Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:57, реферат
Прежде, чем приступить непосредственно к анализу естественной монополии, необходимо представить себе модель рынка несовершенной конкуренции, в рамках которой и существует монополия, одной из видов которой является естественная монополия. В принципе, лучшим способом характеристики модели рынка несовершенной конкуренции является сопоставление последней с моделью рынка совершенной конкуренции и выявление различий между ними. Поэтому, на мой взгляд, необходимо прежде сказать несколько слов о рынке совершенной конкуренции, который, в принципе, является идеальной моделью, поскольку в реальности не существует. Итак, для модели рынка совершенной конкуренции характерны следующие признаки:
1.наличие на рынке множества независимых продавцов и покупателей, каждый из которых производит или покупает лишь малую долю общего рыночного объёма данного товара;
2.однородность товара и одинаковое восприятие покупателями продавцов;
1.Введение…………………………………………………………………2
2.Понятие естественной монополии…………………………………..4
3.Государство и естественные монополии…………………………...6
4.Методы регулирования естественных монополий……………….10
5.Литература………………………………………………………………18
Государственное регулирование оказывает существенное влияние на уровень и соотношение цен в отраслях общественного пользования. Однако масштабы точного влияния постоянно меняются. Показателен в этом отношении пример газовой промышленности. До 1935-1938г. регулирование цен на природный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодаря достижениям в области передачи электроэнергии и транспортировки газа на большие расстояния размеры межштатных операций значительно возросли. Их роль стала столь существенной, что в 1935г. на Федеральную электрическую компанию впервые были возложена обязанность регулировать цены межштатных поставок электроэнергии, в 1938г.- и межштатных поставок природного газа. При этом государственное регулирование цен в промышленности природного газа первоначально распространялось только на компании занятые местным распределением газа и осуществляющие поставки газа из одного штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течение почти двух десятилетий, и только в 1954г. под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулирования наряду с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперь любые продажи (даже в залежах), предназначенные для торговли за пределами штатов, становились объектом регулирования со стороны Федеральной энергетической компании.
В результате, любая фирма- производитель, желающая изменить цену, по которой газ продавался газопроводным компаниям, должен был предварительно получить разрешение компании. Основным направлением государственного регулирования в промышленности природного газа долгое время являлось сдерживание роста цен, что имело и положительные (значительный рост потребления природного газа), и отрицательные последствия. В частности, расценки внутри штата не регулировались, шло расширение поставок газа внутри штата в ущерб межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли у компаний- производителей стимулы к расширению поисковых и разведочных работ, что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попытке преодолеть нежелательные последствия регулирования была введена система двойных цен на старые и новые месторождения. От практики установления Федеральной энергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающих районов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами. Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в США наметилась тенденция к де регуляции; сокращению вмешательства государства в экономическую деятельность. В этот период правительством были предприняты шаги, обусловившие усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования, в частности было значительно ослаблено регулирование газовой промышленности. Аналогичные процессы имели место и в других отраслях общественного пользования (телефонной связи, энергетике и т.п.). В то же время, несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.
В числе
преобладающих в промышленном
производстве временных форм регулирование экономической
деятельности в отраслях общественного
пользования сохраняется фиксирование
уровня дохода предприятий. При этом
главенствует идея определения "справедливой
цены", которая лишает компанию-монополиста
извлекать сверхприбыль, но позволяет
ей обеспечить ее покрытие расходов на
производство и "справедливую" прибыль.
Государственное регулирование деятельности естественных монополий.
Основной задачей
регулирования естественных монополий
является создание барьеров на пути повышения
цен и ограничения выпуска продукции со
стороны фирмы, вознамерившейся использовать
преимуществ естественной монополии во
вред потребителям.
Методы регулирования
естественных монополий.
Говоря о распределении ресурсов, следует отметить, что наиболее эффективно ресурсы распределяются на конкурентных рынках. Принимая во внимание этот факт, можно утверждать, что работникам органов регулирования следует сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существует естественная монополия. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, цены должны определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков производств. С учетом этих замечаний необходимо выполнение следующих основных правил регулирования деятельности естественных монополий:
Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам. Прибыль должен обеспечивать только нормальную норму прибыли. Производство должно быть эффективным.
Поясним выше приведенные правила.
Прежде, чем давать какие-либо аргументы, подтверждающие эффективность ценообразования на основе приближения к предельным издержкам, рассмотрим различные варианты установления цен и убедимся, прибегая к помощи графика, что ценообразование на основе приближения к предельным издержкам является наиболее эффективным.
Итак, рассмотрим альтернативы установления цен на продукцию фирмы- монополиста.
Кривые предельных и средних издержек (LRMC и LRAC соответственно) для естественной монополии показаны на рисунке. Действуя как рациональный экономический субъект, монополист стремится к максимизации своей прибыли и производит до точки, в которой MR (предельный доход)= LRMC, при этом выпуск монополии составляет Qm и имеет цену Pm. При этой цене монополия получает экономические прибыли, поскольку Pm>LRAC, то есть цена больше средних издержек. Однако на практике столь высокая цена неприемлема для потребителя, поэтому регулирующие службы стремятся значительно понизить её, устанавливая "потолки" цен. В свою очередь фирма- монополист может снизить средние издержки производства, продолжая производить свыше Qm. Ее цель, однако, заключается в том, чтобы максимизировать прибыли, не заниматься постоянным снижением средних издержек. В правиле относительно установления цены сказано, что цену нужно устанавливать максимально приближенную к предельным издержкам. А что же будет происходить с фирмой при установлении цены на её продукцию на уровне предельных издержек?
Проанализируем этот вариант. Итак, предположим, что выпуск продукции был увеличен до эффективного уровня Q*, соответствующего точке В, в которой долгосрочные предельные издержки (LRMC) пересекаются с кривой спрос, которая показывает предельный выигрыш покупателей от приобретения каждого количества товара. Чтобы продать количество Q*, равное эффективному выпуску, цена должна быть установлена на уровне P*, что равняется долгосрочным предельным издержкам выпуска этого количества товара. Пока LRMC постоянно уменьшается прежде, чем пересечь кривую спроса, фирма не может покрыть свои издержки при столь низкой цене. Когда достигается Qm, LRAC (то есть средние издержки) превосходят LRMC (предельные издержки). Устанавливая P*=LRMC для достижения выпуска продукции объёмом Q*, фирма сталкивается с убытками. Итак, если бы монополия принуждена была устанавливать цену, равную предельным издержкам, то для продолжения деятельности ей потребовались правительственные субсидии.
Таким образом, работники регулирующих служб должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Один из способов, с помощью которого можно было бы этого добиться, заключается в использовании двухкомпонентного тарифа.
Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг, то есть переменная плата. В случае с электроэнергией, например, была бы установлена фиксированная плата, скажем, в 4 доллара в месяц за подключение к муниципальной электрической сети, затем отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу давал бы компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если переменная составляющая была бы установлена равной предельным издержкам. Некоторые предприятия коммунального обслуживания используют модифицированную систему, при которой несколько первых киловатт-час энергии отпускаются по более высокой цене, цены на дополнительные единицы электроэнергии устанавливаются ближе к предельным издержкам.
Более распространенный, но менее удовлетворительный подход заключается в установлении цен на уровне средних издержек.
При установлении цены(Pr) на уровне средних издержек(LRAC) имеет место нулевая прибыль. При этой цене объем потребительского спроса составит Qr. Заметим, что Рr есть минимальная цена, позволяющая монополии работать самостоятельно, без субсидий. Пусть цена Pr одобряется регулирующей службой, тогда монополия может продать всё количество товара, которое он пожелает выпустить, по данной цене, причем в этом случае цен становится кривой предельного дохода фирмы-монополиста вплоть до величины выпуска Qr. Если фирма произвела больше Qr единиц продукции, это привело бы к падению цен и экономическим убыткам. Отсюда следует, что фирма максимизирует прибыли при установлении комиссией цене(Pr), производя Qr единиц в месяц при этой цене, даже если Pr>LRMC при таком уровне выпуска.
Однако необходимо упомянуть, что существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на основе предельных издержек, которые и определяют отрицательные стороны данного типа ценообразования.
Первая проблема заключается в том, что при объёме выпуска Qr, то есть при объёме выпуска, соответствующему ценообразованию на основе средних издержек, велика величина социальных потерь.
В основу
второй причины положен тот
факт, что предельные издержки предприятий сферы коммунального
обслуживания имеют тенденцию к изменению
во времени. Как правило, наращивание
производства электроэнергии требует
гораздо меньших затрат в ночное время,
когда работают только эффективные
предприятия, чем в дневное время,
когда для удовлетворения спроса отрасль
коммунального обслуживания часто вынуждена
работать на полную мощность. Цены
должны отражать изменение величины предельных
издержек во времени; цены, базирующиеся
на средних издержках, обычно не могут
это сделать должным образом.
Критика правительственного регулирования ценообразования
естественных монополий.
Политика
регулирования
При установлении цен на уровне средних издержек у фирмы-монополиста отпадает желание в минимизации издержек производств. Подобное объясняется очень просто: коммунальная служба не встречает конкуренции, любое увеличение издержек из-за промахов в управлении не влияет на норму получаемой ими прибыли с вложенного капитала, пока комиссия устанавливает цену, равную средним издержкам. Политическая оппозиция ценообразования на основе средних издержек в последние годы попыталась перенести хотя бы часть издержек плохого управления на совладельцев компаний-монополистов. Менеджеры парируют это указанием на то, что если они не смогут получать прибыли, им будет трудно привлечь дополнительных вкладчиков. Качество услуг будет снижаться или тарифы на электричество будут расти ещё больше для покрытия процентов за кредиты, поскольку фирмы будут вынуждены их брать, не находя достаточно покупателей, к примеру, на свои акции.
Теперь обратимся ко второму правилу регулирования деятельности естественных монополий, которое связано с регулированием нормы прибыли.
В принципе,
имея точную информацию о
1.Производится так называемая базовая оценка собственного капитала