Молодежь как особая социально - демографическая группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы явилось изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Республики Коми в сфере социальной работы с молодежью.
Объект исследования: сельская молодежь.
Предмет исследования: социальные проблемы сельской молодежи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
1.1 Социальный портрет молодежи
1.2 Формы и методы социальной работы с сельской молодежью
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Решение социальных проблем сельской молодежи Республики Коми
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Программа «Молодежь Корткеросского района»
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Характер проводимого  молодежью досуга во многом определяет и их информационные предпочтения. Основным информационным источником для большинства молодых людей является телевидение (87,4%). Второй по популярности источник получения информации в молодежной среде – газеты, их читает 40,4% молодых людей. Каждый третий молодой человек получает интересующую его информацию, слушая радио (34,1%), каждый пятый – от родственников и друзей (21,1%). Менее распространены такие источники получения информации как иллюстрированные журналы и Интернет (8,8% и 6,2% соответственно). Эти источники не так популярны скорее из-за достаточной дороговизны журналов и отсутствия свободного доступа к сети Интернет и необходимых технических ресурсов у большинства молодежи. С возрастом интерес молодежи к телевидению, Интернету, журналам не меняется, зато, в связи с вступлением в период активной социализации, ростом интереса к социальной, политической жизни общества, значительно увеличивается доля молодежи, читающей газеты.

 

 

 

2.3. Корткеросское лето - 2012 

Второй этап IV республиканского фестиваля молодежного творчества «Корткеросское лето - 2012» состоялся 14 июля в день образования Корткеросского района на стадионе села Корткерос.

В этом году конкурс был посвящен Году Молодежи, объявленному в Республике Коми, и направлен на развитие сотрудничества между молодёжными творческими объединениями сельских районов республики, выявление и поддержку талантливой сельской молодёжи.

Фестиваль «Корткеросское лето» в статусе районного  проводился с 1997 года. За это время конкурс приобрёл свои традиции, положительный опыт и имидж яркого праздника для молодёжи. Благодаря этому, в 2003 году фестивалю был присвоен статус республиканского с периодичностью проведения один раз в три года.

Все эти годы организаторы фестиваля бережно  и целеустремлённо сохраняют главную идею фестиваля: выявление и поддержка творческой молодёжи из сельских районов Республики Коми. Принимая участие в фестивале, молодёжь республики получает необходимый заряд для дальнейшего творчества и опыт для участия в других республиканских и российских фестивалях. Предпосылкой для организации такого рода конкурса, как раз и явилось желание организаторов сделать фестиваль первой стартовой площадкой.

Как и у любого культурного мероприятия у молодежного  фестиваля «Корткеросское лето-2012» есть своя эмблема: разноцветная птица на голубом фоне.

Традиционные рамки фестиваля «Корткеросское лето – 2012» были расширены. Он стал фестивалем не только молодежного творчества, но и молодежных инициатив, интересных проектов, новых идей, площадкой для общения и творчества. В рамках Фестиваля (вне основной конкурсной программы) были организованы акции (флеш-мобы, промо-акции и т.п.), конкурсы и тематические площадки.

Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как во многом от этого зависит будущее. Молодежь, составляющая более трети населения республики, - это большая социальная группа, требующая активной поддержки со стороны государства.

Система мероприятий  по поддержке молодых семей, проводимые комитетом по делам молодежи и специалистами по работе с молодежью включает в себя:

- консультации  по вопросам реализации ФЦП,  РЦП «Социальное развитие села  до 2010 года», по программе «Жилище»;

- тематические  мероприятия (тематический конкурс  «Молодая семья»);

- вовлечение в спортивные мероприятия.

Реализация  программы предусматривает создание и использование централизованных механизмов осуществления молодежной политики при активном участии самой  молодежи, их координацию и распространение  на республиканском и муниципальном уровнях. Районная программа молодежной политики «Молодежь Корткеросского района» на 2007-2012 годы, это основа районной молодежной политики механизмы ее реализации, в том числе - выработка основных программных мероприятий, возможно за счет комплекса мер по созданию условий для более полного включения молодежи в общественную жизнь и одновременного воспитания патриота и достойного гражданина Республики Коми. Срок действия Программы-2007-2012 гг.

Основной целью  программы является создание условий  для интеллектуального и физического развития, формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения, как стратегического ресурса социально-экономического развития района и республики, дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

Для достижения цели требуется решить следующие  задачи:

1. Обеспечение  межведомственной координации в решении проблем молодежи;

2. Развитие инфраструктуры  и укрепление материально-технической  базы учреждений молодежной политики;

3. Создание системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров, действующих  в сфере молодежной политики.

4. Формирование здорового образа жизни молодежи.

5. Обеспечение  трудоустройства и занятости  детей, подростков и молодежи.

6. Адресная помощь  молодым семьям в решении жилищных  проблем, укрепление института  молодой семьи.

7. Развитие системы  учреждений оказания социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, социально-психологической реабилитации отдельных категорий молодежи.

Программа реализуется  в следующих направлениях:

- развитие гражданской  позиции, духовно-нравственной культуры  и патриотизма в молодежной среде;

- социальная  защита молодых граждан, укрепление  института молодой семьи и  повышение ее статуса, содействие  в решении жизненных проблем  и проблем трудовой занятости  молодежи;

- правовое воспитание, повышение экономической культуры, конкурентоспособности;

- организация  культурно-досуговой деятельности  и развитие творческого потенциала  молодого поколения;

- укрепление  здоровья, формирование здорового  образа жизни;

- научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение  реализации молодежной политики.

