Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:06, реферат

Описание работы

Основной, как базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики. Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами.

Файлы: 1 файл

Ekonom_teor.docx

— 195.31 Кб (Скачать файл)

 

Признаки макроэкономического  равновесия:

 

1) соответствие  общественных целей реальным  экономическим возможностям;

2) полное  использование всех экономических  ресурсов общества – земли,  труда, капитала, организации, информации;

3) равновесие  спроса и предложения на всех  основных рынках на микроуровне;

4) свободная  конкуренция, равенство всех покупателей  на рынке, неизменность экономических  ситуаций;

5) постоянное  движение, непрерывное развитие  экономики.

Состояние национальной экономики изменяется под влиянием колебаний в совокупном спросе и  совокупном предложении.

1) Последствия  увеличения совокупного спроса  при неизменности совокупного  предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного  предложения они происходят:

а) увеличение АD на горизонтальном участке кривой АS приведет к росту реального  ВВП, снижению безработицы при неизменных ценах.

б) увеличение АD на промежуточном отрезке кривой АS приведет к росту ВВП при  одновременном росте цен.

в) увеличение АD на вертикальном отрезке кривой АS вызовет рост цен при неизменной величине реального ВВП.

При сокращении совокупного спроса – объем ВВП  и уровень занятости уменьшается, но цены не снизятся. Равновесие будет  достигнуто при тех же ценах и  меньшем объеме ВВП. Эта ситуация объясняется так называемым эффектом «храповика» (храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Цены легко меняются в сторону увеличения, но в обратную сторону становятся не гибкими и  не снижаются, чему противодействуют требования рабочего класса, возможность социальных конфликтов и монополий, которые  как правило цены не снижают.

2) Изменение  совокупного предложения при  неизменности совокупного спроса  вызывает:

а) увеличение АS приведет к росту реального  ВВП, сокращению безработицы и уменьшению роста цен.

б) сокращение АS приведет к снижению реального  ВВП, росту безработицы и росту  цен (такое состояние экономики  называется стагфляцией).

В экономической  литературе существуют различные объяснения общей модели макроэкономического  равновесия «совокупный спрос –  совокупное предложение» (АD–АS). Обычно выделяют 2 модели макроэкономического равновесия: классическая (А. Смит, Д. Риккардо, Дж.Ст. Милль, Маршалл, Пигу и др.) и кейнсианская.

Классики сделали вывод, что рыночная саморегулируемая экономика способна достичь как полного объема производства, так и полной занятости без вмешательства государства.

Кейнсианская  модель макроэкономического равновесия для определения равновесного уровня производства использует 2 метода: метод  сопоставления совокупных расходов и объема производства (С+I=ЧНП) и  метод «изъятий-инъекций». Метод «изъятий-инъекций» является вторым методом определения равновесного объема производства в кейнсианской модели. Суть его состоит в том, что часть дохода домохозяйства могут сберегать, что означает изъятие из потока дохода-расхода, т.е. сбережения будут превышать запланированные инвестиции, тогда уровень чистого НП опуститься ниже равновесного, и фактические инвестиции будут приведены в соответствие со сбережениями путем уменьшения товароматериальных запасов на величину превышения инвестиций.

Таким образом, если инвестиции не соответствуют сбережениям, то фактическое равенство наступает  вследствие образования или расходования непредусмотренных товароматериальных запасов (инъекций).

 

Модель AD-AS (модель совокупного спроса и совокупного  предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Впервые она  была выдвинута Джоном Мейнардом  Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег. Это  основа современной макроэкономики, и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников laissez-faire, таких как Милтон Фридман, до социалистических «пост-Кейнсианских»  сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон.

Данная модель показывает поведение совокупного  спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий  уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических  циклов и стагфляция. С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму.

 

3.Формы международных экономических отношений. Платёжный баланс страны и его структура

 

3.1.Международная торговля товарами и услугами. Технология как товар на мировом рынке

 

Междунаро́дная  торго́вля — система международных  товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Международная торговля как основная форма МЭО. Материальной базой развития торговли выступает всё более углубляющееся международное разделение труда, которое объективно обуславливает связь отдельных территорий и стран, специализирующихся на производстве на той или иной продукции. Взаимодействие товаропроизводителей различных стран в процессе купли-продажи товаров и услуг формирует отношения мирового рынка.

Международная торговля влияет на состояние национальной экономики, выполняя следующие функции:

 

1) восполнение  недостающих элементов национального  производства, которое делает «потребительскую  корзину» экономических агентов  национальной экономики более  разнообразной; 

 

2) трансформация  натурально-вещественной структуры  ВВП вследствие способности внешних  факторов производства видоизменять  и разнообразить эту структуру; 

 

3) эффектообразующая  функция, т.е. способность внешних  факторов влиять на рост эффективности  национального производства, максимизацию  национального дохода при единовременном  сокращении общественно необходимых  затрат на его производство.

