- получение, использование,
разглашение коммерческой тайны,
а также конфиденциальной информации
в целях нанесения ущерба деловой
репутации или имуществу другого
предпринимателя.
Государственной контроль за
соблюдением антимонопольного законодательства,
защита интересов предпринимателей от
злоупотребления монопольным положением
и недобросовестной конкуренции осуществляется
Антимонопольным комитетом Украины в
соответствии с его компетенцией.
Антимонопольный комитет
Украины образуется Верховным Советом
Украины. В свое деятельности Антимонопольный
комитет Украины подчинен и подотчетен
Верховному Совету Украины.
Антимонопольный комитет
Украины является юридическим лицом,
имеет печать с изображением Государственного
герба Украины и своим наименованием.
В своей деятельности Антимонопольный
комитет Украины руководствуется
настоящим Законом, другими законодательными
актами Украины, а также положением
об Антимонопольном комитете Украины,
утвержденным Верховным Советом
Украины.
Сведения, полученные Антимонопольным
комитетом Украины и его территориальными
управлениями и являющиеся коммерческой
тайной, не подлежат разглашению. Убытки,
причиненные разглашением сведений,
являющихся коммерческой тайной, подлежат
возмещению в полном объеме Антимонопольным
комитетом Украины в судебном
порядке за счет государственного бюджета.
В целях предотвращения монопольного
положения отдельных предпринимателей
на рынке Антимонопольный комитет
Украины и его территориальные
управления осуществляют предварительные
действия по государственному контролю
за реорганизацией (слиянием и присоединением)
предприятий, созданием ассоциаций,
концернов, межотраслевых, региональных
и других объединений предприятий,
превращения органов управления
в указанные объединения, а также за созданием,
реорганизацией и ликвидацией хозяйственных
обществ.
Предприниматель может приобретать
контрольный пакет акций акционерного
общества, занимающего монопольное
положение на рынке, при условии
уведомления в месячный срок Антимонопольного
комитета Украины. Такие же правила
применяются и а тех случаях,
если предприниматель доли (паи) в
другом хозяйственном обществе, которое
занимает монопольное положение.
В случаях, если предприниматели
злоупотребляют монопольным положением
на рынке, Антимонопольный комитет
Украины и его территориальные
управления выдают распоряжение о принудительном
разделе монопольных образований.
Принудительный раздел не применяется
в случаях:
- невозможности организационного
или территориального отделения
предприятий, структурных подразделений
или структурных единиц;
- наличия тесной технологической
связи предприятий, структурных
подразделений или структурных
единиц (если доля внутреннего
оборота в общем объеме валовой
продукции предприятия составляет
менее 30%).
Штрафы на предпринимателей
налагаются Антимонопольным комитетом
за:
- уклонение от выполнения
или несвоевременное выполнение
распоряжений Антимонопольного
комитета Украины о прекращении
нарушений антимонопольного законодательства,
восстановлении начального состояния
или изменении соглашений, противоречащих
настоящему Закону;
- непредставление, несвоевременное
представление информации монопольному
комитету Украины и его территориальным
монополиям управлениям или представления
заведомо недостоверных данных.
Прибыль, незаконно полученная
субъектами предпринимательской деятельности
в результате нарушения данного
Закона, взыскивается судом или арбитражным
судом в государственной бюджет.
Убытки, причиненные злоупотреблением
монопольным положением и недобросовестной
конкуренцией, подлежат возмещению по
искам заинтересованных лиц в
порядке, предусмотренном гражданским
законодательством Украины.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
По утверждению зарубежных
наблюдателей, Антимонопольное законодательство
Украины отвечает мировым стандартам.
Однако создавалось оно, к сожалению,
не в рамках реализации единой программы
социально-экономических преобразований.
Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров,
украинское правительство, как показала
жизнь, уже начально избрало неправильный
путь. Мировая практика свидетельствует
о том, что только после запуска демонополизации
основных сфер производства следует проводить
либерализацию цен и финансово-денежное
реформирование. Наше правительство поступило
наоборот и получило известные результаты.
В суете повседневных забот,
занятый собственными проблемами законодатель
принял почти четыре года назад вышеизложенный
Закон, не обеспечив при этом необходимую
правовую среду для его функционирования.
Жизненно важные принципы деятельности
этого закона и модели корпоратизации
еще только обсуждались. Не было утверждено
и специальное положение об Антимонопольном
комитете, что заведомо обрекало Закон
на бездействие.
Лишь 26 ноября 1993 года вступил
в силу Закон “ОБ Антимонопольном
комитете”, который юридически определил
полномочия принципиально нового по своему
правовому статусу и компетенции органа,
объединяющего контрольно-наблюдательные
и судебные функции. Именно об этом Законе
положительно отзывались западные эксперты.
Сейчас на него возлагаются большие задачи
в надежде, что и Закон, и государственная
программа демонополизации экономики
могут создать необходимые условия для
развития добросовестной конкуренции
на рынке.
Вновь созданной государственной
структуре предстоит противостоять
самому государству — главному монополисту,
поддерживающему свои министерства,
ведомства, военно-промышленный комплекс.
Ведь неуверенная антимонопольная
политика продолжает негативно влиять
на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты,
воплощающие львиную долю государственного
бюджета, просто препятствуют демонополизации.
Два года существования Антимонопольного
комитета Украины показали, как трудно
продвигается работа. Но сегодня комитет
уже выполняет программу-минимум
— рассматривает конкретные дела,
совершенствует законодательную базу,
создает региональные организации.
Впереди его ждет программа-максимум
— устранение монопольных структур
и создание благоприятной среды
для конкуренции на рынке Украины.