Монопольная цена и монопольная прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:35, доклад

Описание работы

Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Файлы: 1 файл

9нед.docx

— 79.63 Кб (Скачать файл)

• запрет соглашений о разделе  рынка; контроль за слияниями фирм;

• запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку;

• запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке  товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;

• запрет на приобретение акций  конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли;

• запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);

• запрещается монополизация  производства выше определенного уровня в руках одной фирмы;

• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;

• прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление Предприятия-монополиста  на множество самостоятельных конкурирующих  фирм (в случаях, когда это возможно сделать).

Применение тех или  иных мер антимонопольной политики зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более строгая правоприменительная практика имеет место в случае завышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, особенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая — в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.

Особо подчеркнем, что выше речь шла о формах государственного регулирования искусственных, или предпринимательских, монополий. Такая монополия возникает обычно в отраслях, где функционирует единственный производитель, не обладающий повышенной эффективностью по сравнению с конкурирующими фирмами.


Информация о работе Монопольная цена и монопольная прибыль