Еще одна особенность
современной монополизации —
усиление централизации капитала,
перераспределение собственности.
Основной выигрыш при этом
получают собственники монополии-интегратора.
Это усиливает монополизацию собственности,
содействует ее приобщению к развитию
производительных сил, то есть к структурным
изменениям в экономике. Характерно, что
такие процессы происходят, прежде всего,
на межотраслевом уровне.
Процессы монополизации
внесли существенные изменения
в социальную и хозяйственную
жизнь общества. Они обусловили
изменение хозяйственного механизма,
усилив в нем сознательные
регулирующие силы. Ускоренное возникновение
крупных хозяйственных объектов,
координация деятельности в масштабе
отрасли и межотраслевом пространстве
расширяют сферу планомерного
развития экономики. Монополия,
используя фактор массового производства,
ведет к экономии затрат производства,
обеспечивает потребителей дешевыми
и качественными товарами. Доказано,
что увеличение объемов производства
в два раза уменьшает затраты
на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии
на современном этапе — это
преимущественно крупные предприятия
с максимальной эффективностью
и минимальными затратами. Монополии,
реализуя преимущества крупного
производства, обеспечивают экономию
общественных затрат производства
и обращения.
С другой стороны,
количество негативных факторов
существования монополий значительно
больше и первый из них —
практика образования монопольных
цен. Монопольные цены отклоняются
от рыночных, создают дополнительные
прибыли монополистам и одновременно
облагают потребителя своеобразной
“данью” в свою пользу. Покупатели
вынуждены покупать товары по
ценам, которые выше, чем в условиях
конкурентного рынка. При этом
рост цен наблюдается в основном
на внутреннем рынке, и создается
такая ситуация, когда цены на
внутреннем рынке выше, чем на
внешнем. Для укрепления такого
положения монополисты создают
искусственный дефицит на товары
и услуги. Следовательно, наиболее
явным внешним проявлением существования
монополии является рост цен
и наличие дефицита, стимулирование
инфляционных процессов.
Еще одним негативным
фактором наличия монополий является
торможение ими развития научно-технического
прогресса. Ослабляя конкуренцию,
монополия создает экономические
предпосылки для ограничения
введения в производство новшеств.
Монопольное положение и вытекающие
из него выгоды сводят на
нет стимулы постоянного усовершенствования
производства, увеличения эффективности.
Возможность обойти конкуренцию
приводит к замедлению экономического
развития.
Монополизация также
приводит к деформации хозяйственных
отношений и процессов. Создается
структура, которая отвечает цели
монополии — оптимизации монопольных
прибылей. В этом случае возникает
также неправильное распределение
доходов (в пользу монополиста),
в результате чего осуществляется
неправильное размещение ресурсов.
Кроме того, монопольные соглашения
типа картельных могут содействовать
сохранению экономически “хилых”
предприятий, выделяя им соответствующие
льготы и устанавливая цены
на высоком уровне. Монополии
фактически не дают исчезнуть
нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия
обуславливает застой и загнивание
хозяйственного механизма, тормозит
конкуренцию, является угрозой
для нормального рынка. Проанализировав
позитивные и негативные факторы
и последствия монополий, можно
прийти к выводу, что монополия
наносит большой вред народному
хозяйству.
История возникновения и
развития монополии в России.
Монополии появились
и в России, но их развитие
было своеобразным. Первые монополии
образовались в 80-х годах 19
века (Союз рельсовых фабрикантов
и др.). Своеобразие развития заключалось
в непосредственном вмешательстве
государственных органов в создание
и деятельность монополий в
отраслях, обеспечивавших нужды
государственного хозяйства, или
имевших особое значение в
его системе ( металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная
промышленность). Это привело к
раннему возникновению государственно-монополистических
тенденций. В 80-90 годах действовало
не менее 50 различных союзов
и соглашений в промышленности
и на водном транспорте. Монополистическая
концентрация происходила и в
банковском деле. Ускоряющее воздействие
на процесс монополизации оказал
иностранный капитал. До начала
20 века роль монополий в экономике
была не велика. Решающее воздействие
на их развитие оказал экономический
кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно
охватывали важнейшие отрасли
промышленности и чаще всего
образовывались в виде картелей
и синдикатов, в которых был
монополизирован сбыт при сохранении
их участниками производственной
и финансовой самостоятельности.
