Национальная экономика: ее сущность, структура и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить национальную экономику, ее цели и результаты. Задачи исследования:
- ознакомиться с понятием национальной экономики, экономическими системами и их видами.
- рассмотреть национальную модель экономики, принципы ее формирования.
- выявить факторы влияния на формирование Российской экономики.
- рассмотреть региональное воспроизводство, социальные традиции и экологические условия экономики России.
- определить прогноз роста российской экономики.

Файлы: 1 файл

08.11. 1302052Б Национальная экономика цели и результаты.docx

— 99.28 Кб (Скачать файл)

Хозяйственная деятельность в национальной экономике поразительно многообразна. Между хозяйствующими субъектами существуют самые различные отношения.

Таким образом, под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д. Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее  экономическое пространство с  единым законодательством, единой  денежной единицей, общей кредитно-денежной  и финансовой системой.

2. Наличие  тесных экономических связей  между хозяйственными субъектами  с общим воспроизводственным  контуром.

3. Территориальная  определенность с общим экономическим  центром, который выполняет регулирующую  и координационную роль.  
Глава 2. Особенности трансформации российской экономики на современном этапе

 

2.1.Российская экономика на современном этапе

 

Экономика России — пятая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 8-е место. Номинальный ВВП России за 2012 год составил $2,014 трлн., ВВП по ППС — $3,380 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2012 год занимает 43-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 47-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %.

Доля продукции нефтегазового комплекса в совокупном объеме экспорта в 2011-2012 гг. превысила 65%   по сравнению с 61,7% в докризисном 2007 г. Ситуация    в    финансовой   сфере несколько улучшилась по сравнению с докризисным периодом за счет сокращения удельного веса краткосрочных валютных обязательств российских компаний. Однако на состояние фондовых рынков решающее влияние по-прежнему оказывают инвесторы в т.ч. иностранные, ориентированные на реализацию краткосрочных стратегий. В этих условиях временные улучшения мировой конъюнктуры положительно сказываются на состоянии российской экономики и порождают всплески оптимизма, как у рыночных субъектов, так и у лиц, ответственных за проведение экономической политики. Напротив, снижение мировых цен на сырье и падение мировых фондовых рынков крайне болезненно отражается на России, подрывая перспективы роста и налоговую базу бюджета. Именно такую картину можно было наблюдать в 2012 г.6 Если в 1 квартале на волне оживления мировых рынков российская экономика продемонстрировала уверенный рост на 4,9%, то во 2 квартале на

 фоне падения цен на нефть и негативной динамики глобальных финансовых

рынков темпы роста ВВП сократились до 4,0%.

Во втором полугодии замедление роста продолжилось, причем в 3 квартале 2012 г. темп роста ВВП опустился ниже уровня 3,0% впервые за весь период восстановления после кризисного спада в 2009 г. (рис.1.)

Источник - CIA World Factbook

Рис.1. ВВП России, млрд. долларов США

 

Основными причинами замедления экономики стали более чем двукратное сокращение темпов роста выпуска в добывающей промышленности и почти двукратное - темпов роста грузооборота транспорта в сочетании с вызванным неблагоприятными погодными условиями неурожаем, сельскохозяйственный сектор в 2012 г. продемонстрировал спад на 2,3%.7 Напротив, в ряде секторов сохранялись устойчиво высокие темпы роста. 

Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму8.(таблицы 1,2.)

Таблица 1.

Основные параметры бюджета на период 2013 – 2013гг.

Год

Объем ВВП, млрд руб.

Доходы, млрд руб.

Расходы, млрд руб.

Дефицит, млрд руб.

Дефицит, % к ВВП

Верхний предел внешнего госдолга, млрд $

Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб.

2013

66515

12866

13387

521,4

0,8

66,2

6601

2014

73933

14063

14207

143,6

0,19

75,8

7590

2015

82937

15615

15626

10,8

0,01

83,8

8314


Большая часть доходной части будет сформирована за счет поступлений от налога на добавленную стоимость и поступлений по таможенным пошлинам. Перечисления в Резервный фонд будут увеличиваться ежегодно. Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд. руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд. руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд. руб. Предполагается, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет.9

Таблица 2.

