Монополии и их роль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Монополия-это такая ситуация на рынке, при которой фирма или их объединение действуют в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускают товар(ы) и/или оказывают услуги, не имеющие близких заменителей). Монополии делятся на несколько видов по разным критериям, что видно по таблице ниже.

Содержание работы

Введение. 3

I. Понятие и виды монополий.

1.1. Развитие монополий. 5

1.2. Формы и виды монополий. 9

II. Особенности монополий в России.

2.1. История возникновения и
развития монополий в России. 14

2.2 Конкуренция и монополии. 19

Заключение. 23

Список литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

    Между  тем  монополия  находится  в  весьма  сложной  и  противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот  факт,  что  производство  и  реализация какого  -  то   продукта   захвачены   монополистической   группой   крупных предпринимателей,  получающих  от  этого  большую  выгоду,  вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать  тот  же  выигрыш.  С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания  ведет  к  монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то  он, добившись такой  цели,  начинает  господствовать  на  рынке.  Одним  словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

 

 

    В  современных  условиях  крупные  капиталистические   объединения   не уничтожили  конкуренцию,  а  сосуществуют  вместе  с  ней. Это  обостряет  и углубляет  общее  соперничество.   Противоречивая   связь   «конкуренция   - монополия»   напоминает   спортивную   борьбу,   известную   под   названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг  другу группы людей . Имеется значительное число предприятий, которые не  входят  в монополистические  объединения  и  ведут  тяжелое  противоборство  сними.  В каждой  стране  монополии  встречаются  в  числе   конкурентов   иностранные компании,  проникающие  на  внутренний  рынок.  Стало  быть,  за   небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства  и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

    В  развитых  капиталистических  и  развивающихся   странах,   достигших значительного   индустриального   уровня,   имеет   место   внутриотраслевая конкуренция  прежде  всего   между   монополиями,   производящие   инородные продукты.  В  такую  борьбу  ввязываются  сильные   иностранные   соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии,  особенно  при  распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является  соперничество  монополии  и немонополизированных предприятиями

    Высокие цены, по которым  в отрасли сбывается основная  масса  выпущенной монополиями  продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям  часто реализовывать  свои  изделия  по  столь  выгодным  ценам.   В   итоге   как соперничество между монополиями,  так  и  конкуренция  между  последними  и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

Основная характеристика, отличающая монополию от конкурирующей фирмы, — ценовая эластичность спроса. Напомним, что когда речь идет о фирме совершенной конкуренции, ценовая эластичность бесконечно велика. Если конкурирующая фирма даже очень незначительно повышает свою цену, ее продукцию перестают покупать. Напротив, монополия, по существу, контролирует цену, которую назначает.

Как показывает опыт, чтобы установить, действительно ли фирма обладает значительной монопольной властью, необходимо исследовать перекрестную ценовую эластичность спроса на его близкие заменители. На одном известном антитрестовском процессе корпорации Дюпона было предъявлено обвинение в монопольном производстве и распродаже целлофана. Даже продавая свыше 80% произведенного ею целлофана, эта компания смогла бы противостоять такому обвинению, показав, что перекрестная эластичность цен на целлофан и его близкие заменители (в то время ими были главным образом вощеная бумага и алюминиевая фольга) была достаточно высокой, чтобы оправдать продажу всех этих упаковочных изделий на одном рынке. Компания же продавала менее 20% всей упаковочной продукции, что не угрожало сохранению эффективной конкуренции.

Но это вовсе не является поводом для утверждения, будто перекрестная ценовая эластичность является простым, не допускающим двоякого толкования средством, при помощи которого можно различить изделия, имеющие и не имеющие близких заменителей. Различие между совершенной конкуренцией и монополией часто сводится к вопросу о том, у какого из этих двух типов рынков покупатели более многочисленны. И так же, как во многих других областях экономики, задача определения различий между конкуренцией и монополией является не только наукой, но и в определенной мере искусством.

Заметьте, что различие между монополией и конкуренцией заключается не в величине различной ценовой эластичности спроса на их товары. Рыночная ценовая эластичность спроса на изделия конкурирующих фирм часто во много раз ниже ценовой эластичности спроса, с которой сталкивается монополист. Ценовая эластичность спроса на пшеницу меньше, чем на камеры «Полароид», хотя пшеница выращивается в условиях почти совершенной конкуренции, в то время как владение патентами на разработку конструкции камеры «Полароид» делает владельца этой фирмы единственным законным поставщиком камер на большинстве рынков.

Итак, важным различием между монополией и конкуренцией является то, что кривая спроса для отдельной конкурирующей фирмы принимает вид горизонтальной прямой (независимо от ценовой эластичности соответствующей кривой рыночного спроса), в то время как кривая спроса для монополиста представляет собой ниспадающую кривую спроса совокупного рынка.

 

Заключение.

В настоящее время по-прежнему ведётся активная антимонопольная политика, так как считается, что монополия несёт вред естественному экономическому развитию в рыночной экономике. Однако монополия – неотъемлемая часть рыночной экономики, она также естественна, как и конкуренция.     

Более того, монополия несёт и положительные характеристики. Она без сомнения способствует научно-техническому прогрессу, позволяет сократить издержки за счёт своих масштабов, государственная монополия позволяет сократить расходы населения. Каждая страна стремиться сделать свой товар наиболее конкурентоспособным на подобном рынке. И тут большего успеха помогают добиваться  именно монопольные объединения крупных компаний. Каждая из них приносит в этот союз свои знания, умения, опыт,  высококвалифицированных работников, новые эффективные и оригинальные идеи, технологии и разработки.

В России, как и в любой другой стране с рыночной экономикой монополии занимают особое место, особенность их развития в нашей стране неуклонно ведёт к росту интереса её изучения. Российским монополистам постоянно приходится преодолевать всё новые и новые трудности. 

     В любом случае, монополии были, есть и будут в современной экономике. Несмотря на многие недостатки, крупный бизнес достаточно  выгоден и эффективен, он обладает большими возможностями, которые часто не имеют мелкие фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002. – 480 с. 
 
2. Базылев И.И. Экономическая теория. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.  
 
3. http://www.fstrt.ru отчёт о результатах деятельности в 2011 году 
 
4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F

5. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=9d71c0c1-bee2-4451-a2be-a4396acd52bf  2007 г

6. http://dumskaya.net/wiki/Igor-Olegovich-Markov/ 2013 г, статья

7.http://finansovyevoprosy.ru/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F-3.html

8. http://www.regnum.ru/news/426343.html  2005 год 
 
9. http://www.strategplann.ru/rynki-v-ne/monopolija-i-konkurentsija-v-rossijskoj-ekonomike.html

10.http://goodsgid.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=72:monopoliya-i-konkurentsiya-v-rossiyskoy-ekonomike-&catid=2:natsionalnaya-ekonomika

11. Куликов Л.М. Экономическая теория. Учебник. – М.: ТК: Велби, Издательство Проспект, 2004. – 432 с.  
 

  
 

 

 


 



Информация о работе Монополии и их роль в России