Возникали и объединения трестовского
типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный
трест и др.). Отсутствие законодательных
и административных норм, регулирующих
порядок оформления и деятельности монополий,
делало возможным использование против
них государством законодательства формально
запрещавшего деятельность монополий.
Это привело к распространению официально
не регистрируемых монополий, часть которых,
однако, действовала с согласия и при прямой
поддержке правительства ( «Продпаравоз»,
военнопромышленные монополии). Нелегальное
положение создавало неудобства ( ограничение
коммерческой и юридической деятельности)
и поэтому они стремились к правовой легализации,
используя разрешенные формы промышленных
объединений. Многие крупные синдикаты
– «Продамет», «Продуголь», «Продвагон»,
«Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и
др. – по форме были акционерными предприятиями,
действительные цели и деятельность которых
определялись особыми негласными контрагентскими
договорами. Нередко одни и те же предприятия
участвовали одновременно в нескольких
соглашениях. В период промышленного подъема
(1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий.
Число торговых и промышленных картелей
и синдикатов составило 150-200. Несколько
десятков их было на транспорте. В банковские
монополии превратились многие крупнейшие
банки, проникновение которых в промышленность,
наряду с процессами концентрации и комбинирования
производства, способствовало укреплению
и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская
нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник»,
«Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная
группа Русско-Азиатского банка и др.).
Уровень концентрации сбыта и производства
монополий был очень неравномерен. В одних
отраслях народного хозяйства (металлургия,
транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча,
сахарное производство) монополии концентрировали
основную часть производства и сбыта и
почти безраздельно господствовали на
рынке, в других (металлообработка, легкая
и пищевая промышленность) - уровень монополизации
был невысок.
В годы первой мировой
войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность
ряда локальных монополий, но
в целом война увеличила число
монополий и их мощь. Возникли
крупнейшие концерны Второва,
Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских.
Особенно развивались монополии связанные
с военным производством. Российский монополистический
капитализм существовал на основе сращивания
монополий с государственными органами
(металлургический комбинат, Джутовый
синдикат и др.), а также в форме «принудительных
объединений» по инициативе и при участие
правительства ( организации Ванкова,
Ипатьева, Киевская организация производства
колючей проволоки и др.). Монополии были
ликвидированы в результате Октябрьской
революции в ходе национализации промышленности
и банков. Советское государство частично
использовало учетные и распределительные
органы монополий при создании органов
управления народным хозяйством. При переходе
России к рынку вновь возникли монополии
и проблемы связанные с ними.
Проблема монополии в
российской экономике.
Российское антимонопольное
законодательство не дает определение
понятия “монополия”, поскольку
в реальности чистых монополий
нет. Но есть предприятия, которым
присущ главный признак монополии
- значительная доля на рынке
определенного товара. “Реальной
монополией” считается хозяйствующий
субъект, доля которого на рынке
определенного товара составляет
65% и более. В таком случае
говорят, что фирма занимает
“доминирующее положение”. Доминирующим
также признается положение хозяйствующего
субъекта, доля которого на рынке
определенного товара составляет
от 35% до 65%, если это установлено
антимонопольным органом.
Все предприятия, имеющие
на рынке определенного товара
долю более 35% заносятся в специальный
реестр (региональный и федеральный
рынок). Назначение реестра состоит
в подготовке информационной
базы данных о крупнейших субъектах
рынка для осуществления государственного
контроля за соблюдением ими
антимонопольного законодательства.
Всего в реестр включено около
6500 предприятий (1999 год). Включенные
в реестр предприятия имеют
следующее распределение по принципу
отраслевой принадлежности: 22% - услуги
жилищно-коммунального хозяйства, 13%
- продукция производственно-технического
назначения, 28% - продукты питания, 5%
- товары народного потребления,
21% - отдельные виды работ и
услуг, 11% - хозяйствующие субъекты,
относящиеся к сфере деятельности
естественных монополий (для естественных
монополистов на транспорте, в
области связи и энергетическом
комплексе составляются свои
реестры). Из 6500 предприятий, входящих
в реестр, долю более 35% на товарных
рынках РФ имеют около 450 предприятий.
