 с

Говоря о том, что совершенная  конкуренция обеспечивает эффективное  распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит  из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые  сложились ранее. Это создает  равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает  лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной  спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые  не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о  побочных внешних выгодах или  издержках (положительных или отрицательных  экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий .

Совершенная конкуренция  не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы  каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким  общественным благам, как противопожарная  безопасность, национальная оборона  и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую  для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы.

Информация о работе Модель совершенной конкуренции и ее ограниченность