Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:06, реферат

Описание работы

Основной, как базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики. Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами.

Файлы: 1 файл

Ekonom_teor.docx

— 195.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка»

 

 

 

 

 

УСР

по  дисциплине

«Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента  III курса 36 группы

                                                         факультета физического воспитания                

  Бальцевича Д.А.

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2013

1.Модели рыночной экономики

 

 

1.2.Либеральная модель рынка

 

Основной, как  базовой современной экономической  системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы  служит идея минимизации вмешательства  государства в экономическую  жизнь, принцип экономической свободы  индивидуума и независимости  фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем  может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при  широком использовании возможностей свободной рыночной экономики. Государство  берет на себя минимум проблем, в  основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в  экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего  финансовыми методами. Так, большинство  квазиобщественных и даже часть  общественных благ в этой системе  производится частными фирмами по заказу или при поддержке государства. Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов  от общего объёма производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты.

Основным  финансовым результатом, отслеживаемым  фирмами, является, как правило, норма  или объём прибыли.

Государственная социальная поддержка оказывается  только лицам, опустившимся за черту  бедности, большинство социальных услуг  для экономически благополучного населения  реализуется на индивидуальной частной  платной основе через системы  добровольного страхования. Целями экономической политики внутри страны являются поддержание справедливой конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в  тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех  отраслях, где конкуренты сильнее.

Налоговая система  чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентирована не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационного предпринимательства.

Финансирование  науки и образования носит  смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения  финансируются из частных фондов. Государство нередко проявляет  себя не в качестве организатора, а  в качестве заказчика научных  разработок.

 

В целом государство  и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система  на сегодняшний день наиболее полно  реализована в США.

 

1.3.Социально ориентированная модель

 

Следующая экономическая  система — так называемая социально  ориентированная рыночная экономика. Главное её отличие от либеральной  системы состоит в том, что  государство берет на себя обязательства  по поддержанию приемлемого уровня жизни всех лояльных граждан, а также  по защите их от экономических потрясений, не вызванных неправильным поведением самих граждан. Данная модель реализуется  в двух основных модификациях: западноевропейской и скандинавской.

 

а) скандинавская модель

 

Скандинавская модель фактически представляет собой  либеральный вариант, надстроенный сильной социальной политикой и  политикой выравнивания доходов. В  области собственно производства и  бизнеса господствуют свободные  рыночные отношения, доля государственной  собственности несущественно отличается от сложившейся в странах с  либеральной экономикой. Так в  Швеции в начале 90-х годов число  государственных предприятий составляло около 7 % среди средних и крупных, на них было занято приблизительно 12 % работающих. Продукция шведских государственных предприятий составляла 10 % ВВП. В Норвегии на государственных  предприятиях было занято 9 % работающих, в Дании — 3 %, продукция датских  госпредприятий составляла 4 % ВВП.

 

б) Западноевропейская (континентальная) модель

 

Западноевропейская  модель отличается более глубоким вмешательством государства собственно в производство с целью обеспечения стабильного  уровня развития хозяйства и регулирования  его структуры. Государство, как  правило, берет на себя развитие инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика, среднее  образование), или рассматривает  эти сферы как отрасли, где  должны существовать контролируемые государством естественные монополии. Многие страны, в которых функционирует данная модель, осуществляют индикативное планирование. Государство поддерживает субсидиями, кредитами и прямым вмешательством молодые и перспективные, а также  стратегически важные отрасли. Государственная  собственность может достигать 25-30 %.

Налоговая политика, как правило, гибкая, ориентированная  как на решение социальных задач, так и на стимулирование производства.

Социальная  сфера представляет собой нечто  среднее между социальным обслуживанием  в рамках скандинавской и либеральной  модели. Поощряется принятие на себя крупными фирмами социальных задач — создание системы пенсионного и медицинского обеспечения своих работников, предоставление высоких пособий при увольнении, создание хороших условий труда и отдыха, благотворительность за пределами предприятия и т. д. Поддерживается развитие третьего сектора, то есть предприятий, не приносящих прибыли, но имеющих социальное значение для самих занятых и оказывающих коммерчески не выгодные, но социально значимые услуги. Большое внимание уделяется охране и восстановлению природной среды. Экономика в целом ориентируется на стабильный умеренно высокий рост. Отдельная фирма оценивается как по уровню прибыльности, так и по социальным показателям. Развитию конкуренции не придается столь большого значения, как при либеральной модели.

Во внешней  политике сочетаются либеральные тенденции  по отношению к развитым странам, благотворительность по отношению  к экономически слабым государствам и протекционизм по отношению  к молодым конкурентам.

 

1.4.Импортозамещающая экономическая система

 

Рассмотрим  систему, которая получила название импортозамещающей. Данный тип экономики  обычно складывается в странах со слабой и очень зависимой от внешних  поставок экономикой или, что случается  гораздо реже, в странах самодостаточных, обладающих большими внутренними ресурсами. Примером такой страны является Индия.

Укрепление  национального хозяйства в этих условиях часто происходит на пути постепенного вытеснения импортных  товаров отечественными. При этом ведущая роль отводится государству. Так как национальный капитал, как  правило, не имеет серьёзных источников инвестиционных ресурсов, государство  начинает создавать базовые тяжелые  отрасли за счет бюджета. Складывается промышленная структура, в которой  доминируют государственные предприятия  тяжелой промышленности и инфраструктуры. Национальный частный бизнес представлен  в легкой промышленности и сфере  обслуживания.

Иностранные инвестиции жестко контролируются, предпочтение отдается кредитам, так как правительство  постоянно испытывает недостаток средств  для финансирования большого, громоздкого  и малорентабельного государственного сектора и проведения многочисленных программ индустриализации. Нередко  государство контролирует практически  всю финансовую сферу.

Во внешнеэкономической  деятельности господствует жесткий  протекционизм в форме высоких  таможенных пошлин и прямых запретов на импорт. На ранних этапах экспорт не слишком поощряется, но с ростом дефицита госбюджета он начинает стимулироваться правительством.

Для этой системы  характерен большой внешний долг, высокая инфляция, не очень хорошая  наполненность рынка, слабое развитие социальной сферы, так как государственные  ресурсы используются для подъема  промышленности, жесткая внутренняя политика, коррупция, перетяжеленная структура  производства. Подобного рода экономические  системы были особенно распространены в Латинской Америке, однако к  настоящему времени данная система  в основном отошла в прошлое.

 

Принципы построения экономики  в НИС Восточной и Юго-

Восточной Азии

 

Одним из наиболее перспективных экономических регионов является Восточная и Юго-Восточная  Азия.

Наиболее  важной чертой региональной экономической  системы является активная роль государства  в построении мощной экономики. Для  этого оно использует обширный набор  косвенных и прямых, экономических  и, административных методов, целью  применения которых является стимулирование национального предпринимательства  и ориентирование его на развитие наиболее перспективных отраслей. Финансовые средства на индустриализацию привлекаются из-за рубежа сначала за счет займов, а потом в форме прямых капиталовложений и поступлений от экспорта. Для  стимулирования капиталовложений используется гибкая селективно-поощрительная политика. Главной целью хозяйствования и  на макро, и на микроуровне считается  расширение объёмов производства даже и в ущерб рентабельности. В  связи с этим фирмы используют заемные средства в гораздо большем  объёме, чем обычно, доля собственных  средств в капиталовложениях, как  правило, не превышает 35 %.

Финансовые  ресурсы, так же, как и в рамках импортозамещающей экономики, находятся  под более или менее жестким  контролем государства.

Во внешнеэкономической  деятельности проводится полномасштабная  политика протекционизма. Пошлины на импорт, как правило, достаточно высоки, хотя в тех отраслях, где импорт желателен, они могут и вообще отсутствовать. На ранних и средних  этапах функционирует разрешительный режим, который предполагает получение  разрешения на каждую сделку в области  импорта. По мере укрепления национальной индустрии он сменяется запретительным, в рамках которого все не запрещенные  к импорту товары можно ввозить  беспрепятственно. Экспортеры активно  поддерживаются системой налоговых  льгот, субсидий, государственных гарантий и кредитов.

Социальная  сфера развивается, как правило, замедленными темпами, но поддерживается слабое имущественное расслоение общества как с помощью налоговой системы, так и с помощью пропаганды идей единства нации.

Нередко власть носит авторитарный характер, но, как  правило, существует консенсус между  властью и основной частью народа, основанный на активном использовании  традиционной идеи мудрого централизованного  правления.

 

Арабская  ресурсная экономика

 

В мире существует две основные экономические системы, основанные на эффективном использовании  ими природных ресурсов. Первая связана  с активной эксплуатацией полезных ископаемых, и в рамках её наиболее известными являются национальные экономические  модели ряда арабских стран: ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии. Материальной основой  народного хозяйства этих государств служат богатейшие запасы нефти, залегающие на их территории. Однако нефтяные месторождения  большой мощности есть и у других государств, к тому же не все богатые  нефтью арабские государства процветают в одинаковой степени.

Данная система  сочетает государственный контроль и прямое государственное участие  в добыче нефти с развитием  ряда современных отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг  за счет средств, полученных от нефтяной или газовой отрасли.

Государство является основной движущей силой развития и главным субъектом экономической  деятельности. Инфраструктура, социальная сфера, благосостояние граждан поддерживаются на очень высоком уровне. Политическая система носит крайне консервативный, патриархальный характер. Традиции тщательно  соблюдаются и в культурной сфере. В повседневной жизни сочетается патриархальность с использованием самой современной техники быта. Большое значение придается туризму, что роднит этот тип экономики  с ещё одной экономической  системой, основанной на использовании  своего географического положения.

 

Островная ресурсная экономическая  система

 

Этот тип  хозяйствования сложился, главным образом, в маленьких островных государствах тропической зоны. Основным, а кое-где  и единственным достоянием этих стран  являются отличные климатические условия, обеспечивающие возможность для  отдыха в любое время года. К  ним добавляется туземная экзотика и, очень часто, статус «налогового  рая», то есть территории, обеспечивающей минимальное налогообложение любым  зарегистрировавшимся здесь фирмам.

Благосостояние  данной территории обеспечивается за счет налоговых отчислений действующих  и зарегистрированных здесь иностранных  компаний, а также за счет обслуживания туристов и расходов, которые они  делают во время отдыха. Сам туристский бизнес развивается в основном зарубежными  компаниями, местные кадры заняты чаще всего в качестве наемного персонала и как артисты в туземных шоу. Тем не менее, для того, чтобы плодами индустрии туризма и финансовой сферы могли воспользоваться местные жители, необходима осмысленная и внятная экономическая политика, проводимая государством.

Информация о работе Модели рыночной экономики