Монетарные и немонетарные концепции объяснения причин инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ…………………………...3
Виды инфляции………………………………………………………7
Причины инфляции…………………………………………………12
2 ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОНЕТАРНЫХ
И НЕМОНЕТАРНЫХ ФАКТОРОВ ИНФЛЯЦИИ………………....18
2.1 Социально-экономические последствия инфляции……………...20
2.2 Антиинфляционная политика……………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....29

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

1)государственная монополия  на эмиссию денег;

2)профсоюзная монополия;

3) монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек.

Эти три вида монополий связаны между собой, и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения.

Назовем признаки не инфляционной экономики.

Во-первых, отсутствие дефицита государственного бюджета, поскольку при любом способе его покрытия возникают инфляционные импульсы. Теоретически это условие невыполнимо, хотя практически устойчивые бездефицитные бюджеты изредка встречаются.

Во-вторых, центральный банк обязан обеспечить не инфляционное развитие экономики. В действительности центральному банку трудно избежать роста инфляции при проведении краткосрочной денежной политики и обслуживании государственного долга. В-третьих, устранение государственной монополии центрального банка на регулирование центральных денег. В условиях монополии возможна ошибка в оценках допустимых пределов денежной экспансии. Прекратить выпуск центральных денег нельзя, сделать их рынок конкурентным — тоже. Поэтому ликвидация указанной государственной монополии в подобных условиях принципиально неосуществима. В-четвертых, поддержание устойчивого макроэкономического равновесия между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Такое выравнивание не происходит автоматически, чаще встречается неравновесие. Когда инвестиционный спрос превышает предложение сбережений, в экономике возникает инфляционная ситуация, характеризующаяся медленным ростом инвестиций и производства, дефицитом сбережений и высоким текущим спросом. Как видно, это условие едва ли выполнимо. В-пятых, государство должно воздерживаться от активного вмешательства в перераспределение доходов, чтобы уберечь экономику от инфляции. Когда оно поступает иначе, то при чрезмерном налогообложении возникает макроэкономический эффект дефицита сбережений. Он усиливает отмеченное выше макроэкономическое неравновесие между инвестициями и сбережениями. Однако, перераспределительная деятельность государства социально оправдана, отказаться от нее невозможно. Следовательно, и это условие невыполнимо. В-шестых, у граждан страны не должны возникать инфляционные ожидания при повышении цен, что явно нереально. Народное хозяйство, в котором выполняются все шесть условий, может существовать лишь в воображении, но не на практике. Таким образом, инфляционный характер современной экономики неустраним. Отсюда следует, что противодействие инфляции не может быть ограничено каким-либо сроком. Антиинфляционное регулирование — это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным. Рядовой потребитель не имеет ни малейшего отношения к истокам инфляции, бесконечно далек от организации предложения денег, бюджетного дефицита, макроэкономического равновесия и др. Население всегда является пострадавшей стороной, жертвой инфляции. Виновник инфляции — государство должно взять на себя ответственность за антиинфляционное регулирование.

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОНЕТАРНЫХ И НЕМОНЕТАРНЫХ ФАКТОРОВ ИНФЛЯЦИИ

Проблема взаимодействия представляет собой широкое поле деятельности для изучения. Практическое использование взаимодействия в данном исследовании ставит задачу более глубокого анализа самой категории и принципов, формулируемых на ее основе. Исследование взаимодействия состоит в том, чтобы в непосредственной связи явлений, в их взаимном соотношении найти и познать момент о последования ими друг друга, понять основу и факторы взаимодействия явлений. Тем самым взаимодействие будет понято диалектически как процесс, который не исчерпывается простой связью явлений, обменом действий, но как процесс, который обладает собственной противоположностью в основе явлений. Наиболее крупные вехи в развитии представлений о взаимодействии связаны с именами Аристотеля, Гегеля, К.Марксом, Ф. Энгельсом. В дальнейшем те или иные аспекты категории взаимодействия анализировались в отечественной философской литературе (примером могут служить работы Л.А. Зеленова, А.Н.Аверьянова, И.И. Жбанковой, Л.А. Петрушенко и др.). Однако степень разработанности данной проблемы остается невысокой, о чем свидетельствует статья " Взаимодействие", помещенная в " Философской энциклопедии" (т.І). В ней по сути дела не выявляется специфическое содержание этой категории, отличающей ее от других форм связей, а понимание сводится к причинности, либо подменяется понятием обратной связи . Тем самым можно утверждать, что положение дел мало чем изменилось со времен Гегеля, который писал: " Но хотя взаимодействие есть, несомненно, ближайшая истина отношения причины и следствия, и оно стоит ... на пороге понятия, однако именно поэтому не следует удовлетворяться применением этого отношения, поскольку дело идет о постигающем в понятиях познании"" . В своем анализе проблемы взаимодействия Гегель отталкивается от критики кантовской " вещи в себе". По Гегелю любая вещь является тем, что она есть благодаря взаимодействию и вещь вне этого взаимодействия не существует .В дальнейшем он обосновал принцип развития с помощью категории взаимодействия. Взаимодействие по Гегелю есть сама истинная причинность, причинность в ее истинном, абсолютном понятии. "Причинность переходит в отношение  взаимодействия, так как она снимает и активность, и пассивность действия и противодействия... Причина и действие... взаимодействуют. В.И.Ленин, высоко ценивший диалектические моменты гегелевской мысли, специально подчеркивает в своих " Философских тетрадях", что " только "взаимодействие"- пустота""1, тем самым объясняя невозможность применения взаимодействия вне целого, взаимодействующие стороны выступают моментами более высокого целого, и, следовательно, их взаимодействие является воспроизведением его самодвижения. Энгельс положительно оценил диалектическую концепцию Гегеля и в работе " Диалектика природы" отмечает: "Уже у Гегеля противоположность между causa efficiens (действующей - прим. Автора) и causa finalis (конечной причиной) снята в категории взаимодействия 24. Гегель рассматривает взаимодействие как последовательно происходящее действие и противодействие. Причина и следствие у Гегеля постоянно меняются местами, взаимопереходят друг в друга. Простейшей же ячейкой взаимодействия является причинно- следственная связь, означающая зависимость следствия от причины, и отражающая направление от причины к действию. В работе " Диалектика природы" Энгельс дал общую характеристику категории взаимодействия. Характеристика взаимодействия как движения является качественно новым пониманием места и роли взаимодействия в универсальной связи явлений. Он рассматривает взаимодействие как внутреннюю взаимообусловленность переходящих друг в друга форм движения и в этом смысле указывает: " ... спинозовское: субстанция есть causa sui прекрасно выражает взаимодействие".

