Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить национальную экономику, ее цели и результаты. Задачи исследования:
- ознакомиться с понятием национальной экономики, экономическими системами и их видами.
- рассмотреть национальную модель экономики, принципы ее формирования.
- выявить факторы влияния на формирование Российской экономики.
- рассмотреть региональное воспроизводство, социальные традиции и экологические условия экономики России.
- определить прогноз роста российской экономики.
Хозяйственная деятельность в национальной экономике поразительно многообразна. Между хозяйствующими субъектами существуют самые различные отношения.
Таким образом, под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.
В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д. Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие
тесных экономических связей
между хозяйственными
3. Территориальная
определенность с общим
Глава 2. Особенности
трансформации российской экономики на
современном этапе
2.1.Российская экономика на современном этапе
Экономика России — пятая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 8-е место. Номинальный ВВП России за 2012 год составил $2,014 трлн., ВВП по ППС — $3,380 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2012 год занимает 43-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 47-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %.
Доля продукции нефтегазового комплекса в совокупном объеме экспорта в 2011-2012 гг. превысила 65% по сравнению с 61,7% в докризисном 2007 г. Ситуация в финансовой сфере несколько улучшилась по сравнению с докризисным периодом за счет сокращения удельного веса краткосрочных валютных обязательств российских компаний. Однако на состояние фондовых рынков решающее влияние по-прежнему оказывают инвесторы в т.ч. иностранные, ориентированные на реализацию краткосрочных стратегий. В этих условиях временные улучшения мировой конъюнктуры положительно сказываются на состоянии российской экономики и порождают всплески оптимизма, как у рыночных субъектов, так и у лиц, ответственных за проведение экономической политики. Напротив, снижение мировых цен на сырье и падение мировых фондовых рынков крайне болезненно отражается на России, подрывая перспективы роста и налоговую базу бюджета. Именно такую картину можно было наблюдать в 2012 г.6 Если в 1 квартале на волне оживления мировых рынков российская экономика продемонстрировала уверенный рост на 4,9%, то во 2 квартале на
фоне падения цен на нефть и негативной динамики глобальных финансовых
рынков темпы роста ВВП сократились до 4,0%.
Во втором полугодии замедление роста продолжилось, причем в 3 квартале 2012 г. темп роста ВВП опустился ниже уровня 3,0% впервые за весь период восстановления после кризисного спада в 2009 г. (рис.1.)
Источник - CIA World Factbook
Рис.1. ВВП России, млрд. долларов США
Основными причинами замедления экономики стали более чем двукратное сокращение темпов роста выпуска в добывающей промышленности и почти двукратное - темпов роста грузооборота транспорта в сочетании с вызванным неблагоприятными погодными условиями неурожаем, сельскохозяйственный сектор в 2012 г. продемонстрировал спад на 2,3%.7 Напротив, в ряде секторов сохранялись устойчиво высокие темпы роста.
Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму8.(таблицы 1,2.)
Таблица 1.
Основные параметры бюджета на период 2013 – 2013гг.
Год |
Объем ВВП, млрд руб. |
Доходы, млрд руб. |
Расходы, млрд руб. |
Дефицит, млрд руб. |
Дефицит, % к ВВП |
Верхний предел внешнего госдолга, млрд $ |
Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб. |
2013 |
66515 |
12866 |
13387 |
521,4 |
0,8 |
66,2 |
6601 |
2014 |
73933 |
14063 |
14207 |
143,6 |
0,19 |
75,8 |
7590 |
2015 |
82937 |
15615 |
15626 |
10,8 |
0,01 |
83,8 |
8314 |
Большая часть доходной части будет сформирована за счет поступлений от налога на добавленную стоимость и поступлений по таможенным пошлинам. Перечисления в Резервный фонд будут увеличиваться ежегодно. Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд. руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд. руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд. руб. Предполагается, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет.9
Таблица 2.
Статьи расходов бюджета на период 2013 – 2013гг.
