Монополии в современной России: проблемы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы.

Содержание работы

Введение 3
Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России. 5
Методы антимонопольного регулирования 5
Регулирование монополий в России 7
Способы борьбы с монополиями 7
Проблемы госрегулирования 9
Закон РФ о регулировании естественных монополий 13
Сущность закона. 13
Сферы деятельности данного закона 14
Пример по России 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Такое редкое единодушие в осуждении монополизации должно быть объясняет, почему именно антимонопольная  политика была столь легко воспринята всеми переходными странами; и  государственные служащие, воспитанные в рамках марксистской традиции, легко восприняли ее мотивы. Однако за этим внешним сходством существуют глубокие различия, которые при недостаточном их осмыслении могут привести к существенному искажению целей антимонопольной политики в рыночной экономике.

Неоклассическая теория рассматривает антимонопольную  политику в контексте структурной  политики в целом. Рыночная конкуренция  видится как наиболее эффективный  механизм распределения ресурсов, обеспечивающий оптимальную структуру экономики. Более того, в самом рыночном механизме содержатся силы, ограничивающие монополистические тенденции. Задача поэтому—не столько бороться с монополией, сколько всячески помогать конкуренции, способствуя свободному переливу производственных ресурсов и ликвидируя монополистические искусственные барьеры. Только там, где существуют непреодолимые провалы рынка, например, в условиях естественных монополий, необходимо косвенное регулирование хозяйственной деятельности. В конце концов, наиболее последовательные сторонники неоклассического направления не видят необходимости в активной государственной структурной политике, ибо исходят из невозможности как-то улучшить рыночный механизм формирования и изменения структуры экономики. Единственное, что “остается” от структурной политики—это политика защиты самого механизма конкуренции, в том числе антимонопольная политика.

Марксистская парадигма  диктует иной подход к задачам  регулирования деятельности монополий. Поскольку образование монополий  видится как чисто объективный, непреодолимый и необратимый процесс, единственный способ ограничения “вредных” последствий монополизации—это либо национализация монополий и управление ими в интересах всего общества (т. е. в контексте переходных экономик—сохранение позиций существующего директората и систем государственного контроля со стороны соответствующих министерств), либо прямой и всесторонний контроль над ценами, прибылями и производством монополистов. Интересно, что во многих переходных экономиках антимонопольная политика, будучи по своим законодательным основам рыночной, в конкретных действиях принимала часто неосознанно марксистскую парадигму как более понятную и, казалось бы, более эффективную.

 

Закон РФ о регулировании естественных монополий

Сущность закона.

Настоящий закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективного функционирования субъектов естественных монополий.

Данный Федеральный  закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Определение основных понятий:

1)естественная монополия  - состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса  на этом рынке эффективнее  в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

2)субъект естественных  монополий - хозяйственный субъект  (юридическое лицо), занятый производством  товаров в условиях естественной  монополии;

3)потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый субъектами естественных монополий;

4)руководитель субъекта  естественной монополии - лицо, уполномоченное  выступать от имени субъекта  естественной монополии.

Сферы деятельности данного закона

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передачи электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Для регулирования и  контроля деятельности субъектов естественной монополии образуются федеральные  органы исполнительной власти по регулированию  естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Методы регулирования  субъектов естественных монополий

1)ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  цен или их предельного уровня.

Государственное регулирование деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).

Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности.

 

2)определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального  уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые осуществляются с участием или в отношении  субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять соответствующему органу регулирования естественных монополий:

1)текущие отчеты о  своей деятельности в порядке  и сроки, которые установлены  органами регулирования естественных  монополий;

2)проекты планов капитальных  вложений.

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

Субъекты естественных монополий несут ответственность  в виде штрафа за следующие нарушения:

1)завышение цен, установленных  органом регулирования естественных  монополий, - в размере до 15 тысяч  минимальных размеров оплаты  труда;

2)неисполнение решения,  выданного органом регулирования  естественных монополий в соответствии  со статьей 11 настоящего Федерального  закона, - в размере до 10 тысяч  минимальных размеров оплаты  труда;

3)предоставление органам  регулирования естественных монополий недостоверных сведений - в размере 1000 минимальных окладов труда;

4)непредставление органу  регулирования естественных монополий  уведомления, предусмотренное в  п.4 статьи 7 настоящего Федерального  закона, - в размере до 600 минимальных  окладов труда;

5)непредставления в  срок по требованию органа  регулирования естественных монополий  документов илииной информации, необходимой для осуществления  его деятельности, - в размере  до 500 минимальных размеров оплаты  труда.