Статьи расходов бюджета на период 2013 – 2013гг.

Статья расходов

Расходы-2013, млрд руб.

Расходы-2014, млрд руб.

Расходы-2015, млрд руб.

Социальная политика

3 963,2

4 116,8

4 563,4

Национальная оборона

2 141,2

2 501,4

3 078

Национальная безопасность

2 029,8

2 110,5

2 129,2

Национальная экономика

1 740,8

1 751,8

1 767,2

Общегосударственные вопросы

914,7

880,9

907,8

Обслуживание долга

425,3

476

508

Образование

627,1

569,3

591,9

Здравоохранение

506,5

457,4

373,1

Межбюджетные трансферты

634,1

624,3

598,8

ЖКХ

157,6

145,1

118

Культура, кинематография

97,4

95,6

99,3

СМИ

72,5

65,6

50,9

Физкультура и спорт

52,3

30,9

33

Охрана окружающей среды

24,9

26,2

26,4


Хотя сильное сокращение расходов и увеличивает риски замедления экономического роста, но перед правительством стояла другая задача, а именно: минимальный бюджетный дефицит без роста налогов. Несмотря на то, что бюджет критикуют, в том числе за низкие расходы на образование, следует иметь в виду слова премьер-министра РФ Дмитрий Медведева о том, что до 2015 г. расходы консолидированного бюджета на оборону. Вероятно, цифра 8 трлн. руб. предполагает финансирование различных программ по   образованию, которые   относятся   к    социальной политике.

Таким образом, объем расходов, направленных на образование, предполагается достаточно высокий, особенно если учитывать достаточно жесткий контроль над расходами в связи с новыми правилами расчета бюджета. Сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет, но такие жесткие параметры бюджета сейчас необходимы с учетом всех макроэкономических рисков, такой бюджет позволит российской экономике чувствовать себя достаточно стабильно даже в случае сильного снижения цен на нефть благодаря уже накопленной "подушке безопасности". Под сильным снижением подразумевается падение ниже $80 за баррель.10

В сфере экономической политики также имеются внутренние источники неопределенности. Если до парламентских и президентских выборов они были связаны с характером политического курса нового руководства страны, то после выборов главной проблемой экономической политики стало согласование обещаний, данных в предвыборный период, с ресурсными возможностями и объективными потребностями российской экономики. События 2012 г., в т.ч. отмеченные выше тенденции в сфере   политики бюджетных расходов, позволяют говорить об усугублении дрейфа экономической политики от целей развития к приоритетам социально-политического характера. Более того, в середине сентября 2012 г. ЦБР повысил ставку рефинансирования с 8,0% до 8,25%, а в начале октября 2012 г. озвучил позицию, в соответствии с которой риски замедления экономического роста стали «не так высоки, как риски ускорения инфляции»11. Парадоксальным образом ЦБР продемонстрировал готовность к ужесточению денежно-кредитной политики именно тогда, когда центральные банки ведущих стран анонсировали    развернутые    программы

стимулирующих мер.

Между тем, потребность в активных мерах по стимулированию экономического роста в России сохраняется. Несмотря на то, что к началу 2012 г. российская экономика формально вернулась на докризисный уровень ВВП, показатели в отдельных отраслях народного хозяйства и регионах страны оставались ниже докризисных. К середине 2012 г. более трети регионов не смогли преодолеть последствия спада промышленного производства, причем наиболее серьезная ситуация наблюдалась в регионах металлургической и машиностроительной специализации. В этих условиях «деприоритезация» поддержки экономического роста выглядит крайне спорным, а с учетом отмеченного выше нарастания неопределенности в мировой экономике и весьма рискованным решением.12

В сфере улучшения инвестиционного климата главным достижением 2012 г. стало долгожданное присоединение России к ВТО.

