Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:49, курсовая работа
Цель: раскрыть понятие собственности, и ее основные формы по законодательству России. Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
1. Раскрыть понятие собственности как экономической категории;
2. Изучить важнейшие аспекты государственной и муниципальной форм собственности;
3. Выявить взаимосвязь государственной и муниципальной собственности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….6
1 Государственная собственность ………………………………….… ……………...5
2 Муниципальная собственность…………………. ...………………………………20
3 Взаимосвязь государственной и муниципальной собственности………..............28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ А Госпредприятия, состоящие на самостоятельном балансе …..37
Значительная часть ГС
– это объекты инфраструктуры,
в большинстве своем
Размеры ГС, его доля в национальной экономике изменяются не только в результате нового строительства приобретений, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частному капиталу. В 80-е и 90-е годы эта тенденция заметно усилилась.
В организационно-правовом отношении и по всей своей "экономической ауре" различия сводятся к нюансам, заложенным в местные нормативные документы, по которым действуют муниципальные и "муниципальные", а также просто государственные компании. Поэтому мы не будем повторять каждый раз "государственные и муниципальные", а будем вести речь в основном о государственных объектах, постоянно держа в уме и их муниципальных родственников.
В России государственный
сектор экономики в настоящее
время составляют хозяйствующие
субъекты, по организационно-правовым
формам не имеющие аналогов в странах
с развитыми рыночными
Прежде всего, это связано с наличием в отечественном гражданском законодательстве таких особых разновидностей вещных прав, как право оперативного управления. Субъектами указанных прав могут быть только особые юридические лица – "предприятия" и "учреждения".
Программой Правительства
РФ "Реформы и развитие российской
экономики в 1995-1997 гг." определено
в качестве одного из направлений
реформы государственных
Основная масса
Государство постепенно освобождается
от несвойственных ему функций в
экономической сфере, сохраняя в
собственности только те предприятия,
имущество которых безусловно необходимо
для осуществления
В отношении предприятий, остающихся в форме унитарных государственных предприятий, потребуются дополнительные меры по повышению ответственности их руководителей за эффективное использование государственного имущества. В частности, вводится в практику заключение с руководителями государственных предприятий контрактов, предусматривающих ответственность за нарушение финансовой дисциплины, невыполнение договорных обязательств, использование государственного имущества не по назначению.
Ограниченное число
Существуют различные
точки зрения о том, какие предприятия
должны составлять основу "казенного"
субсектора и каким образом будет
происходить управление ими. Есть мнение,
что в "казенный" субсектор
должны войти предприятия базисной
инфраструктуры (предприятия
По-видимому, в казенные должны быть в первую очередь преобразованы предприятия, осуществляющие свою деятельность в зонах правила рынка, предприятия жизнеобеспечения населения или тех, деятельность которых необходима для выполнения государством конституционных функций.
Важной составляющей реформирования государственного сектора является создание для каждого предприятия системы управления издержками производства, активное участие федеральных органов исполнительной власти, координирующих и регулирующих деятельность в соответствующей отрасли, в выработке и реализации ценовой политики государственных предприятий, маркетинговых исследованиях, перераспределении ресурсов и ориентации производственного потенциала на наиболее перспективные сегменты рынка.
Государственное регулирование, о котором шла речь ранее, распространяется на всю экономику, значит, в равной степени и на государственный ее сектор. ГС - объект государственного регулирования.
На начало 1992 г. в собственности государства находилось более 250 тысяч предприятий.
Массовая приватизация началась с 1 июля 1992 г. после принятия Верховным Советом РФ 11 июня 1992 г. Государственной программы приватизации и выхода Указа Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества".
Согласно Гражданскому кодексу
РФ (ст. 214) государственная собственность
подразделяется на федеральную собственность
(имущество, принадлежащее на праве
собственности Российской Федерации)
и собственность субъекта федерации.
Структура государственных
Муниципальная собственность
Понятие муниципальной
собственности введено еще в
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
За последнее время это
Законодательное определение
места и значения муниципальной
собственности среди других форм
собственности менялось. Так, в Гражданском
кодексе 1922 г. муниципальная собственность
рассматривалась как
В Конституции РФ 1993 г. и
Гражданском кодексе РФ 1994 г. муниципальная
собственность наряду с государственной
отнесена к публичной собственности,
поскольку ее субъекты являются публично
– правовыми образованиями, и
выступает как самостоятельная
форма собственности. Законодательное
закрепление муниципальной
К субъектам муниципальной собственности согласно (п. 1 ст. 215 ГК) относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.
Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования –собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся при этом собственниками вверенного им имущества (ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ( 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК.)
Кроме того, осуществлять права
собственника и выступать в имущественном
обороте муниципальные
В состав объектов муниципальной
собственности входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные
фонды, имущество органов местного
самоуправления, муниципальные земли
и другие природные ресурсы, которые
находятся в муниципальной
Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну его часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую часть составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Общим для объектов государственной и муниципальной собственности является также наличие среди них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и муниципальную собственность. Закон определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (например, муниципальные учреждения образования, культуры, спорта).
Специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения соответствующих территорий.
Решения, касающиеся создания
(ликвидации) муниципальных предприятий,
принимаются с учетом федерального
законодательства, правовых актов субъектов
федерации и местных
Следовательно, управленческие
процедуры при реализации прав собственности
на местном уровне становятся еще
более сложными. Это требует очень
четкого разделения компетенции
и ответственности органон
От государственной
Для экономического и социального
развития и выполнения других задач,
стоящих перед соответствующими
административно-
Информация о работе Муниципальная и государственная собственность