Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:38, курсовая работа
Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Коми в сфере социальной работы с молодежью.
Объект исследования: сельская молодежь.
Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1 Социальный портрет молодежи
1.2 Формы и методы социальной работы с сельской молодежью
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Коми
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа «Молодежь Корткеросского района»
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Специалисты учреждений органов по делам молодежи оказывают психологическую, педагогическую, социальную, правовую и медицинскую помощь детям, подросткам и молодежи, а также консультативно-методическую помощь родителям, специалистам инспекций по делам несовершеннолетних. Проводятся групповые занятия и тренинги по наиболее сложным проблемам молодежи, разрабатываются и внедряются коррекционно-развивающие программы, организуется психологическое просвещение населения, издаются методические пособия и методические рекомендации. Учреждения органов по делам молодежи сотрудничают с ЗАГСами, кабинетами планирования семьи, с военкоматами, бразовательными учреждениями, подростковыми медицинскими кабинетами, инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д.
Создаваемые органами
по делам молодежи учреждения, в
том числе социально-
Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия для формирования позитивных межличностных отношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В завершение любого коллективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями, когда подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в обще-лагерных мероприятиях и работе своего отряда (16; с.25).
Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.
Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.
В каждом конкретном
случае специалисты по социальной работе
с молодежью содействуют в
обеспечении психотерапевтическ
Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе (25; с.34).
Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» (27; с.75).
Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.
Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.
Содержание и формы деятельности способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком.
Одной из главных
проблем молодых является трудоустройство,
хорошо оплачиваемая и интересная работа.
Переход к рынку предполагает
коренное преобразование стимулов и
мотивов экономической
Выводы
по главе I
Молодежь составляет
в обществе особую группу, для которой
еще не завершена первичная
Молодежь — это возраст, когда происходит «второе духовное рождение», делающее молодых самостоятельными лицами. Особенностью молодого поколения выступает то, что оно занимает весьма динамичное промежуточное положение между периодом «подростковым» и «взрослым», отличающееся неустойчивостью характера, эмоциональностью и самонадеянностью.
Молодежь меньше других слоев, социальных и возрастных групп обременена старыми идеологическими стереотипами и мифами. Она в отличие от старшего поколения легче, безболезненно может отказаться от всего отжившего, отстоявшегося. Именно ее нужно готовить жить и работать в условиях цивилизованно обустроенного рынка в будущем. Это обстоятельство требует кардинальных преобразований в системе образования, совершенствования философии воспитания подрастающего поколения, разработки новой идеологии и политики его социализации.
Немаловажной
проблемой сегодня является разработка
целостной концепции
Для активной интеграции молодежи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство, необходима, с одной стороны, постоянная поддержка государства, как в материальном, так и идеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, то есть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциал молодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения к освоению новых технологий, развитию новых идей.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных проблем
сельской молодежи Республики
Коми
Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущая действительность. Молодежь, составляющая более трети населения республики, – это большая социальная группа, требующая активной поддержки со стороны государства. Социально-демографическая ситуация в современном российском обществе характеризуется сокращением рождаемости, преобладанием смертности над рождаемостью, высокой младенческой смертностью, возрастанием числа разводов и т.д. Многие проблемы социально-демографического развития российского общества характерны и для нашей республики.
23 сентября 2010 года Государственным Советом Республики Коми принят закон о молодежной политике в Республике Коми
Законодательство Республики Коми о молодежной политике в Республике Коми основывается на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Коми, регулирующих отношения в области молодежной политики.
При разработке молодежной политики в Республике Коми были учтены две группы особенностей, присущие молодежи. Во-первых, все подрастающее поколение, вступая во взрослую жизнь, на рубеже смены поколений формирует в себе образ будущего, несет ответственность за самосохранение и развитие общества, за преемственность истории и культуры народов, этносов, составляющих его (30; с.38).
В молодежной политике Республике Коми четко и ясно выражена идея о том, что именно подрастающее поколение ответственно за сохранение и дальнейший расцвет народа как культурно-исторической общности, за дальнейшее совершенствование и приспособление его образа жизни к условиям современной цивилизации. Во-вторых, в период вступления молодого поколения во взрослую жизнь у нее в силу объективных причин не сразу формируются ценностные, духовно-нравственные ориентиры. Нередко недостаток жизненного опыта у молодежи при принятии ею серьезных и ответственных решений приводит к непростительным ошибкам. Как свидетельствует история многих государств, эта проблема еще более усугубляется, осложняется в условиях революционных переворотов, кардинальных реформ и трансформации традиционного общества, когда неопытная молодежь, не успев усвоить старые, устоявшиеся в обществе ценности, которыми руководствуется старшее поколение, полностью не принимает на вооружение далеко непонятные ей, неопределенные новые ценности и духовно-нравственные ориентиры. В новой политике, предлагаемой современной молодежи в республике, учтены эти нюансы и обстоятельства и предложены конкретные механизмы и пути сохранения всего ценного из опыта старшего поколения. В настоящее время в республике проводится масштабная работа по вооружению подрастающего поколения системой ценностей и ориентиров, адекватной требованиям современной цивилизации.
В результате принятия этого закона в республике значительно укрепилась правовая и социальная защищенность молодых граждан, их организаций и объединений. За годы функционирования его в республике создана система социально-экономической поддержки молодежи. Это прежде всего касается создания условий для решения жилищной проблемы молодых семей.
Государственный комитет Республике Коми по делам молодежи, опираясь на законы и правовые акты, принятые за последние годы, делает немало для обеспечения трудовой занятости молодых людей. В республике безработица среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет с каждым годом сокращается (18; с.67-68).
Работа по организации занятости и трудоустройства молодежи в Республике Коми проводилась по следующим направлениям.
Проведены специализированные ярмарки вакансий рабочих мест, акции «Дни карьеры». Всего в данных мероприятиях приняло участие более 50 тыс. молодых людей. Среди них были учащиеся и выпускники учебных заведений, с которыми специалисты отделов по делам молодежи и центров занятости населения проводили тестирования по профориентации. Кроме того, были организованы собеседования с работодателями, оказаны консультационные услуги специалистов службы занятости и работодателей, проводились компьютерные тестирования.
На базе Ухтинского государственного университета создан Штаб студенческих трудовых отрядов, в котором зарегистрировано 495 бойцов, основные направления деятельности: строительные, сервисные, педагогические отряды, отряды проводников. В муниципальных образованиях организована работа летних лагерей труда и отдыха подростков и молодежи.
Для поддержки молодежного предпринимательства и для развития научной и инновационной деятельности молодежи проведены следующие мероприятия:
- в Республике Коми создана инфраструктура поддержки молодежного предпринимательства;
- оказывается бесплатное консультационное сопровождение молодых людей, желающих стать предпринимателями, в настоящее время началась реализация I модуля массового краткосрочного обучения «Открой свое дело», объявлен республиканский конкурс «Молодой предприниматель»;
- организован республиканский инновационный молодежный конвент «Молодежь — для будущего Республики Коми», в рамках которого прошли конкурс научных достижений и инноваций молодых ученых и рационализаторов, выставка-презентация инновационных проектов и молодежных научных разработок, на которой было представлено 80 проектов, 5 проектов будут премированы на общую сумму 50,0 тыс. руб.;
- проведён Межрегиональный молодёжный научный форум «Академическая весна — 2012»
Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание и допризывную подготовку подростков и молодежи:
Информация о работе Молодежь как особая социально - демографическая группа