Надежды на дальнейшее совершенствование инвестиционного климата в 2013 г. связаны, в первую очередь, с процессом присоединения России к ОЭСР, а также с практическими шагами по реализации заявленных на период председательства России в «Большой двадцатке» приоритетов, таких, как создание новых рабочих мест, повышение эффективности финансовой системы,    развитие     правовой     базы    стимулирования    инвестиций     и

сотрудничества в сфере высоких технологий. После паузы, связанной с парламентскими и президентскими выборами, активизация усилий по улучшению условий ведения бизнеса становится главным приоритетом, если Россия не хочет упустить шанс выйти из глобального кризиса с надежным фундаментом для устойчивого экономического роста.

 

2.2. Факторы влияния на формирование Российской экономики

 

Формирование российской модели рыночной экономики   происходило

под влиянием следующих   основных факторов,    оказавших   существенное

влияние на ее характер13:

1) геополитического. Национальная экономика сформировалась как промежуточный тип между восточной и западной экономикой. Поэтому для нее характерно отсутствие независимого от государства гражданского общества, смешение политической, экономической власти и права собственности, преобладание коллективизма над личной инициативой, доминирующее значение государства как активного субъекта экономической жизни, неразвитость института частной собственности;

2) исторического. Государство так же, как было на протяжении всей истории России, сохранило значительную часть экономической власти, большой государственный сектор в приоритетных отраслях экономики;

3) правового. В России не было сформировано эффективного правового механизма, регулирующего взаимодействие хозяйствующих субъектов, что привело к возникновению конфликтных ситуаций между ними;

4) монополизма экономики. Сложившиеся мощные монополистические структуры в приоритетных отраслях экономики препятствуют образованию конкурентной среды, основанной на большом количестве производителей;

5) ориентации на использование природно-ресурсного потенциала страны. Природные ресурсы стали источником быстрого обогащения и получения прибылей, не связанных с реальной экономической деятельностью. В результате этого в экономике возросло количество финансовых средств, которые не были обеспечены реальным экономическим потенциалом – закономерный результат увеличения темпов инфляции;

6) неравномерности развития основных отраслей экономики. Этот фактор оказал значительное влияние на специфику российской модели рыночной экономики и вызвал дисбаланс отраслей экономики;

7) неравномерности экономического развития регионов. В    силу

различных причин экономическое развитие регионов в России неравномерно;

8) совмещения экономической, политической и криминальной власти. Эта особенность наблюдается в России на протяжении всего ее существования. Криминализация национальной экономики и хозяйственной деятельности, решение конфликтов между хозяйствующими субъектами не правовыми, а силовыми методами – все это отличительные особенности России;

9) менталитета российских граждан, ставшего определяющим фактором при формировании рыночной модели экономики. Существенные социальные трансформации, связанные с переходной экономикой, привели к снижению деловой активности населения.

Характерное для современной эпохи усиление взаимодействия национальных и международных факторов развития экономики оказывает растущее влияние на возможности и перспективы российского бизнеса. По существу складывается все большая общность критериев экономической эффективности решений, принимаемых на микроуровне в пределах страны и в мировом хозяйстве. В то же время, макроэкономическая эффективность этих решений с точки зрения российского государства и зарубежных стран существенно различается.

Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую неустойчивость товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств.14

В  результате   неопределенность    перспективы    развития экономики

России в    2013   году существенно возросла, а выход на устойчивые темпы

экономического роста стал еще более проблематичным. 

Главными причинами уязвимости российской экономики от внешних факторов, как и в предшествующие годы, являются высокая степень зависимости экспортных доходов от мировых цен на сырье и слабость национального финансового рынка.

Нефтегазовый сектор не является точкой роста для российской экономики, отметил в интервью телеканалу "Россия 24" министр финансов России с 2000 по 2011 гг. Алексей Кудрин.15 На его взгляд, экономика России исчерпала свои возможности "нефтегазового прироста" не только в рамках дальнейшего роста цен, но и роста добычи.

Информация о работе Национальная экономика: ее сущность, структура и цели