Статья расходов |
Расходы-2013, млрд руб. |
Расходы-2014, млрд руб. |
Расходы-2015, млрд руб. |
Социальная политика |
3 963,2 |
4 116,8 |
4 563,4 |
Национальная оборона |
2 141,2 |
2 501,4 |
3 078 |
Национальная безопасность |
2 029,8 |
2 110,5 |
2 129,2 |
Национальная экономика |
1 740,8 |
1 751,8 |
1 767,2 |
Общегосударственные вопросы |
914,7 |
880,9 |
907,8 |
Обслуживание долга |
425,3 |
476 |
508 |
Образование |
627,1 |
569,3 |
591,9 |
Здравоохранение |
506,5 |
457,4 |
373,1 |
Межбюджетные трансферты |
634,1 |
624,3 |
598,8 |
ЖКХ |
157,6 |
145,1 |
118 |
Культура, кинематография |
97,4 |
95,6 |
99,3 |
СМИ |
72,5 |
65,6 |
50,9 |
Физкультура и спорт |
52,3 |
30,9 |
33 |
Охрана окружающей среды |
24,9 |
26,2 |
26,4 |
Хотя сильное сокращение расходов и увеличивает риски замедления экономического роста, но перед правительством стояла другая задача, а именно: минимальный бюджетный дефицит без роста налогов. Несмотря на то, что бюджет критикуют, в том числе за низкие расходы на образование, следует иметь в виду слова премьер-министра РФ Дмитрий Медведева о том, что до 2015 г. расходы консолидированного бюджета на оборону. Вероятно, цифра 8 трлн. руб. предполагает финансирование различных программ по образованию, которые относятся к социальной политике.
Таким образом, объем расходов, направленных на образование, предполагается достаточно высокий, особенно если учитывать достаточно жесткий контроль над расходами в связи с новыми правилами расчета бюджета. Сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет, но такие жесткие параметры бюджета сейчас необходимы с учетом всех макроэкономических рисков, такой бюджет позволит российской экономике чувствовать себя достаточно стабильно даже в случае сильного снижения цен на нефть благодаря уже накопленной "подушке безопасности". Под сильным снижением подразумевается падение ниже $80 за баррель.10
В сфере экономической политики также имеются внутренние источники неопределенности. Если до парламентских и президентских выборов они были связаны с характером политического курса нового руководства страны, то после выборов главной проблемой экономической политики стало согласование обещаний, данных в предвыборный период, с ресурсными возможностями и объективными потребностями российской экономики. События 2012 г., в т.ч. отмеченные выше тенденции в сфере политики бюджетных расходов, позволяют говорить об усугублении дрейфа экономической политики от целей развития к приоритетам социально-политического характера. Более того, в середине сентября 2012 г. ЦБР повысил ставку рефинансирования с 8,0% до 8,25%, а в начале октября 2012 г. озвучил позицию, в соответствии с которой риски замедления экономического роста стали «не так высоки, как риски ускорения инфляции»11. Парадоксальным образом ЦБР продемонстрировал готовность к ужесточению денежно-кредитной политики именно тогда, когда центральные банки ведущих стран анонсировали развернутые программы
стимулирующих мер.
Между тем, потребность в активных мерах по стимулированию экономического роста в России сохраняется. Несмотря на то, что к началу 2012 г. российская экономика формально вернулась на докризисный уровень ВВП, показатели в отдельных отраслях народного хозяйства и регионах страны оставались ниже докризисных. К середине 2012 г. более трети регионов не смогли преодолеть последствия спада промышленного производства, причем наиболее серьезная ситуация наблюдалась в регионах металлургической и машиностроительной специализации. В этих условиях «деприоритезация» поддержки экономического роста выглядит крайне спорным, а с учетом отмеченного выше нарастания неопределенности в мировой экономике и весьма рискованным решением.12
В сфере улучшения инвестиционного климата главным достижением 2012 г. стало долгожданное присоединение России к ВТО.
