Национальная экономика. Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:11, реферат

Описание работы

Расширение сферы теневой деятельности, в свою очередь, ведет к снижению трудовой активности в реальном секторе экономики, оттоку капитала из неофициальной экономики, сокращению налоговых поступлений. Все это обуславливает необходимость постоянного анализа и регулирования процессов теневой экономики.
Таким образом, весьма актуальной представляется цель данной работы – исследования понятия национальной и теневой экономики, ее структуры, методологии оценки и возможных путей создания экономических и правовых условий для ограничения ее негативного влияния на национальную экономику страны.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Национальная экономика 5
§1. Сущность национальной экономики 5
§2. Уровни хозяйственной системы 7
§3. Структура национальной экономики 9
Глава II. Теневая экономика. 11
§1. Сущность и история теневой экономики 11
§2. Причины возникновения теневой экономики 12
§3. Классификация явления теневой экономики 13
§4. Механизмы функционирования теневой экономики 14
Глава III. Влияние теневой экономики 16
§1. Стабилизирующее влияние теневой экономики 16
§2. Дестабилизирующее влияние теневой экономики 17
§3. Борьба с теневой экономикой 20
Заключение 21
Библиографические ссылки на источники и используемую литературу 22

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Теневая экономика  наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американскую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор теневая экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и общегосударственную проблему. В 1930-е годы появились исследования, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению теневой деятельности подключились экономисты. Автором одной из первых работ, посвященных изучению всех аспектов теневой экономической деятельности, был американский ученый П. Гутман. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать теневую деятельность нельзя. Серьезной проблемой стал теневой товарооборот в позднем СССР, составляя в 1986 году 10 млрд. рублей. 7

 

§2. Причины  возникновения теневой экономики

 

Основными причинами  ухода малых предприятий в  теневую экономику являются: жесткий  налоговый прессинг, возможность  альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота). Процесс формирования предпринимательства с самого начала связан с нарушением правовых и этических норм, с методами ваучеризации и обманом трудовых коллективов, со сделками сомнительного характера, со связью или сращиванием бизнеса с криминальными структурами.

Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их идеалами потребительства, наживы, криминала.

Коррупция, как  возможность достижения предпринимательских целей альтернативными и менее затратными путями также стимулирует рост теневого сектора экономики.

Еще один источник теневых отношений – это лицензирование разных видов хозяйственной деятельности, что дает органам власти и отдельным чиновникам большие возможности извлечения теневых доходов.8

Многие западные специалисты считают основной причиной развития теневой экономики налоговый  прессинг. Таким образом, распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.

 

§3. Классификация  явления теневой экономики

 

Явления теневой экономики можно классифицировать по следующим признакам: 1) степени законности; 2) причинам возникновения; 3) отношению к сектору домашних хозяйств; 4) степени сокрытия хозяйственной деятельности субъектов теневой экономики; 5) характеру результатов экономической деятельности; 6) характеру взаимоотношений субъектов хозяйствования; 7) социально-нормативным характеристикам поведения субъектов хозяйствования; 8) отношению к официальной экономике; 9) социальному статусу субъектов теневой экономики; 10) стадиями общественного воспроизводства; 11) видам рынков; 12) степени правомерности; 13) формам незаконного перераспределения доходов и активов; 14) отраслевому признаку; 15) секторам экономики; 16) юридическому статусу экономических единиц, занятых теневой деятельностью; 17) формам собственности.9

 

§4. Механизмы  функционирования теневой экономики

 

Механизм функционирования теневой экономики можно разделить на основной и вспомогательный. Основной механизм предполагает наличие «объекта эксплуатации», в роли которого, в основном, выступает государство.

Как правило, при  реализации основного механизма  используются три схемы. Согласно первой, при предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка сырья, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Через товарищества осуществляется и реализация части продукции, а также образовавшихся излишков сырья и материалов.

По второй схеме  некоторая коммерческая структура  арендует у базового предприятия  производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции  предприятия. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят работники отделов сбыта, переадресующие наиболее выгодные заказы «параллельному» предприятию.

Третья схема  чаще всего работает в научно-производственных объединениях или научно-исследовательских  институтах, которые получают средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении срока, обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ, деньги выплачиваются реальным исполнителям, которые до этого работали без оплаты, а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру.10

Описанные схемы  позволяют скрывать получаемые доходы от налогообложения, доходы при этом превращаются в наличные деньги и либо вкладываются в недвижимость, либо вывозятся за рубеж. Подобные сделки трудно фиксировать и изучать, а бурное развитие коммерческих банков как раз связано с обслуживанием подобных операций.

 

 

Глава III. Влияние теневой экономики

 

§1. Стабилизирующее  влияние теневой экономики

 

Существует  несколько направлений стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономку.

Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической деятельности. Теневая экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.