2.1СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. 
Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Как образно выразился Ф.Хайек , «высокая инфляция и в особенности сильно варьирующая инфляция приводит к тому, что помехи полностью «забивают» полезный сигнал и важная информация превращается в бессмысленный шум».1Рассмотрим подробнее социально-экономические последствия инфляции: Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке. В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Т. е., при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается. 
Чтобы в этом убедиться, представим динамику доли труда а как разность между темпом прироста реальной заработной платы w/P и темпом прироста производительности труда q. Тогда при неизменной производительности труда прирост его доли в национальном доходе будет равен приросту реальной заработной платы w/P. Темп прироста реальной заработной платы равен темпу прироста номинальной зарплаты за вычетом темпов инфляции л, т. е. а = w/P = w - л.

Инфляция 
Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции. 
Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога - инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпам инфляции гг. Инфляционный налог - это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой такого налогообложения являются реальные денежные запасы М/Р, либо денежная база (С +R). Рассчитать инфляционный налог, взимаемый с населения, можно по формуле: IT = л: (М/Р), или IT =тсС + (к~ i)D, (8)где IT - инфляционный налог, М/Р - реальные денежные запасы, С - объем наличности, D - объем депозитов, ; - номинальная ставка процента. 
Доход государства от создающей инфляцию эмиссии (сеньораж) и доход от инфляционного налога IT (в виде дополнительного приобретения государством товаров и услуг на сумму эмиссии) совпадают при умеренных темпах инфляции, когда объем желаемых денежных запасов остается неизменным: М/Р = const. Существует временной лаг между начислением и уплатой налога. При высокой инфляции бюджетные поступления государства обесцениваются за период с момента начисления и до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется, как отмечалось в гл. 22, эффектом Танзи-Оливера,  который наблюдался в 1970-е годы во время гиперинфляции в Латинской Америке. Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход.

2.2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Инфляция имеет монетарные и немонетарные причины.

Немонетарные причины:

- диспропорции в экономике;

- чрезмерное развитие  ВПК (Военно-промышленного комплекса);

- малый экспортный сектор  при сильной импортной зависимости;

- спад объема ВВП (валового  внутреннего продукта);

- инфляционные ожидания  населения.

Монетарная природа инфляции:

- дефицит госбюджета;

- влияние объема денежной  массы на темпы инфляции. Увеличение  активов ЦБ во всех случаях  приводит к возрастанию денежной  массы, что означает повышение  платежеспособного спроса. В результате  возрастает уровень цен на  товары;

- скорость обращения денег (она увеличивается, когда происходит  бегство населения от национальной  валюты, что объясняется низким  доверием и инфляционными ожиданиями  населения).

Инфляция является неизбежным спутником современной рыночной экономики, обусловленным ее не чисто конкурентным характером: как невозможна полная ликвидация бюджетных дефицитов, деятельности профсоюзов, монополистических структур, диспропорций в экономике, инфляционных ожиданий, так невозможно и абсолютное устранение порождаемых этими факторами инфляционных процессов.

Следовательно, основной целью государственной антиинфляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.

Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.

Первое направление - адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе.

Инструментом такой политики является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняющей, а уменьшающей снижение реальных доходов. Чаще всего в большей мере индексируются меньшие размеры доходов.

Индексация может носить «запаздывающий» характер, т.е. компенсировать уже происшедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается «порог индексации» - индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов.

В некоторых странах индексация носит упреждающий характер (в условиях прогнозируемой инфляции) - так называемая «система адаптации к новым условиям». При этом новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции.

Международная практика (чаще - в развивающихся странах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: поддержание государством (в том числе за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров, удовлетворяющих потребности беднейшего населения; создание сети дешевых «социальных магазинов» для тех же слоев; различные формы благотворительной помощи.

Второе направление - политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие.

Концептуальные основы такого регулирования различны , у сторонников кейнсианской и монетаристской теорий.

Мы отметили, что инфляция есть проявление макроэкономического неравновесия AD > AS, следовательно, его относительного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).

Кейнсианская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздания инфляции увеличение совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.

Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет государственных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы.

Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, представители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию санации экономики, очистить ее от неэффективных структур. В результате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и «обвал» экономики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высокой галопирующей и тем более гиперинфляции дожидаться достаточно отдаленных во времени результатов повышения эффективного спроса невозможно, нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции.

Информация о работе Монетарные и немонетарные концепции объяснения причин инфляции