Монополии и их роль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Монополия-это такая ситуация на рынке, при которой фирма или их объединение действуют в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускают товар(ы) и/или оказывают услуги, не имеющие близких заменителей). Монополии делятся на несколько видов по разным критериям, что видно по таблице ниже.

Содержание работы

Введение. 3

I. Понятие и виды монополий.

1.1. Развитие монополий. 5

1.2. Формы и виды монополий. 9

II. Особенности монополий в России.

2.1. История возникновения и
развития монополий в России. 14

2.2 Конкуренция и монополии. 19

Заключение. 23

Список литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

Кафедра «Экономика и организация производства»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему: Монополии и их роль в России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила:      студентка 1 курса

экономического факультета

группы МП-11 Ульянова Н.А.

 

 

                                            Проверил:         к.э.н., ст. преподаватель

                                                                   Антонов Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Великие Луки – 2013

План.

 

Введение.                                                                                                3 

 

I. Понятие и виды монополий.

 

1.1. Развитие монополий.                                                             5         

 

1.2. Формы и виды монополий.                                                 9

 

II. Особенности монополий в России.                                      

 

2.1. История возникновения и

развития монополий в России.                                                   14

 

2.2 Конкуренция и монополии.                                                  19

 

Заключение.                                                                                       23

 

Список литературы.                                                                             24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Монополия-это такая ситуация на рынке, при которой фирма или их объединение  действуют в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускают товар(ы) и/или оказывают услуги, не имеющие близких заменителей). Монополии делятся на несколько видов по разным критериям, что видно по таблице ниже.

Монопольное положение является желанным для каждой фирмы, так как оно даёт больше возможностей: меньше риска и проблем, связанных с конкуренцией, концентрация власти на определённом рынке, возможность оказывать влияние на других участников рынка. Соответственно возникает вопрос о том, чем монополия может быть полезна экономике, ведь её негативный характер очевиден. В условиях монополии потребитель теряет право выбора, которое в условиях конкуренции заставляет фирмы работать на пользу людям. Но углубляясь в изучение монополий можно выявить и полезные её свойства.

Именно поэтому эта тема остаётся актуальной. Изучая монополии можно выявить принципы её работы и направить знания о ней на улучшение экономики. Но правильное регулирование монополий, невозможно без наличия твёрдой научной базы, поэтому цель работы - исследование развития монополий.  Особую роль в этом вопросе занимает рассмотрение развития монополий в России. Ещё пока молодая рыночная экономика нуждается в серьёзном контроле со стороны государства, для того чтобы Россия стала в будущем мировым лидером. 

Таким образом, монополия это неотъемлемая часть рыночной системы, носящая противоречивый характер, что связано с неоднозначным её влиянием на экономику, нуждающаяся в изучении и контроле со стороны государства для эффективного роста и развития экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие и виды монополий.

 

Развитие монополий.

 

Для начала ещё раз вспомним понятие монополии. Монополия - это ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага.

Основная причина возникновения монополии — барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

• Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.

• Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.

• Издержки производства таковы, что максимальная эффективность производства возможна при наличии на рынке единственного производителя.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль.

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и "чистая" абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. "…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…" (В.И.Ленин "Полное собрание сочинений").

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в 19 веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание "общего распределения средств производства". Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития  заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит   владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней»  компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д.  В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты ( банки, инвестиционные компании).

После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США,  объединены  самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных (диаграмма ниже) активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 %  в 1950 году и 60,1% в 1965 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1950 году до 62% общего объема активов в 1965 году.

Формы и виды монополий.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

     Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения.

Информация о работе Монополии и их роль в России