Надежды на дальнейшее совершенствование инвестиционного климата в 2013 г. связаны, в первую очередь, с процессом присоединения России к ОЭСР, а также с практическими шагами по реализации заявленных на период председательства России в «Большой двадцатке» приоритетов, таких, как создание новых рабочих мест, повышение эффективности финансовой системы, развитие правовой базы стимулирования инвестиций и
сотрудничества в сфере высоких технологий. После паузы, связанной с парламентскими и президентскими выборами, активизация усилий по улучшению условий ведения бизнеса становится главным приоритетом, если Россия не хочет упустить шанс выйти из глобального кризиса с надежным фундаментом для устойчивого экономического роста.
2.2. Факторы влияния на формирование Российской экономики
Формирование российской модели рыночной экономики происходило
под влиянием следующих основных факторов, оказавших существенное
влияние на ее характер13:
1) геополитического. Национальная экономика сформировалась как промежуточный тип между восточной и западной экономикой. Поэтому для нее характерно отсутствие независимого от государства гражданского общества, смешение политической, экономической власти и права собственности, преобладание коллективизма над личной инициативой, доминирующее значение государства как активного субъекта экономической жизни, неразвитость института частной собственности;
2) исторического. Государство так же, как было на протяжении всей истории России, сохранило значительную часть экономической власти, большой государственный сектор в приоритетных отраслях экономики;
3) правового. В России не было сформировано эффективного правового механизма, регулирующего взаимодействие хозяйствующих субъектов, что привело к возникновению конфликтных ситуаций между ними;
4) монополизма экономики. Сложившиеся мощные монополистические структуры в приоритетных отраслях экономики препятствуют образованию конкурентной среды, основанной на большом количестве производителей;
5) ориентации на использование природно-ресурсного потенциала страны. Природные ресурсы стали источником быстрого обогащения и получения прибылей, не связанных с реальной экономической деятельностью. В результате этого в экономике возросло количество финансовых средств, которые не были обеспечены реальным экономическим потенциалом – закономерный результат увеличения темпов инфляции;
6) неравномерности развития основных отраслей экономики. Этот фактор оказал значительное влияние на специфику российской модели рыночной экономики и вызвал дисбаланс отраслей экономики;
7) неравномерности экономического развития регионов. В силу
различных причин экономическое развитие регионов в России неравномерно;
8) совмещения экономической, политической и криминальной власти. Эта особенность наблюдается в России на протяжении всего ее существования. Криминализация национальной экономики и хозяйственной деятельности, решение конфликтов между хозяйствующими субъектами не правовыми, а силовыми методами – все это отличительные особенности России;
9) менталитета российских граждан, ставшего определяющим фактором при формировании рыночной модели экономики. Существенные социальные трансформации, связанные с переходной экономикой, привели к снижению деловой активности населения.
Характерное для современной эпохи усиление взаимодействия национальных и международных факторов развития экономики оказывает растущее влияние на возможности и перспективы российского бизнеса. По существу складывается все большая общность критериев экономической эффективности решений, принимаемых на микроуровне в пределах страны и в мировом хозяйстве. В то же время, макроэкономическая эффективность этих решений с точки зрения российского государства и зарубежных стран существенно различается.
Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую неустойчивость товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств.14
В результате неопределенность перспективы развития экономики
России в 2013 году существенно возросла, а выход на устойчивые темпы
экономического роста стал еще более проблематичным.
Главными причинами уязвимости российской экономики от внешних факторов, как и в предшествующие годы, являются высокая степень зависимости экспортных доходов от мировых цен на сырье и слабость национального финансового рынка.
Нефтегазовый сектор не является точкой роста для российской экономики, отметил в интервью телеканалу "Россия 24" министр финансов России с 2000 по 2011 гг. Алексей Кудрин.15 На его взгляд, экономика России исчерпала свои возможности "нефтегазового прироста" не только в рамках дальнейшего роста цен, но и роста добычи.
Информация о работе Национальная экономика: ее сущность, структура и цели