Монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Содержание работы

Введение ...........................................................................................................2
Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
Возникновение и сущность монополий ........................ ...............................4
Формы и виды монополий ........................................... .................................6
Монопольная цена. Монополия и конкуренция ............ ............................11
Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные
факторы
История возникновения и развития монополии в России.
Проблемы монополии в Российской экономике
Антимонопольная политик как следствие развития монополий.
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
монополизм
Заключение ........................................................................... 46
Список литературы ............................................................... 49

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

Многоотраслевой концерн  — это объединение десятков и  даже сотен предприятий различных  отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная  фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль.

 Опыт показывает, что  монополии, монополизировав определенную  отрасль и захватив прочные  и монопольные позиции, рано  или поздно теряют динамику  развития и эффективности. Объясняется  это тем, что преимущества крупного  производства не являются абсолютными,  они приносят увеличение прибыльности  только до определенных пор.

 

Монопольная цена. Монополия  и конкуренция.

 Особого внимания требует  вопрос ценовой политики монополистических  образований. Последние, как уже  говорилось выше, используя свое  монополистические положение, имеют  возможность влиять на цены, а  иногда и устанавливать их. Вследствие  этого появляется новая разновидность  цены — монопольная цена, которая  устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение  на рынке, и приводит к ограничению  конкуренции и нарушению прав  потребителя. К этому следует  добавить, что эта цена рассчитана  на получение сверхприбылей, или  монополистических прибылей. Именно  в цене реализуется выгода  монопольного положения.

 Особенность монопольной  цены заключается в том, что  она сознательно отклоняется  от реальной рыночной, которая  устанавливается в результате  взаимодействия спроса и предложения.  Монопольная цена является верхней  или нижней в зависимости от  того, кто ее формирует — монополист  или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

 Отличают монопольную  высокую и монопольную низкую  цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней  вынужден мириться потребитель,  лишенный альтернативы. Вторую формирует  монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

 Структура монопольной  цены может быть представлена  формулой:

Рмон. = Р1 + Р2 +Р3

 где Р1 — средняя  прибыль, получаемая предпринимателями  в условиях свободного перемещения  капитала в результате действия  межотраслевой конкуренции; Р2  — обычная сверхприбыль, получаемая  предпринимателями, которые осуществляют  нововведения; Р3 — монопольная  сверхприбыль от использования  (злоупотребления) монопольного  положения.

Монопольная цена — это  верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного  времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в  отрасль других предпринимателей, которые  в результате “ломают” монополию.

 Следует учитывать  и то, что монополия может регулировать  производство, но не спрос. Даже  она вынуждена учитывать реакцию  покупателей на увеличение цен.  Монополизировать можно только  товар, на который существует  неэлластичный спрос. На и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

 Одним из вариантов  ценового поведения на олигополистических  рынках является “лидерство в  ценах”. Существование нескольких  олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен”*.

 Возможны и другие  варианты ценовой политики, не  исключая прямого соглашения  между олигополистами. Цена природных монополистов находится под контролем государства. Правительство постоянно проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уровень рентабельности фирмы, возможностей развития и т.д.

 Для экономических  монополистов предусмотрено установление  жесткого государственного контроля  за ценами через систему декларирования,

 в процессе которого  государственные контрольные органы  на основе поэлементного контроля  производственных затрат и прибыли  определяют правомерность изменения  цен.

 Особого рассмотрения  требует соотношение конкуренции  и монополии в современной  экономике. Конкуренция принадлежит  к основным понятиям рынка,  то есть к таким, без которых  он не может функционировать.  Можно сказать, что развитие  рынка было одновременно и  развитием конкурентных отношений.

 Конкурентный рынок  предусматривает наличие неограниченного  числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них  не имеет возможности влиять  на цену. Здесь также существует  свободный, беспрепятственный доступ  хозяйственных объектов к любому  виду деятельности, наглядная и  доступная каждому информация  о состоянии рынка и возможных  альтернативах, здесь имеет место  диктат потребителя над производством.  Все это свидетельствует о  господстве свободной конкуренции.

 Но небезопасность  конкуренции подталкивает предпринимателей  к попыткам уклониться от нее,  а это возможно только при  завоевании монопольного положения.

