Монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:55, реферат

Описание работы

Прежде, чем приступить непосредственно к анализу естественной монополии, необходимо представить себе модель рынка несовершенной конкуренции, в рамках которой и существует монополия, одной из видов которой является естественная монополия. В принципе, лучшим способом

Содержание работы

1.Введение.
2.Понятие естественной монополии.
3.Государство и естественные монополии.
4.Методы регулирования естественных монополий.

Файлы: 1 файл

на курсовую.docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов   научно-технического  прогресса,   кредитных  ресурсов,

_________________________________________________________________________

*См.  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166 

квалифицированной рабочей  силы и т.д.

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д.  И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать  вывод, что сегодня действует  качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру  рынка, его монопольный характер.

§ 4. Особенности  современной монополизации народного  хозяйства, 

ее позитивные и негативные факторы. 

 

Монополистические тенденции  в народном хозяйстве на сегодняшний  день выделяются рядом факторов. К  ним относится прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной  монополизации народного хозяйства  является  ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. Основные экономические показатели американских ТНК в национальном хозяйстве США за период с 1982 г. по 1990 г. приведены ниже ( в млрд. дол.)   

 

Показатели

1982 г.

1986 г.

1990 г.

 Активы

2741,6

3792

4905

 Продажи

2348,4

2544

3278

 Чистая прибыль

102

108,2

156

 Занято (млн. чел.)

18,7

17,84

18,55


 

 

Одной из особенностей современной  монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в  сферу зависимости от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через  систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной  монополизации — усиление централизации  капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к  развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации  внесли существенные изменения в  социальную и хозяйственную жизнь  общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в  нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных  хозяйственных объектов, координация  деятельности в масштабе отрасли  и межотраслевом пространстве расширяют  сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового  производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов  производства в два раза уменьшает  затраты на единицу продукции  на 20%.

Таким образом, монополии  на современном этапе — это  преимущественно крупные предприятия  с максимальной эффективностью и  минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования  монополий значительно больше и  первый из них — практика образования  монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают  дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя  своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений  и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также  неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные  соглашения типа картельных могут содействовать  сохранению экономически “хилых”  предприятий, выделяя им соответствующие  льготы и устанавливая цены на высоком  уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия  обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального  рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия  монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой  вред народному хозяйству. 

 

 

 

Глава ІІ. Антимонопольная  политика на современном этапе. 

 

 

    § 1. Антимонопольное  законодательство. 

 

 

 

Закон Украины “Об ограничении  монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской  деятельности”. 

 

Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской  деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины:

- рынок товара (товарный  рынок) — сфера оборота товара  одной потребительской стоимости,  в пределах которой определяется  монопольное положение;

- конкуренция — состязательность  предпринимателей, когда их самостоятельные  действия ограничивают возможности  каждого их них влиять на  общие условия реализации товара  на рынке и стимулируют производство  тех товаров, в которых нуждается  потребитель;

- монопольное положение  — доминирующее положение предпринимателя,  дающее ему возможность самостоятельно  или вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на  рынке определенного товара. Монопольным  признается положение предпринимателя,  доля которого на рынке определенного  товара превышает 35%. Решением  Антимонопольного комитета Украины  может определиться монопольным положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара менее 35%.;

- монопольная цена —  цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное  положение на рынке и приводит  к ограничению конкуренции и  нарушению прав потребителя;

- монопольная деятельность  — действия (бездеятельность) предпринимателя  (предпринимателей) при условии монопольного  положения на рынке одного  предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации  товаров, а также действия (бездеятельность)  органов власти и управления, направленные на недопущение,  существенное ограничение или  устранение конкуренции;

- монопольное образование  — предприятие, объединение или  хозяйственное общество и другое  образование, занимающее монопольное  положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным  положением считаются:

- навязывание таких условий  договора, которые ставят контрагентов  в неравное положение, или дополнительных  условий, не относящихся к предмету  договора, в том числе навязывание  товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или приостановление  производства, а также изъятие  из оборота товаров в целях  создания или поддержки дефицита  на рынке или установления  монопольных цен;

- частичный или полный  отказ от реализации или закупки  товара при отсутствии альтернативных  источников снабжения или сбыта  в целях создания или поддержания  дефицита на рынке или установления  монопольных цен;

- другие действия в  целях создания препятствий доступа  на рынок (выхода из рынка)  других предпринимателей;

- установление дискриминационных  цен (тарифов, расценок) на свои  товары, ограничивающих права отдельных  потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:

- запрещение создания  новых предприятий или других  организационных форм предпринимательства  в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений  на осуществление отдельных видов  деятельности, на производство определенных  видов товаров в целях ограничения  конкуренции;

- принуждение предпринимателей  к приоритетному заключению договоров,  первоочередной поставке товаров  определенному кругу потребителей;

- принятие решений о  централизованном распределении  товаров, что приводит к монопольному  положению на рынке;

- установление запрета  на реализацию товаров из одного  региона страны в другой;

- предоставление отдельным  предпринимателям налоговых и  других льгот, ставящих их в  привилегированное положение по  отношению к другим предпринимателям;

- ограничение прав предпринимателей  по приобретению и реализации  товаров;

- установление запретов  или ограничений относительно  отдельных предпринимателей или  групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

- неправомерное использование  товарного знака, фирменного наименования  или маркировки товара, а также  копирование формы, упаковки, внешнего  оформления, имитация, копирование,  прямое воссоздание товара другого  предпринимателя, самовольное использование  его имени;

- умышленное распространение  заведомо ложных или неточных  сведений, которые могут нанести  ущерб деловой репутации или  имущественным интересам другого  предпринимателя;

Информация о работе Монополии