На базе клубов и центров получила развитие работа по социальной реабилитации детей и  подростков с ограниченными умственными  и физическими возможностями. Работники  клубов совместно с обществом инвалидов организуют различные оздоровительные и досуговые мероприятия. Следует отметить, что работа в данном направлении требует наличия в штате учреждения высококвалифицированных специалистов по социальной работе.

Принимая во внимание прямую зависимость состояния  здоровья от образа жизни и физической активности, совместно с органами по делам молодежи администраций муниципальных образований планируется продолжение работы по пропаганде здорового образа жизни, направленной на мотивацию к активным занятиям физической культурой и спортом. Занятия физической культурой и спортом должны стать серьезной школой воспитания у подростков и молодежи ценности здорового образа жизни. Они помогут значительно повлиять на разрешение существующих социальных проблем, станут действенным фактором профилактики девиантного поведения, табакокурения, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Занятие физической культурой и спортом являются одним из основных способов проведения молодежи своего свободного времени.

В этой связи  работа государственных органов, занимающихся развитием физкультуры и спорта, приобретает огромное значение. Основные усилия физкультурных организаций направлены на организацию физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы среди работающей, учащейся и студенческой молодежи.

Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют. Молодежь трудится во всех сферах производства и сельского хозяйства. Среди них передовые механизаторы, водители, учителя-новаторы, медики и многие другие. Они, несмотря на экономические и финансовые трудности, с оптимизмом смотрят на будущее. При районном доме культуры открыты клубы по интересам. Помимо традиционных вечеров, посвященных знаменательным датам, организуются различные конкурсы, викторины, игры, еженедельно проводятся мероприятия с участием молодежи.

Перед государством и обществом всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Именно молодежь обеспечивает социальную мобильность общества и является источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни.

Главной задачей  государства и общества в отношении  молодежи является формирование условий, при наличии которых молодежь сможет самостоятельно решать свои проблемы и будет готова активно, заинтересованно участвовать в решении задач, стоящих перед обществом и государством.

Молодежь - субъект  государственной политики, уникальный стратегический ресурс общества, который  не должен быть только объектом воздействия  со стороны государства и старших поколений.

 

 

 

Выводы  по главе II 

Знание истинного  положения сегодняшней молодежи, ее наиболее актуальных социально-экономических  проблем, поиск оптимальных путей  их решения, оказание молодым помощи в выборе жизненного пути и обретении  уверенности в завтрашнем дне - в целях решения этих и иных вопросов необходимо осуществлять координацию деятельности образовательных учреждений, организаций, республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Применение  программно-целевого метода в решении проблем, характерных для молодежно-подростковой среды, позволит добиться следующих результатов: обеспечить адресность и контроль за инвестированием бюджетных средств в молодежную политику;

- выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого финансирования;

- разработать и внедрить технологии решения актуальных проблем молодежи с участием ее самой; обеспечить устойчивое развитие инфраструктуры, созданной в ходе выполнения Программы.

Проблема творческого  подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. Ее решение имеет общегосударственное значение, поэтому надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей.

Задача общества и государства сегодня — оказывать  всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.

Важно, чтобы  в учреждениях органов по делам  молодежи формировался особый стиль  взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это — адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Современная молодежная среда, являющаяся объектом воздействия  со стороны политических институтов и структур, политических партий и  объединений, функционирующих в  обществе, представляет собой сложный  и противоречивый организм, отражающий все социально-экономические и политические тенденции развития современной России.

Молодежь —  это социальная группа, наиболее восприимчивая  и в то же время прагматично  настроенная часть населения  любого государства. Имеющиеся проблемы модернизации российского общества, ее успехи и сложности интересуют и волнуют большую ее часть. Несмотря на многочисленные трудности повседневного бытия молодого поколения, возникшие за годы рыночных реформ, молчаливое равнодушие к потребностям и интересам молодежи со стороны государства, она в целом поддерживает и одобряет эти судьбоносные преобразования, осуществляемые на стыке двух столетий в России. Такое одобрительно-спокойное отношение молодежи к разбегающимся социальным ценностям (бесплатное образование, медицинское обслуживание и др.), формальной свободе управляемой демократии, многому негативному, имеющему место в современной реформирующейся России, — это явление временное. Неоспоримость этой ситуации должно хорошо понимать, чувствовать нынешнее руководство России и, не откладывая в долгий ящик, начинать работу по разработке научно обоснованной молодежной политики.

Основными ее задачами являются приобщение молодых граждан  к участию в общественных и  социально-экономических преобразованиях, совершенствование системы трудового, нравственного и патриотического воспитания, усиление социальной защиты подрастающего поколения. Каждый молодой человек в российском государстве должен иметь достойные условия для самореализации, получения качественных знаний, отвечающих требованиям эпохи. В основу современной молодежной политики государства должна быть заложена научно выверенная философия полноценной социализации молодежи. Решение этой задачи в условиях трансформирующегося общества, сопровождающегося системными кризисами, требует фундаментальной коррекции идеологии воспитания молодежи. Эту работу следует начинать с основательного лечения самого общества, институтов социализации молодежи (семьи, системы образования и др.), обратив при этом особое внимание на мощную финансовую поддержку их со стороны государства.

Информация о работе Молодежь как особая социально - демографическая группа