Изучая реестр можно
придти к выводу, что российские
монополисты федерального уровня
– это, в основном, узкоспециализированные
производства. Специфика их заключается
в том, что они сознательно создавались
государством в ходе проведения политики
по усилению концентрации и углублению
специализации производства, планомерного
прикрепления поставщиков продукции к
потребителям. Экономические кризисы
показали, что такие производства являются
очень неустойчивыми по сравнению с более
диверсифицированными.
В российской экономике
очень распространено такое явление
как “локальный” монополизм. Вследствие
ненасыщенности рынка отдельные предприятия
в регионах невольно оказываются в положении
монополистов. Такие предприятия занимаются
переработкой сельскохозяйственной продукции,
торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных
отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального
хозяйства – также локальные монополии.
Особое и значительное
место в экономике России занимают
естественные монополии. Естественная
монополия – это монополия,
при которой создание конкурентной
среды на товарном рынке независимо
от уровня спроса невозможно
или экономически неэффективно
при существующем уровне научно-технического
прогресса.
Три главных естественных
монополиста России:
РАО “ЕЭС” (производство
электроэнергии, услуги по передаче
электроэнергии по высоковольтным
линиям передач);
ГАЗПРОМ (транспортировка
газа по трубопроводам, реализация
природного газа);
МПС (железнодорожные
перевозки);
Четвертым можно назвать
“Ростелеком” (услуги междугородной
и международной электрической связи).
Санкт-Петербургские
естественные монополисты: ПТС,
Водоканал, Метрополитен и др.
В независимости от
того, является ли предприятие-монополист
естественным или искусственным,
каждое из таких предприятий
обладает монопольной властью,
т.е. способностью регулировать
цену на производимый товар
через ограничение предложения.
Зачастую монополисты злоупотребляют
этой властью, пытаясь ограничить
конкуренцию, и таким образом
причиняют ущерб потребителям. Такое
явление называется монополистической
деятельностью, и проявляется эта деятельность
в форме ценовых злоупотреблений.
Предприятия-монополисты
злоупотребляют своим особым
положением устанавливая либо
монопольно высокие, либо монопольно
низкие цены. Сейчас в России
практикуются монопольно высокие
цены, а в странах с развитой
конкуренцией – монопольно низкие,
иногда демпинговые. Мониторинг
более 200 цен показал, что свыше
1/3 предприятий, занимающих доминирующее
положение на рынке, завышают
цены на товары и услуги.
Как правило, монопольно
высокой ценой компенсируются
необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов
выявил две причины их роста:
1. отсутствие конкурентного
давления на норму прибыли
ведет к более слабому контролю
над расходами;
2. искушение получить
монопольную сверхприбыль может
стимулировать увеличение расходов
на усиление и защиту монопольного
положения.
В условиях современной
российской экономики монопольная
рыночная власть реализуется
прежде всего за счет раздувания
издержек, а не получения дополнительной
прибыли, о чем свидетельствует
превышение индекса затрат на
оплату труда и прочих затрат
на производство над индексом
инфляции.
Помимо ценовых злоупотреблений
в российской экономике наблюдаются
примеры дискриминирующего поведения
по отношению к конкурентам.
Например, администрация Кировской
области создала унитарное государственное
предприятие “Кировфармация”, включив
в него ранее самостоятельные аптеки,
магазины “Оптика”, фармацевтическую
фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую
лабораторию. Государственный антимонопольный
комитет усмотрел в этом нарушение закона
“О конкуренции” и предписал ликвидировать
незаконно созданную структуру. После
реорганизации предприятия ассортимент
медицинских препаратов в аптеках намного
расширился, что можно расценить как улучшение
положения потребителя вследствие разукрупнения
монопольного предприятия.
Для преодоления высокой
степени монополизации российской
экономики и для развития конкуренции
были разработаны специальные
государственные программы. Основной
задачей этих программ являлось
снижение концентрации производства
и создание необходимых условий
для развития конкуренции на
рынках РФ по приоритетным
группам товаров, а также диверсификация
производства и увеличение выпуска
конкурентоспособной продукции.
Исследования показывают, что число
предприятий, не ощущающих конкуренции,
постепенно сокращается и во
многих отраслях не превышает
10-15%, лишь в отдельных достигая
20% и выше.
Особое место в проблеме
демонополизации экономики принадлежит
вопросу о реформировании естественных
монополий национального значения:
РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС.
Общая концепция реформ –отделение
монопольных видов деятельности
от потенциально конкурентных, изменение
ценовой и тарифной политики
предприятий-монополистов.