Монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Содержание работы

Введение ...........................................................................................................2
Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
Возникновение и сущность монополий ........................ ...............................4
Формы и виды монополий ........................................... .................................6
Монопольная цена. Монополия и конкуренция ............ ............................11
Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные
факторы
История возникновения и развития монополии в России.
Проблемы монополии в Российской экономике
Антимонопольная политик как следствие развития монополий.
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
монополизм
Заключение ........................................................................... 46
Список литературы ............................................................... 49

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

 Еще одна особенность  современной монополизации —  усиление централизации капитала, перераспределение собственности.  Основной выигрыш при этом  получают собственники монополии-интегратора.  Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

 Процессы монополизации  внесли существенные изменения  в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили  изменение хозяйственного механизма,  усилив в нем сознательные  регулирующие силы. Ускоренное возникновение  крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе  отрасли и межотраслевом пространстве  расширяют сферу планомерного  развития экономики. Монополия,  используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми  и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства  в два раза уменьшает затраты  на единицу продукции на 20%.

 Таким образом, монополии  на современном этапе — это  преимущественно крупные предприятия  с максимальной эффективностью  и минимальными затратами. Монополии,  реализуя преимущества крупного  производства, обеспечивают экономию  общественных затрат производства  и обращения. 

 С другой стороны,  количество негативных факторов  существования монополий значительно  больше и первый из них —  практика образования монопольных  цен. Монопольные цены отклоняются  от рыночных, создают дополнительные  прибыли монополистам и одновременно  облагают потребителя своеобразной  “данью” в свою пользу. Покупатели  вынуждены покупать товары по  ценам, которые выше, чем в условиях  конкурентного рынка. При этом  рост цен наблюдается в основном  на внутреннем рынке, и создается  такая ситуация, когда цены на  внутреннем рынке выше, чем на  внешнем. Для укрепления такого  положения монополисты создают  искусственный дефицит на товары  и услуги. Следовательно, наиболее  явным внешним проявлением существования  монополии является рост цен  и наличие дефицита, стимулирование  инфляционных процессов. 

 Еще одним негативным  фактором наличия монополий является  торможение ими развития научно-технического  прогресса. Ослабляя конкуренцию,  монополия создает экономические  предпосылки для ограничения  введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие  из него выгоды сводят на  нет стимулы постоянного усовершенствования  производства, увеличения эффективности.  Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического  развития.

 Монополизация также  приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели  монополии — оптимизации монопольных  прибылей. В этом случае возникает  также неправильное распределение  доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется  неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения  типа картельных могут содействовать  сохранению экономически “хилых”  предприятий, выделяя им соответствующие  льготы и устанавливая цены  на высоком уровне. Монополии  фактически не дают исчезнуть  нежизнеспособным предприятиям.

 Таким образом, монополия  обуславливает застой и загнивание  хозяйственного механизма, тормозит  конкуренцию, является угрозой  для нормального рынка. Проанализировав  позитивные и негативные факторы  и последствия монополий, можно  прийти к выводу, что монополия  наносит большой вред народному  хозяйству.

 

 

История возникновения и  развития монополии в России.

 Монополии появились  и в России, но их развитие  было своеобразным. Первые монополии  образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов  и др.). Своеобразие развития заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание  и деятельность монополий в  отраслях, обеспечивавших нужды  государственного хозяйства, или  имевших особое значение в  его системе ( металлургия, транспорт,  машиностроение, нефтяная и сахарная  промышленность). Это привело к  раннему возникновению государственно-монополистических  тенденций. В 80-90 годах действовало  не менее 50 различных союзов  и соглашений в промышленности  и на водном транспорте. Монополистическая  концентрация происходила и в  банковском деле. Ускоряющее воздействие  на процесс монополизации оказал  иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике  была не велика. Решающее воздействие  на их развитие оказал экономический  кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно  охватывали важнейшие отрасли  промышленности и чаще всего  образовывались в виде картелей  и синдикатов, в которых был  монополизирован сбыт при сохранении  их участниками производственной  и финансовой самостоятельности.  Возникали и объединения трестовского  типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ( «Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

 В годы первой мировой  войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность  ряда локальных монополий, но  в целом война увеличила число  монополий и их мощь. Возникли  крупнейшие концерны Второва,  Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

 

 

Проблема монополии в  российской экономике.

 Российское антимонопольное  законодательство не дает определение  понятия “монополия”, поскольку  в реальности чистых монополий  нет. Но есть предприятия, которым  присущ главный признак монополии  - значительная доля на рынке  определенного товара. “Реальной  монополией” считается хозяйствующий  субъект, доля которого на рынке  определенного товара составляет 65% и более. В таком случае  говорят, что фирма занимает  “доминирующее положение”. Доминирующим  также признается положение хозяйствующего  субъекта, доля которого на рынке  определенного товара составляет  от 35% до 65%, если это установлено  антимонопольным органом.

 Все предприятия, имеющие  на рынке определенного товара  долю более 35% заносятся в специальный  реестр (региональный и федеральный  рынок). Назначение реестра состоит  в подготовке информационной  базы данных о крупнейших субъектах  рынка для осуществления государственного  контроля за соблюдением ими  антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около  6500 предприятий (1999 год). Включенные  в реестр предприятия имеют  следующее распределение по принципу  отраслевой принадлежности: 22% - услуги  жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-технического  назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и  услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности  естественных монополий (для естественных  монополистов на транспорте, в  области связи и энергетическом  комплексе составляются свои  реестры). Из 6500 предприятий, входящих  в реестр, долю более 35% на товарных  рынках РФ имеют около 450 предприятий.

 Изучая реестр можно  придти к выводу, что российские  монополисты федерального уровня  – это, в основном, узкоспециализированные  производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.

 В российской экономике  очень распространено такое явление  как “локальный” монополизм. Вследствие  ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

 Особое и значительное  место в экономике России занимают  естественные монополии. Естественная  монополия – это монополия,  при которой создание конкурентной  среды на товарном рынке независимо  от уровня спроса невозможно  или экономически неэффективно  при существующем уровне научно-технического  прогресса. 

 Три главных естественных  монополиста России:

 РАО “ЕЭС” (производство  электроэнергии, услуги по передаче  электроэнергии по высоковольтным  линиям передач);

 ГАЗПРОМ (транспортировка  газа по трубопроводам, реализация  природного газа);

 МПС (железнодорожные  перевозки);

 Четвертым можно назвать  “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).

 Санкт-Петербургские  естественные монополисты: ПТС,  Водоканал, Метрополитен и др.

 В независимости от  того, является ли предприятие-монополист  естественным или искусственным,  каждое из таких предприятий  обладает монопольной властью,  т.е. способностью регулировать  цену на производимый товар  через ограничение предложения.  Зачастую монополисты злоупотребляют  этой властью, пытаясь ограничить  конкуренцию, и таким образом  причиняют ущерб потребителям. Такое  явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

 Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым  положением устанавливая либо  монопольно высокие, либо монопольно  низкие цены. Сейчас в России  практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с развитой  конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг  более 200 цен показал, что свыше  1/3 предприятий, занимающих доминирующее  положение на рынке, завышают  цены на товары и услуги.

 Как правило, монопольно  высокой ценой компенсируются  необоснованные затраты предприятий.

 

 Анализ затрат предприятий-монополистов  выявил две причины их роста:

1. отсутствие конкурентного  давления на норму прибыли  ведет к более слабому контролю  над расходами;

2. искушение получить  монопольную сверхприбыль может  стимулировать увеличение расходов  на усиление и защиту монопольного  положения.

 В условиях современной  российской экономики монопольная  рыночная власть реализуется  прежде всего за счет раздувания  издержек, а не получения дополнительной  прибыли, о чем свидетельствует  превышение индекса затрат на  оплату труда и прочих затрат  на производство над индексом  инфляции.

 Помимо ценовых злоупотреблений  в российской экономике наблюдаются  примеры дискриминирующего поведения  по отношению к конкурентам.  Например, администрация Кировской  области создала унитарное государственное  предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.

 Для преодоления высокой  степени монополизации российской  экономики и для развития конкуренции  были разработаны специальные  государственные программы. Основной  задачей этих программ являлось  снижение концентрации производства  и создание необходимых условий  для развития конкуренции на  рынках РФ по приоритетным  группам товаров, а также диверсификация  производства и увеличение выпуска  конкурентоспособной продукции.  Исследования показывают, что число  предприятий, не ощущающих конкуренции,  постепенно сокращается и во  многих отраслях не превышает  10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

 Особое место в проблеме  демонополизации экономики принадлежит  вопросу о реформировании естественных  монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС.  Общая концепция реформ –отделение  монопольных видов деятельности  от потенциально конкурентных, изменение  ценовой и тарифной политики  предприятий-монополистов.

Информация о работе Монополии в России