__________________________________________________________________

*См. Самуэльсон П. “Экономикс”, с. 531

 

 Монополия — это  понятие, противоположное конкуренции.  Это хорошо видно на примере  абстрактной категории “чистая  монополия”, которая                                            характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

 Конкуренции в конце  прошлого столетия нанесен значительный  удар со стороны монополий.  Стремительная монополизация хозяйственной  жизни спровоцировала сворачивание  и модификацию конкурентных отношений,  возникла угроза существования  конкуренции как таковой. Однако  общество быстро оценило пагубность  такой ситуации и своими решительными  действиями не допустило перехода  ее состояния в критическое  положение. 

 Современная рыночная  экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и  монополии. Очень важной является  проблема их соотношения. Можно  вести речь о диалектическом  единстве монополии и конкуренции.  К. Маркс говорил: “В практической  жизни мы находим не только  конкуренцию, монополию и их  антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”*. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

 Современный хозяйственный  механизм представляет собой  объединение стихийного рыночного  регулирования с сознательным  управлением со стороны монополий  и государства. Одну из его  основ составляет конкуренция,  но в современных условиях  это преимущественно несовершенная  конкуренция.

 Можно выделить следующие  особенности несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая  возникает при условиях существования  монополистических образований,  соревнующихся как между собой,  так и с предпринимателями  среднего и малого бизнеса.  В ней тон задают продавцы  и покупатели, которые имеют определенную  монопольную власть над продуктом,  имеют возможность манипулировать  ценами.

__________________________________________________________________*См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166

2. Если совершенная конкуренция  происходила, прежде всего, за  обеспечение сбыта продукции,  то монополистическая имеет значительно  больший диапазон целей. Здесь  конкурентная борьба ведется  за монополизацию рынков сбыта,  источников сырья, результатов  научно-технического прогресса,  кредитных ресурсов, квалифицированной  рабочей силы и т.д.

3. Конкуренция все больше  перемещается из сферы обращения,  где происходит реализация товаров,  в сферу непосредственного производства, с 

 отраслевого на межотраслевой,  общехозяйственный уровень. Несовершенная  конкуренция основывается прежде  всего на нововведениях в средства  производства, технологию, которые  снижают затраты на единицу  товара. Инновации в руках монополистов  становятся методом конкурентной  борьбы.

4. Значительно расширяется  арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются  и другие способы. Отличают  три основные формы конкурентной  борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая  (нечестная). Ценовая конкуренция  — это соревнование производителей  путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и  услуги без существенного изменения  их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование  ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных  рынках. Неценовая конкуренция —  это завоевание конкурентного  преимущества за счет лучшего  использования достижений научно-технического  прогресса. Здесь применяется  продажа товаров более высокого  качества, предложение новых товаров  для удовлетворения тех же  потребностей, оказание большего  объема услуг, увеличение сроков  гарантийного обслуживания, лучшие  условия выделения потребительского  кредита, проведение рекламных  кампаний и т.д. И, наконец,  широко практикуются так называемые  неэкономические методы конкурентной  борьбы. Это подкупы служебных  лиц для улаживания дел, технический  шпионаж, переманивание на свою  сторону лучших специалистов  и т.д.

 Таким образом, можно  сделать вывод, что сегодня  действует качественно новая  конкуренция, которая отражает  новую структуру рынка, его  монопольный характер.

 

 

Особенности современной  монополизации, ее позитивные и негативные факторы.

 Монополистические тенденции  на сегодняшний день выделяются  рядом факторов. К ним относится,  прежде всего, научно-техническая  революция (НТР), которая начала  разворачиваться в странах с  развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю  систему производительных сил,  НТР обусловила значительное  сокращение материалоемкости, энергоемкости,  капиталоемкости продукции, уменьшение  масштабов высокоэффективных предприятий  в отдельных отраслях. Названные  процессы привели к тому, что  в разряд высокоэффективных рентабельных  предприятий стали попадать не  только монополистические объединения,  но и средние и часть малых  предприятий. НТР также усиливает  конкуренцию, поскольку создает  условия для ухудшения положения  той или другой монополии путем  появления на рынке нового  продукта вместо традиционного.  Поток научных открытий и нововведений  подрывает стабильность позиций  отдельных монополистических объединений. 

 Особенностью современной  монополизации является ее межнациональный  характер, усиление роли транснациональных  корпораций, особенно — межотраслевых.  В рамках многоотраслевых транснациональных  концернов создается своеобразный  “управленческий холдинг”, который  передает хозяйственное управление  производством, реализацию продукции  своим подразделениям, филиалам, то  есть усиливает их самостоятельность. 

 Одной из особенностей  современной монополизации является  также ее скрытный характер, то  есть введение в сферу зависимости  от гигантских монополистических  объединений формально самостоятельных  средних и малых предприятий  через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Информация о работе Монополии в России