Национальная экономика. Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:11, реферат

Описание работы

Расширение сферы теневой деятельности, в свою очередь, ведет к снижению трудовой активности в реальном секторе экономики, оттоку капитала из неофициальной экономики, сокращению налоговых поступлений. Все это обуславливает необходимость постоянного анализа и регулирования процессов теневой экономики.
Таким образом, весьма актуальной представляется цель данной работы – исследования понятия национальной и теневой экономики, ее структуры, методологии оценки и возможных путей создания экономических и правовых условий для ограничения ее негативного влияния на национальную экономику страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Национальная экономика 5
§1. Сущность национальной экономики 5
§2. Уровни хозяйственной системы 7
§3. Структура национальной экономики 9
Глава II. Теневая экономика. 11
§1. Сущность и история теневой экономики 11
§2. Причины возникновения теневой экономики 12
§3. Классификация явления теневой экономики 13
§4. Механизмы функционирования теневой экономики 14
Глава III. Влияние теневой экономики 16
§1. Стабилизирующее влияние теневой экономики 16
§2. Дестабилизирующее влияние теневой экономики 17
§3. Борьба с теневой экономикой 20
Заключение 21
Библиографические ссылки на источники и используемую литературу 22

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Центральное место  в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: «Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности». Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальная экономика — исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.1

 Мировой  опыт показывает, что при становлении  рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

В условиях перехода к рыночным отношениям значительно возрастает (до 40 - 50%) доля теневой экономики. Теневая или скрытая экономика – это экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Она способствует росту инфляции, расширению частного сектора, расширению практики уклонения от уплаты налогов, слабому правовому и нормативному обеспечению и т.д. Расширение сферы теневой деятельности, в свою очередь, ведет к снижению трудовой активности в реальном секторе экономики, оттоку капитала из неофициальной экономики, сокращению налоговых поступлений. Все это обуславливает необходимость постоянного анализа и регулирования процессов теневой экономики.

Таким образом, весьма актуальной представляется цель данной работы – исследования понятия  национальной и теневой экономики, ее структуры, методологии оценки и  возможных путей создания экономических  и правовых условий для ограничения  ее негативного влияния на национальную экономику страны.

 

Глава I. Национальная экономика

 

§1. Сущность национальной экономики

 

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных  в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества, и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная  экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое  пространство с единым законодательством,  единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных  экономических связей между хозяйственными  субъектами с общим воспроизводственным  контуром.

3. Территориальная  определенность с общим экономическим  центром, который выполняет регулирующую  и координационную роль.3

Объект национальной экономики — это хозяйственная  система страны, входящие в нее  уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические  процессы воспроизводства, проявляющиеся  в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий  национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные  на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Субъект национальной экономики — органы управления хозяйственной  системой страны, ее отраслями и  регионами, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед данной наукой и областью национальной практики хозяйствования.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь  в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Национальная  экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного  роста национального объема производства;

2. Высокого и  стабильного уровня занятости  при снижении уровня безработицы  до 5% ЭАН;

3. Стабильного  и невысокого уровня инфляции;

4. Поддержание  равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического  регулирования.

Ими являются:

  • фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
  • денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
  • политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
  • внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).4

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию  ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют  его отдельные сегменты: рынок  товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

 

§2. Уровни хозяйственной  системы

 

В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином экономическом поле или экономическом пространстве страны:

1. Межстрановый  уровень, т. е. уровень взаимоотношений  национальной экономики Российской  Федерации (РФ) со странами ближнего  и дальнего зарубежья, с мировой  хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.

2. Федеральный  (общенациональный) макроэкономический  уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных  взаимоотношений национальной экономики  самой РФ в целом.

3. Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.

4. Внутрирегиональный  уровень, представляющий собой  систему взаимоотношений в рамках  разделения общественного труда  внутри хозяйства субъектов РФ.

5. Комплексы  отраслей национальной экономики: агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др

6. Уровень отдельных  отраслей национальной хозяйственной  системы — промышленность, строительство,  сельское хозяйство и др.

7. Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.

8. Уровень взаимосвязей  объединений, предприятий, организаций,  всех видов промышленно-финансовых групп.

9. Уровень отдельных организационно-правовых  форм хозяйствования, предусмотренных  законодательством страны, ее Гражданским  кодексом (акционерные общества  — АО, союзы, товарищества и  общества всех видов и др.).

10. Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т. п. 5

В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные  и другие изменения, обусловленные  особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.

Все уровни функционирования экономики страны, сегменты национального  рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей.

Деятельность  отдельных составляющих экономической  системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации  и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые, в конечном счете, определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирового хозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.

 

§3. Структура  национальной экономики

 

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству  функциональных взаимосвязей между  различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей; 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития; 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.6

Структура определенной национальной экономики постоянно  изменяется и трансформируется. Большое  влияние на это оказывает научно-технический  прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием. Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено  только опосредованное влияние на нее.

 

 

Глава II. Теневая экономика.

 

§1. Сущность и история теневой экономики

 

Теневая экономика  представляет собой всякую экономическую  деятельность, которая по тем или  иным причинам не учитывается официальной  статистикой, избегает налогообложения  и не включается в валовой внутренний продукт. Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. Теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1. Неофициальная  экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

2. Фиктивная  экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

3. Подпольная  экономика. Под ней понимаются  запрещенные законом виды экономической  деятельности. Для «отмывания» денег  обычно выбираются страны, кредитно-финансовой системе которых присущи следующие признаки: нестабильная правовая база; тайна коммерческих и/или банковских операций и неопределенные законы об их регистрации; отсутствие препятствий (или минимальные ограничения) в отношения обмена иностранной валюты и открытия анонимных (номерных) банковских счетов; отсутствие налогов или низкое налогообложение доходов иностранных корпораций и т.п.

Информация о работе Национальная экономика. Теневая экономика