Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:59, курсовая работа
Совершенная конкуренция и монополия - это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго.
Введение 3
Глава 1 «Понятие конкуренции»
§ 1.1 Основные понятия. Барьеры при вступлении на рынок 4
§ 1.2 Основные типы структур 7
Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»
§ 2.1 Совершенная конкуренция 9
§ 2.2 Несовершенная конкуренция 11
§ 2.2.1 Чистая монополия 11
§ 2.2.2 Олигополия 18
§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта 19
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции 19
§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса 21
§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 22
Глава 3 «Формы конкуренции в условиях монополистического производства»
§ 3.1 Виды соперничества 26
§ 3.2 Неценовая конкуренция 29
§ 3.3 Реклама 29
Глава 4 «Отрицательные последствия»
§ 4.1 Потери от несовершенной конкуренции 32
§ 4.2 Неэффективность монополистической конкуренции. Производственные мощности. 34
Практический пример 36
Заключение 41
Литература 42
1 Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; с.129
§2.2 Несовершенная конкуренция
§2.2.1 Чистая монополия
В реальной действительности почти невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один - единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной (рис 2.1).
Совершенная конкуренция
и чистая монополия - это теоретические
абстракции, которые выражают две
полярные рыночные ситуации, два логически
предела. Эти модели позволяют сформулировать
условия рационального
47
Рисунок 2.1. Абсолютно неэластичный спрос и монопольная власть над ценой |
В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов. Монополист - продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. |
|
При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Монополист же обладает определенной властью над ценой. Но главное - монополист осознанно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальна. При этом функция спросастановиться заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Поэтому, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию - это отраслевая кривая спроса. Следовательно, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.
Рассматривая модель чистой конкуренции, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм - представителей совершенной и несовершенной конкуренции. Графически кривая спроса конкурентной фирмы будет выглядеть как горизонтальная прямая, т.е. конкурентная фирма может продавать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма не поставляла бы товар на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказать влияние на сложившуюся на рынке цену.
В случае фирмы - несовершенного конкурента кривая спроса D (рис 2.2) имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество
47
Рисунок 2.2. Кривая спроса при условии «чистой» монополии |
товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает. |
|
Важнейший вывод, который можно сделать из сравнения двух кривых, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой - монополистом
Прибыль - это разница между валовым доходом и валовыми издержками. При решении этой проблемы можно воспользоваться двумя способами:
1. Метод сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC);
2. Метод сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MС)
1. Метод сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC).
Валовой доход представляет собой произведение цены единицы товара и количество единиц товара: TR=P·Q .
Валовые издержки равны произведению количества товара и средних издержек: TC=Q·AC
47
47
Графически динамика
валового дохода отражена на рис. 2.3. кривая
имеет «холмообразный вид» вид. На этом
же графике изображена и кривая валовых
издержек (TC). Максимум общей прибыли
будет при таком объеме выпуска,
когда разница между TR и TC максимальна.
На рисунке максимальное расстояние
будет соответствовать
2. Метод сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MС)
Предельные издержки равны разности между валовыми издержками n единиц товара и валовыми издержками n-1 единиц товара: MC=TCn - TCn-1.
Предельный доход равен произведению количества товара на его цену: MR=TRn-TRn-1
Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т.е. MR=P. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены. MR<P. Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш, но одновременно приносит ему и определенные потери. Производитель тем самым снизил и цену каждой из предыдущих единиц продукции. Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену. Убыток вычитается из цены, и получается предельный доход.
Взаимосвязь рисунков
2.3 и 2.4 заключается в следующем: после
того, как валовой доход достигает
своего максимума, предельный доход
становиться отрицательной
Еще раз вернемся
к понятию совершенной
1. Предельный доход должен равняться предельным издержкам
2. Цена должна равняться средним издержкам, а это значит:
МС=МR=Р=АС
Поведение на рынке фирмы - монополиста будет точно также определяться динамикой предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Потому, что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно - к валовым издержкам.
Это некие величины - предельный доход и предельные издержки. Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и МС положительна, фирма расширяет свое производство. Когда же MR=Мс, наступает «покой», равновесие фирмы. Но эти при совершенной конкуренции. А какая она для монополиста?
Прибыль - это разница
между валовым доходом и
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или MC=MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции достигается равенство MC=MR=P=AC. при несовершенной конкуренции: (MC=MR)<AC<P
Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте ценовой эластичности, больше единицы (Edp > 1), предельный доход положителен. На эластичном участке кривой спроса снижение цены обеспечивает монополисту увеличение валового дохода. А при Edp < 1, предельный доход отрицательный.
Итак, максимум прибыли
можно определить, сравнивая TR и TC при
различных объемах выпуска
47
На рисунке 2.5 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой E (точкой пересечения MC и MR), от которой проводиться вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установиться на уровне Е1. Затененный прямо-угольник показывает величину прибыли монополии. |
|
В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены. Производство увеличивается вплоть до момента равенства MC и MR. Монополист руководствуется тем же правилом - он сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостановке или сокращении производства, т.е. сравнивает свои MC и MR. И он расширяет производство вплоть до момента равенства MC и MR. Но объем производства при этом будет меньшим, чем он был при совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2. При совершенной конкуренции именно в точке Е2, происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня продажной цены (Р). Если бы цена (Р2) установилась на уровне точки Е2, то не было бы монопольной прибыли. Другими словами, монопольная прибыль превышает нормальный уровень прибыли в условиях совершенной конкуренции.
Установление фирмой цены на уровне точки Е2, было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке MC=АС=Р, но при этом MC > MR. Рационально действующая фирма отнюдь не сочтет нормальным такое предложение, когда расширение производства во имя 2общественных интересов» будет сопровождаться для нее большими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.
Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q1 до Q2 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом издержек сбыта). Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обуславливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции. Это ясно из графика: на рис 2.5 видно, что Q1 < Q2 .
Монопольная прибыль
в модели несовершенной конкуренции
трактуется как излишек над нормальной
прибылью в условиях совершенной
конкуренции. Монопольная прибыль
проявляется как нарушение
На насколько
устойчиво это превышения над
нормальной прибылью? Очевидно, многое
будет зависеть от возможности притока
в отрасль новых фирм. При совершенной
конкуренции прибыль выше нормальной
сравнительно быстро исчезает под влиянием
наплыва новых фирм. Если барьеры
для вхождения в отрасль
Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера L = (P - MC)/P , 0 < L < 1
Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти.
При совершенной конкуренции, когда Р=МС индекс Лернера будет равен нулю.
Совершенная конкуренция
предполагает свободный перелив
всех факторов производства из отрасли
в отрасль. Поэтому отчетливо
проявляется тенденция к
1 Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров, с.131
§ 2.2.2 Характеристика олигополистического рынка
Олигополия представляет
собой тип рыночной структуры, для
которой характерно стратегической
взаимодействие немногих фирм, конкурирующих
за объем продаж. В качестве определяющих
особенностей олигополистического
рынка признаков следует
Олигополистический
рынок может быть представлен
как стандартизированным (чистая монополия),
так и дифференцированным (дифференцированная
олигополия) продуктом. Вне зависимости
от этого олигополистические рынки
всегда характеризуются наличием у
них значительной рыночной власти и
убывающей кривой спроса на продукцию
каждой отдельной фирмы. Однако их особенность
состоит не только в том, сто в
условиях олигополистического
В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет.