Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:35, доклад
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
1. Монополия.
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок, на котором господствует
монополия, представляет собой полную
противоположность
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.
Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Конкретными формами (разновидностями) монополий , возникающими на основе централизации, являются картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, консорциумы.
Картель – гласное или негласное соглашение
между независимыми предприятиями, производящими
однородную продукцию, о разделе рынка
сбыта, определении квот (объемах производства
и продажи продукции) и единой политике
цен. Картельные соглашения определяют
рамки рыночного поведения партнеров
по соглашению, не затрагивая их производственную
деятельность.
Синдикат – это
форма объединения предприятий, при которой
они сохраняют производственную самостоятельность,
но теряют сбытовую. С целью реализации
продукции создается общая контора или
фирма, которая занимается ее сбытом. Распределение
доходов между предприятиями, входящими
в синдикат, осуществляется в соответствии
с долей каждого из них в общем объеме
произведенной и реализованной продукции.
Как правило, в синдикаты объединяются
предприятия, выпускающие однородную
продукцию.
Трест – предполагает такое объединение предприятий, при котором они утрачивают свою юридическую самостоятельность как в сфере сбыта, так и производства. Сила каждого предприятия в таком объединении определяется пакетами акций, которыми владеет каждый из них и в соответствии с которыми осуществляется распределение доходов между ними. Особенностью треста является то, что он несет всю полноту ответственности всем своим имуществом за результаты хозяйственной деятельности всех входящих в него предприятий.
Концерн – представляет собой такое объединение независимых предприятий, при котором устанавливается финансовый контроль головной фирмы. Она несет ответственность за хозяйственную деятельность объединенных предприятий в пределах принадлежащих ей пакетов акций каждого из них.
Конгломерат - это многоотраслевое объединение,
возникающее в результате интенсивной
экспансии головной фирмы в многочисленные,
но малосвязанные между собой отрасли
хозяйственной деятельности между входящими
в конгломерат предприятиями отсутствует
технологическое и функциональное единство.
Экспансия головной фирмы осуществляется
путем скупки контрольных пакетов акций
тех или иных предприятий, в связи с чем
отмечается динамизм в смене основного
профиля деятельности конгломерата. Невозможно
выделить отраслевое ядро, то есть главную
отраслевую направленность в деятельности
конгломерата. Конгломерат – это неустойчивая
монополия.
Консорциум –
это временное договорное объединение
фирм, банков, компаний для осуществления
конкретных экономических проектов.
2. Монопольная цена и монопольная прибыль.
Монопольная цена — специфическая форма рыночной цены товара, отклоняющаяся от стоимости и цены производства в результате монопольного положения на рынке продавца или покупателя товара и обеспечивающая получение монопольной сверхприбыли.
Различаются два вида монопольной цены: монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию, и монопольно низкие цены, по которым они закупают у немонополизированных производителей сырье или продукты для переработки.
Монопольные цены существовали, хотя и очень ограниченно, и в домонополистический период, в условиях свободной конкуренции, но тогда они устанавливались только на отдельные, редкие продукты сельского хозяйства и добывающей промышленности. Монопольная цена при империализме — закономерное явление. Господствующие в сфере производства и обращения монополии способны длительное время и в широких масштабах удерживать рыночные цены ниже или выше цены производства.
В целях сохранения на рынке
монопольных цен
Воздействие монополий на цены усиливается различными мероприятиями буржуазного государства. Это прямой контроль над ценами, налоговая, тарифная политика, субсидии монополиям, государственные закупки. Монополии используют государство, повышая цены на военные заказы, при закупках, производимых правительственными организациями. Монопольные цены не уничтожают действие закона стоимости как закона цен товаров.
То, что выигрывают монополии, теряют немонополизированные производители, трудящиеся капиталистических стран, а также народы развивающихся стран, которые вынуждены зачастую продавать продукцию по монопольно низким ценам, а покупать готовые изделия промышленности по монопольно высоким. Таким образом, в монопольной цене скрещиваются противоречивые интересы различных классов, групп, государств современного капиталистического общества, которые постоянно обостряются и проявляются в форме классовых противоречий империализма.
Оптимальный объем производства
монополия получит при
Равновесие рынка при монопольной цене
Чтобы максимизировать прибыль,
монополия сокращает объем
Тогда условие максимума прибыли в условиях монополии: MR=MC<P.
Монопольная прибыль - особый вид экономической прибыли, возникающий в условиях монополии. Такая прибыль обусловлена способностью монополиста ограничивать производство продукции и оказывать воздействие на цену продукта в свою пользу. Существует как причинная взаимосвязь, так и заметное отличие между неопределенностью, с одной стороны, и монополией, с другой стороны, как источниками прибыли. Причинная взаимосвязь проявляется в том, что предприниматель может уменьшить неопределенность или, по крайней мере, смягчить ее последствия путем достижения монопольной власти.
Монопольной прибылью называют прибыль выше средней (обычно в условиях идеальной конкуренции прибыль у каждой фирмы равна средней рыночной), получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке.
Существование монополии в той или иной форме является финальным источником экономической прибыли.
Одним из условий получения
монополистической прибыли
3. Монопольная власть. Индекс Лернера.
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции.
Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.
Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.
Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.
Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:
1. Показатель монопольной власти Лернера:
Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .
2. Если мы умножим числитель
и знаменатель показателя
, или .
Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.
4. Роль государственной политики в регулировании монополией.
Очевидно, что при несовершенной конкуренции экономика теряет множество положительных черт и качеств, свойственных ей при конкуренции совершенной.
Существование рынков несовершенной конкуренции (в первую очередь монополий и олигополии) обуславливает и недопроизводство, и завышение цен, и неэффективное производство, и т. п. Так, по приблизительным оценкам, потери, связанные с деятельностью монополий и олигополии, составляют, например, для США порядка 0,5—2 % производимой в обществе продукции. Общие потери для общества от монополизации рынка соответствуют площади треугольника ABC.
SΔABС= SΔACE+ SΔBCE, где SΔBCE — потери излишка потребителя (ренты потребителя), которые возникают вследствие существования монополии, причем это прямые потери, которые никому не достаются — ни монополисту, ни потребителям. SΔACE — потери излишка производителя (ренты производителя, которая также никому не достается).
Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьезную опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.
Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости их сглаживания государством посредством регулирования деятельности этих компаний, ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. Подчеркнем, что в большинстве случаев речь идет не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограничении монополистических злоупотреблений.
Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно:
• обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром;