Монополии в современной России: проблемы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы.

Содержание работы

Введение 3
Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России. 5
Методы антимонопольного регулирования 5
Регулирование монополий в России 7
Способы борьбы с монополиями 7
Проблемы госрегулирования 9
Закон РФ о регулировании естественных монополий 13
Сущность закона. 13
Сферы деятельности данного закона 14
Пример по России 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

 

Кафедра экономической теории и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА   
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ

 

РУКОВОДИТЕЛЬ

         

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ  
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

                                             

Монополии в  современной России: проблемы государственного регулирования

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

 
 

КУРСОВУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА ГР.

         
     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

 

 

 

Санкт-Петербург 
2011

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Наверно стоит начать с объяснения, что такое монополии, чтобы более глубинно разобраться  и проблемами их государственно регулирования.

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли, других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе лиц  или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные. Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест. Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.

Монополия экономики  – серьезное препятствие для  развития рынка, для которого более  характерной является монополистическая  конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Каждое предприятие  обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен. Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс. Отношение общественности и государства к различным формам монополий 
всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике.

 

 

 

 

 

 

Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России.

Методы антимонопольного регулирования

 

Современная конкуренция  является регулируемой. Главной целью  регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

1) Административное (законодательное)  регулирование. Главным инструментом  государственной антимонопольной  политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики  путем издания законодательных  актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый подобный законодательный акт был принят в 1889 г. в Канаде. Но более известен закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г. Принято считать, что именно закон Шермана является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире. В 90-х гг. XX века оно было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию.

2) Методы нормативно-ориентирующего  воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта нормативно-ориентируещего регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.

Осуществляя нормативно-ориентирующее  регулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструмент государственной  поддержки бизнеса, содействующий  через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.

3) Антимонопольный контроль. К антимонопольному регулированию  можно отнести и такой контроль. Для предупреждения и пресечения  монополистической деятельности  ведется Государственный реестр  объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает определенный процент на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т. д.

 

Регулирование монополий в России

В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

  • естественные монополии;
  • разрешенные монополии;
  • временные монополии.

Естественные  монополии в нашей стране определяются по двум признакам:

а) фирмы, производящие блага, которые невозможно импортировать из-за рубежа;

б)фирмы, действующие  на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения производителей экономически неэффективно.

Разрешенными  монополиями считаются отрасли и фирмы, которые обеспечивают нужды государства в обороне и безопасности или производящие специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

Временными  монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные  и естественные монополии стали  предметом особого внимания Антимонопольного комитета РФ и правительства в целом. Хозяйственная практика показывает, что как раз такие отрасли и фирмы влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно.

Способы борьбы с монополиями

  • 1. Установление фирмам перечня потребителей, которых они обязаны обслуживать;
  • 2. Внешнее установление уровня и структуры цен;
  • 3. Внешнее регулирование и создание плана инвестирования в расширение производства.

То есть в  отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения  будет ограничена, а на смену ей приходит государственное экономическое управление.

Для ослабления власти над рынком временных  монополий государство может  осуществлять следующие меры:

  • 1. Запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках;
  • 2. Запретить уже существующим финансово-промышленным группам включать в свой состав фирмы, которые занимают доминирующее положение на местных товарных рынках;
  • 3. Поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста;
  • 4. Проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
  • 5. Поощрять создание новых малых фирм, если это позволит снизить монополизацию рынка.

 

Проблемы госрегулирования

 

Одной из проблем, возникающих при государственном регулировании естественных монополий, является отсутствие в субъектах Федерации и муниципальных образованиях единого подхода к разработке и реализации мер по регулированию естественных монополиях на локальных рынках. Как следствие - имели место случаи, когда тарифы одних и тех же групп потребителей, расположенных рядом, различались весьма существенно. Это создает, с одной стороны определенную социальную напряженность при различии тарифов для населения, а с другой - ведет к созданию неравных условий ведения предпринимательской деятельности, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Положения Федерального закона "О  естественных монополиях" касаются только естественных монополий федерального уровня. Отсутствие законодательной базы по регулированию естественных монополий на региональном и местном уровнях приводит к увеличению нарушений антимонопольного законодательства. Поэтому разработка мер по правовому регулированию на региональном и местном уровнях таких видов деятельности, как, например, энерго-, газо-, тепло-,  водоснабжение и канализация, является актуальной.

В последнее время  субъекты Российской Федерации стихийно, без должной правовой проработки принимают свои законы по регулированию естественных монополий на региональном уровне.

Страны Центральной  и Восточной Европы, Россия, Украина, Казахстан и страны Балтии еще  на начальном этапе перехода к  рынку приняли антимонопольные  законы, которые в целом следуют западноевропейским моделям. Великобритания, Германия, а также США играли заметную роль в разработке и принятии законов о конкуренции, подготовке соответствующих кадров, начальном содействии антимонопольным органам. В отличие от многих других реформ, создание органов антимонопольной политики прошло на удивление быстро и встретило наименьшее сопротивление. Казалось бы, промышленные круги, голос которых всегда был силен в правительственных кругах, должны бы всячески тормозить принятие и начало реализации такого рода законов. Но никакого осознанного сопротивления эта реформа не встретила. В чем здесь дело?

Причиной беспроблемного принятия антимонопольных законов  на первом этапе рыночных реформ было то, что политика регулирования монополий  и поощрения конкуренции для разных политических и экономических групп имела разный смысл. Некоторые возлагали на новоявленные структуры надежны на защиту своих монопольных позиций от рыночной конкуренции. Несомненной заслугой государственных органов по проведению антимонопольной политики является то, что большей частью этим надеждам не суждено было сбыться. Но на смену первоначальному благодушию со стороны монополистов постепенно пришло стремление активно влиять на решения антимонопольных органов. Для противостояния этому давлению уже требуется четкое осознание роли, задач и инструментов политики защиты конкуренции. Между тем, именно в сфере концепций и идеологии за внешне бесконфликтным развитием скрывались принципиальные проблемы.

Одна из немногих сфер, где существует по крайней мере видимое согласие между неоклассической экономической теорией и марксизмом,—это проблема монополии. Для неоклассической теории монополия является проблемой, которая требует активного государственного вмешательства, потому что она ведет к искусственному повышению цен на продукты монополии (и тем самым к искажению ценовых сигналов) и к неэффективной структуре производства. Главное “зло” усматривается в отклонении от эффективного распределения ресурсов в результате монополизации и в потерях благосостояния для потребителей. Марксизм больший акцент делает на высокие цены и неоправданно высокие прибыли (сверхприбыли) монополий; основное “зло”—усугубление неравенства в распределении доходов и усиление политического влияния монополистов.

Информация о работе Монополии в современной России: проблемы государственного регулирования