Если действиями (бездействиями) субъектаестественных монополий, нарушающими настоящий Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены, другому хозяйственному субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.

В случае если органом  регулирования естественных монополий  принято решение с нарушением настоящего Федерального закона, в  том числе об определении цен  без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту причинены убытки, он вправе требовать возмещение этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Решения о введении, об изменении или о прекращении  урегулирования, либо об отказе по внесенному предложению принимаются правлением соответствующего органа регулирования естественных монополий непозднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.

Органы регулирования  естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решение.

Основанием для рассмотрения дел служат заявления хозяйствующих  субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей и других организаций.

Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных, имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушении настоящего Федерального закона

Пример по России

 

Рассмотрим более подробно проблемы регулирования естественных монополий на примере России. В  отличие от антимонопольного закона, принятого на заре структурных реформ, специальных законодательных актов по регулированию естественных монополий не появлялось до1995года. Между тем, потребители успели ощутить на себе результаты монополистической практики: если до1995внутренние цены на газ и электроэнергию составляли порядка1/3от мировых, то к октябрю1995средневзвешенная по группам потребителей цена газа поднялась до75%,а электроэнергии—до102% (5).Достаточно показательно при этом, что средняя заработная плата в газовом и энергетическом хозяйстве превышала среднюю по национальной экономике в2,5и в4раза соответственно. При реализации этого закона возникло много сложностей, которые весьма наглядно демонстрируют проблемы конкурентной политики и регулирования в переходной экономике.

Согласно Российскому  закону “О естественных монополиях”  режим регулирования включает две  составляющие: контроль над ценообразованием и контроль над целым рядом хозяйственных решений владельцев естественной монополии. Специальные органы регулирования устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.

 

Государственные специализированные агентства по регулированию естественных монополий, в соответствии с мировой практикой, организуются как автономные учреждения, обладающие достаточной властью для того, чтобы проводить независимую от центральных и местных органов власти политику. К настоящему времени созданы комиссии по регулированию основных отраслей—естественных монополистов: Федеральная энергетическая комиссия, Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. Пока их деятельность только разворачивается, и во многом они еще не вышли на должный уровень. Но именно этим агентствам предстоит стать основным инструментом политики государства в отношении естественных монополий.

 

Не следует недооценивать и принципиально нового характера деятельности органов по регулированию естественных монополий. В конечном счете они представляют интересы общества в целом. Поэтому чрезвычайно важным является то. чтобы и финансовый отчет, и концепция развития отрасли, включающая целевую норму прибыли предприятий-монополистов, уровень дивидендов, способы снижения издержек и направления инвестиций публиковались и гласно обсуждались специалистами. Секретность в деятельности предприятий, которых государство от имени общества защищает от конкуренции и дает мандат на монополию, не может быть оправдана никакими ссылками на коммерческую тайну.

 

 

Заключение

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Иными словами, и в области регулирования естественных монополий не существует гарантирующих успех механизмов реализации “правильных” законов. Эффективность государственного регулирования рыночной экономики зависит от зрелости соответствующих институтов и усилий по их реформированию.

 

Список литературы

 

  1. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2006. №1. С. 137-146
  2. Тамбовцев В. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства // Вопросы экономики. – 2006. - № 4. – с. 91-106
  3. Покрытан П.О регулировании монопольных тарифов // Экономист. – 2007. - № 2. – с. 9-14.
  4. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  5. Кузнецов Ю. Монополия и конкурентная политика // Вопросы экономики. – 2007. - № 5. – с. 136-141.
  6. В. Цапелик «Проблемы реформирования и регулирования отраслей естественных монополий. – АМР США, 2010 – стр. 37

Информация о работе Монополии в современной России: проблемы государственного регулирования