Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:59, курсовая работа
Совершенная конкуренция и монополия - это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго.
Введение 3
Глава 1 «Понятие конкуренции»
§ 1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок 4
§ 1.2 Основные типы структур 7
Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 9
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 11
§ 2.2.1 Чистая монополия 11
§ 2.2.2 Олигополия 18
§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 19
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции 19
§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса 21
§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 22
Глава 3 «Формы конкуренции в условиях монополистического производства»
§ 3.1 Виды соперничества 26
§ 3.2 Неценовая конкуренция 29
§ 3.3 Реклама 29
Глава 4 «Отрицательные последствия»
§ 4.1 Потери от несовершенной конкуренции 32
§ 4.2 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности. 34
Практический пример 36
Заключение 41
Литература 42
Монополистическая конкуренция
47
Казанский Государственный Университет
Экономический факультет
Курсовая работа
по экономической теории
на тему: «Монополистическая конкуренция»
Выполнила:
Старухина Е.А.
гр. 1451-1д
проверила:
Казань
2006
Содержание
Введение 3
Глава 1 «Понятие конкуренции»
§ 1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок 4
§ 1.2 Основные типы структур 7
Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 9
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 11
§ 2.2.1 Чистая монополия 11
§ 2.2.2 Олигополия 18
§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 19
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции 19
§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса 21
§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 22
Глава 3 «Формы конкуренции в условиях монополистического производства»
§ 3.1 Виды соперничества 26
§ 3.2 Неценовая конкуренция 29
§ 3.3 Реклама 29
Глава 4 «Отрицательные последствия»
§ 4.1 Потери от несовершенной конкуренции 32
§ 4.2 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности. 34
Практический пример 36
Заключение 41
Литература 42
Введение
Совершенная конкуренция
и монополия - это противоположные
крайние модели рыночных структур.
Однако могут существовать и промежуточные
модели, которые не являются полностью
конкурентными, не контролируются единственным
продавцом и которые
Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы - это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.
Глава 1
§1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок.
Понятие конкуренции. Конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция друг без друга не существуют. Конкуренция - является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. 1
Более того, содержание
конкуренции раскрывается в понятии
«конкурентного» и «
1 Экономическая
теория А.Г. Грязновой, Т.В.
В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка.
Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг.
В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом для открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов.
Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные к соревнованию виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, так как необходимо постоянно поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности роста и совершенствования.
Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара. Монополия - это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять цены; формы рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями. 1
В современных условиях
этот термин используется для обозначения
различных разновидностей рыночных
ситуаций, характерных для несовершенной
конкуренции. Основными признаками
монополизма выступают монополь
Остановимся подробнее
на существовании препятствий, затрудняющих
доступ новым фирмам на рынок. Речь
идет о проблеме входных барьеров,
впервые рассмотренных в
1. Правительство
наделяет фирму
2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример - власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.
1 Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева, с. 57
3. Авторские права
и патенты. Фирма, чья
4. Эффект масштаба,
т.е. преимущество крупного
5. Вступлению в
отрасль могут препятствовать
и нелегальные методы борьбы
с потенциальными новыми
Входные барьеры
помогают лучше понять, почему так
различна концентрация рынка в различных
сферах хозяйственной деятельности,
а так же причины отклонения от
идеальной модели совершенной конкуренции,
где действует множество
§1.2 Основные типы структур
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, выступают: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.
В реальной действительности
не существует только абсолютная монополия.
Наблюдается смещение различных
элементов рассмотренных в
1 Курс экономической теории: учебник, Киров: «АСА», с. 129
Модели рынка конкуренции |
Количество фирм в отрасли |
Характер продукции |
Входные барьеры |
Контроль над ценой. |
|
Совершенная конкуренция |
множество мелких фирм |
стандартизированная, однородная |
свободный вход и выход |
практически отсутствует |
|
Чистая монополия |
Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) |
Однородная продукция, не имеющая субститутов |
Высокие |
Полный |
|
Дуополия |
Две фирмы |
Однородная |
Высокие |
Частичный |
|
Олигополия |
Малое количество фирм |
Однородная или с незначительной дифференциацией |
Высокие |
Частичный |
|
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта |
Множество фирм |
Разнородная продукция |
Низкие |
Слабый |
|
Таким образом:
Чистая монополия - рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара.
Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия - наиболее простой случай олигополии.
Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.1
1 Экономическая теория: Учебник для вузов Под ред В.Д. Камаева, с. 605
Глава 2
§2.1 Понятие совершенной
Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея - идея максимизации прибыли помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.
Конкуренция является
необходимым элементом
1. На рынке существует
множество мелких фирм-
2. Продукция этих
фирм стандартизирована, или
3. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.
4. Фирмы не интересуются
производственными решениями
5. Фирмы имеют
равный доступ к информации
о ценах, технологий и
На рынке совершенной конкуренции покупателям все равно, продукцию какой фирмы выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может повлиять на цену продукта в силу малой доли в общем объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающим всем признакам. Пожалуй, рынки отдельных товаров например, яиц) могут отвечать этим условиям. Считается, что рынок сельскохозяйственной продукции близок к условиям совершенной конкуренции, так как большинство продавцов воспринимают цену отрасли как данность. Модель совершенной конкуренции можно использовать для тех рынков, на которых действует множество продавцов и их продукт стандартизирован (пшеница, рожь, скот, табак, железо и сталь и т.д.). Это делает рынки однозначно совершенно конкурентными, но, тем не менее, мы придаем понятию «совершенная конкуренция» поистине уникальное значение в экономике. Почему? Дело, прежде всего, в том, что «совершенная конкуренция» (своего рода «физика без трения») позволяет построить некую идеальную модель функционировании экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем, оказывается, модель рынка совершенной конкуренции дает вполне удовлетворительно приближение к действительности для многих реальных рынков. Модель позволяет уловить существенное в предложении фирмы и выполняет функцию прогнозирования будущих событий.1