Во-вторых, стабилизирующее воздействие теневой экономики проявляется в формировании новых рыночных ниш, а значит, создает условия для выживания населения в период спада официальной экономики и падения уровня жизни. В качестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.

В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из теневой экономики. В этом своем качестве она выступает как средство формирования гражданского общества в его специфическом российском виде, включающем полукриминальные (а частично - полностью криминальные) формы.

С учетом традиций советского общества развитие теневой экономики, видимо, было единственно возможной формой возникновения рыночной системы. Сверхвысокий уровень налоговых изъятий, заданный с начала 1992 года, не оставлял предприятиям иной альтернативы, кроме частичного ухода «в тень». Развитие теневой экономики отражало своеобразный социальный договор между населением и властью. Государство во многом сняло с себя ответственность за повседневное выживание людей, но «смотрело сквозь пальцы» на несанкционированную и нерегистрируемую хозяйственную деятельность.

Натурализация экономики, на основе которой поддерживается жизнедеятельность населения, обеспечивает значительные резервы социальной стабильности. Власти придется очень сильно постараться, чтобы их разрушить, к примеру, изъятием у людей их приусадебных (садовых) участков. В то же время, достигнутый на базе натурального хозяйства социальный консенсус между населением и государством не может послужить основой для формирования современной рыночной экономики. Он может обеспечить только физическое выживание людей, да и то на самом примитивном уровне.11

 

§2. Дестабилизирующее  влияние теневой экономики

 

В настоящее  время теневая экономика является мощным фактором дестабилизации российского  общества. Главные направления его  воздействия следующие.

Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Именно это явилось одной из главных причин кризиса, разразившегося после 17 августа 1998 г. Этот кризис – следствие несостоятельности официальных механизмов налогообложения, которые оказались не в состоянии обеспечить фискальные потребности государства, не сумевшего (и не могущего) выполнить свои элементарные функции. Альтернативные теневые механизмы налогообложения (плата «крышам», прямые выплаты чиновникам за выполнение ими своих функций и т.п.) оказались той альтернативой, которая вытеснила официальное налогообложение.

В ситуации достаточно значительного сокращения официального и роста теневого производства рано или поздно должно наступить банкротство государства, то есть такое снижение объема собираемых налогов, которое меньше их минимального размера, необходимого для выполнения государством своих социальных и иных функций. Такая ситуация возникает даже в относительно благоприятной ситуации, когда ВВП не падает, а теневое производство растет в той мере, в какой падает официальное.

Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.

В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия. Судя по результатам конкретных исследований, масштабы насилия в российской экономике в целом довольно велики - по данным социологических опросов от 30 до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп.

Тем не менее, теневая  экономика ответственна за то, что  в России возник значительный слой вооруженных людей, вынужденных  защищать свой бизнес. Масштабность этого  явления в конечном счете представляет опасность для стабильности российского общества в целом.

В-четвертых, теневая экономика – важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к «размытости» социальных норм - люди перестали различать, что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерии оценки того или иного хозяйственного действия. Например, большая часть хозяйственных руководителей осуществляет перевод безналичных денег в наличные с использованием фиктивных контрактов (т.н. «обналичивание»). В принципе – это незаконная операция, участники которой должны были бы быть наказаны. Однако случаи наказания за эту операцию крайне редки. Более того, для обеспечения своей текущей деятельности операции обналичивания иногда проводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры. Эта незаконная операция, фактически, получила социальное одобрение, и ни участники, ни власти на практике не осуждают ее. Тем не менее, официально она не является и разрешенной. Произошла ее своеобразная «неформальная институционализация»: она широко практикуется, имеет социальное одобрение, однако официально не является признанной.

Дестабилизирующее влияние теневой экономики состоит  в том, что она привела к  неформальной институционализации не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов. Например – насилия при разрешении конфликтов между предпринимателями, «прихватизации» бывшей государственной собственности и многих других. В результате возникло обширное поле «размытых» социальных норм, когда сломан механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. В рамках этого поля имеет место произвол - хочешь следуй тому или иному правилу, хочешь - не выполняй его. Тогда происходит потеря людьми социальных ориентиров и, как следствие - нарушение социального порядка. Люди в ответ на то или иное действие не могут предугадать, какова будет реакция общества, ожидает ли их наказание без преступления или же они могут совершить безнаказанное преступление.12

 

§3. Борьба с  теневой экономикой

 

На борьбу с  теневой экономикой направлены многочисленные законодательные акты, регулирующие сферы жизнедеятельности экономики. К числу наиболее характерных  для всех стран с развитой рыночной экономикой законов, с помощью которых государство может вмешиваться в экономическую жизнь, относятся, например, торговое законодательство, законодательство в области сельского хозяйства, налоговое законодательство, банковское и финансовое законодательства. Большинство этих законов содержат уголовные санкции за их нарушение.

Информация о работе Национальная экономика. Теневая экономика