Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:49, курсовая работа
Цель: раскрыть понятие собственности, и ее основные формы по законодательству России. Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
1. Раскрыть понятие собственности как экономической категории;
2. Изучить важнейшие аспекты государственной и муниципальной форм собственности;
3. Выявить взаимосвязь государственной и муниципальной собственности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….6
1 Государственная собственность ………………………………….… ……………...5
2 Муниципальная собственность…………………. ...………………………………20
3 Взаимосвязь государственной и муниципальной собственности………..............28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ А Госпредприятия, состоящие на самостоятельном балансе …..37
В муниципальной собственности могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.
Положения этого закона были
затем конкретизированы Постановлением
Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря
1991г. "О разграничении
Постановлением № 3020-1 к
муниципальной собственности
В число таких объектов,
находящихся в оперативном
К муниципальной собственности
отнесены и такие объекты
В состав муниципальной собственности включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц и диспансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями; культуры и спорта.
В состав муниципальной собственности входят предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства России и, за исключением закрытой сети, все предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.
Объекты, переданные в государственную
собственность субъектов
Взаимосвязь государственной и муниципальной собственности
Российский государственный
сектор (в его узком значении)
включает только два уровня предприятий:
федеральные и региональные (субъектов
федерации). Муниципальные предприятия
государственными - по законодательству
-- как бы не являются (поэтому в
Москве, например, где путем юридических
ухищрений муниципальный
Поскольку муниципальная
собственность является одной из
составляющих государственной собственности,
между этими структурами
Особенности передачи таких объектов регулируются Указом Президента РФ от 28.10.94 г. № 2027 " О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и принятым во исполнение данного указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03,95 г. № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Названным постановлением утверждено
Положение о порядке передачи
объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения федеральной
собственности в
В соответствии с п. 2 Положения
передаче в государственную
Передача указанных объектов производится путем внесения в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней таких объектов отдельным разделом.
Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов.
Утверждение плана приватизации
предприятия (изменений, вносимых в
план приватизации) и является решением
о передаче объектов соцкультбыта федеральной
собственности в
Объекты социально-культурного
и коммунально-бытового назначения
федеральной собственности, находящиеся
в ведении предприятий, не подлежащих
приватизации, и в ведении казенных
заводов (казенных фабрик), передаются
в государственную
При наличии общих черт
право государственной и право
муниципальной собственности
Субъектом права государственной собственности может быть только государственное образование: Российская Федерация в целом и ее субъекты.
Муниципальная собственность
является самостоятельной формой собственности,
а ее субъектами выступают муниципальные
образования, к числу которых
относятся поселения и
И государственное, и муниципальное имущество подразделяется законом на две группы. Первая из них одновременно закрепляется на иных вещных правах -- праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления -- за предприятиями, учреждениями, организациями, создаваемыми государственным или муниципальным образованием.
Вторая группа имущества (как правило, денежные средства) такими производными вещными правами не обременяется. Имущество второй группы образует казну - государственную либо муниципальную-
Различия в субъектах имеют важные правовые последствия. Так, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, при отсутствии сведений о собственнике тех или иных природных ресурсов последние предполагаются принадлежащими государству, но не муниципальному образованию.
Другим примером служит унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Создание подобных предприятий, именуемых казенными, предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности и объектов собственности федерации в муниципальную собственность отнесено к полномочиям органов государственной власти, соответственно, Российской Федерации и ее субъектов.
Владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью
как вопрос местного значения находится
в ведении муниципальных
В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований -- уставом города.
В субъектах федерации - городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами этих городов.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов федерации и уставами муниципальных образований - население непосредственно.
Институт права муниципальной собственности также находится в стадии становления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сам по себе ресурс не является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса – вот что составляет собственность» Полный «пучок прав» состоит из следующих 11 элементов:
1. Право владения, т.е.
право исключительного
2. Право использования,
т.е. право применения
3. Право управления, т.е.
право решать, кто и как будет
обеспечивать использование
4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;
5. Право суверена, т.е.
право на отчуждение, потребление,
изменение или уничтожение
6. Право на безопасность,
т.е. право на защиту от
7. Право на передачу благ в наследство;
8. Право на бессрочность обладания благом;
9. Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;
10. Право на ответственность
в виде взыскания, т.е.
11. Право на остаточный
характер, т.е. право на существование
процедур и институтов, обеспечивающих
восстановление нарушенных
Права собственности понимаются
как санкционированные
Круг объектов права государственной собственности неограничен. В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности. Таковым является имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд.
К субъектам муниципальной собственности согласно п. 1 ст. 215 ГК относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.
И государственное, и муниципальное имущество подразделяется законом на две группы. Первая из них одновременно закрепляется на иных вещных правах – праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления – за предприятиями, учреждениями, организациями, создаваемыми государственным или муниципальным образованием.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амбрамцумов А., Стерликов Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Москва, 1994.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Москва, Манускрипт. 1993. - С. 8-9.
3. Долан Эдвин Дж. Микроэкономика.
- Спб.: Издательство АО “Санкт-
4. Домашняя юридическая энциклопедия. Я - собственник. - М.: Олимп, 1998.
5. Журавлев В. Формула выживания // Деловой мир. 1995. - № 11.
6. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС",1994. - 384 с.: ил.
Информация о работе Муниципальная и государственная собственность