В международной  торговле применяются два основных метода (способа) торговли: прямой метод  — совершение операции непосредственно  между производителем и потребителем; косвенный метод - совершение операции через посредника. Прямой метод приносит определенную финансовую выгоду: сокращает  издержки на сумму комиссионного  вознаграждения посреднику; снижает  риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации; позволяет постоянно находиться на рынке, учитывать изменения и реагировать на них. Но прямой метод требует значительной коммерческой квалификации и торгового опыта.

Международная торговля товарами осуществляется в  самых разнообразных формах. Формы  международной торговли – это  виды внешнеторговых операций. К ним  относятся: оптовая торговля; встречная  торговля; товарные биржи; фьючерсные биржи; международные торги; международные  аукционы; ярмарки.

Международная торговля товарами. Международная торговля характеризуется также и такими категориями как «экспорт» и «импорт». Экспорт (вывоз) товаров означает реализацию товаров на внешнем рынке. Импорт (ввоз) товаров – это покупка иностранных товаров. Основные формы экспорта (импорта):

 

  • экспорт (импорт) готовой  продукции с предпродажной доработкой в стране покупателя;

 

  • экспорт (импорт) готовой  продукции;

 

  • экспорт (импорт) продукции  в разобранном виде;

 

  • экспорт (импорт) запасных частей;

 

  • экспорт (импорт) сырья и  полуфабрикатов;

 

  • экспорт (импорт) услуг;

 

  • временный экспорт (импорт) товаров (выставки, аукционы).

 

Международную торговлю характеризуют три важные характеристики: общий объем (внешнеторговый оборот); товарная структура; географическая структура.

Внешнеторговый  оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. Товар входит в международный  обмен при пересечении границы. Сумма экспорта и импорта образует товарооборот , а разница между  экспортом и импортом представляет собой торговый баланс . Торговый баланс может быть положительным (активным) или отрицательным (дефицитным, пассивным). Активное сальдо торгового баланса - превышение товарного экспорта страны над ее товарным импортом. Пассивный  торговый баланс - внешнеторговый баланс, который характеризуется превышением  ввоза товаров (импорта) над вывозом (экспортом).

Рассматривая  товарную структуру международной  торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие  годы, можно отметить существенные изменения. Если в первой половине века 2/3 мирового товарооборота приходилось  на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла  с 1/3 до 3/4. Более 1/3 всей мировой торговли – это торговля машинами и оборудованием. Быстроразвивающейся сферой международной  торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию  в увеличении потребления сырья  и энергоресурсов. Однако темпы роста  торговли сырьем заметно отстают  от общих темпов роста мировой  торговли. На мировом продовольственном  рынке такие тенденции можно  объяснить падением доли самого аграрного  сектора по сравнению с промышленностью. Также такое замедление объясняется  стремлением к самообеспеченности продовольствием в развитых и  ряде развивающихся стран (особенно в Китае и Индии). Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как  инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует  межстрановой обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической  продукцией, что стимулирует межстрановой обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера.

Произошли значительные изменения географической структуры  международной торговли под влиянием экономических и политических факторов в мире с 90-х годов ХХ века. Ведущая  роль по-прежнему принадлежит промышленно  развитым странам.

 

Международная торговля услугами.

 

В настоящее  время наряду с рынком товаров  быстрыми темпами развивается и  рынок услуг, т.к. сфера услуг занимает значительное место в национальных экономиках, особенно в развитых странах. Особенно быстро сектор услуг развивается  во второй половине 20-го века, чему способствовали следующие факторы:

 

  • углубление международного разделения труда ведёт к образованию  новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг;

 

  • длительный экономический  подъём в большинстве стран, который  привёл к повышению темпов роста, деловой активности, платёжеспособности населения, спрос на услуги растёт;

 

  • развитие НТП, который  приводит к появлению новых видов  услуг и расширению сфер их применения;

 

  • развитие других форм МЭО 

 

Специфика услуг: услуги производятся и потребляются одновременно, не подвергаются хранению; услуги неосязаемы и невидимы; для  услуг характерна неоднородность, изменчивость качества; не все виды услуг могут  быть вовлечены в международную  торговлю, к примеру, коммунальные услуги; при торговле услугами отсутствуют  посредники; международная торговля услугами не подлежит таможенному контролю; международная торговля услугами больше, чем торговля товарами, защищена государством от иностранных конкурентов.

Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов: коммерческие услуги; услуги почт и связи; строительные работы и сооружения; торговые услуги; услуги в сфере образования; услуги по охране окружающей среды; услуги в  области финансового посредничества; услуги в области здравоохранения  и социальной области; услуги, связанные  с туризмом; услуги по организации  отдыха, культурных и спортивных мероприятий; услуги транспорта; прочие, никуда не включенные услуги.

В системе  национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные  услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

Информация о работе Модели рыночной экономики