Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 18:45, реферат
В этой работе я бы хотел раскрыть что сущность и понятие Национального богатства России.
Ну а прежде всего, что же такое «национальное богатства»?
Национальные богатства (НЦ) - это важнейшая социально-экономическая категория, используемая для выяснения уровня развития и потенциала страны на протяжении её жизнедеятельности.
Национальное богатство включает:
природные богатства;
материальные ценности;
духовные ценности
Из таблицы видно, что наибольший среднегодовой прирост национального богатства приходится на годы социализма. И даже в период, на который приходится Великая Отечественная война, несмотря на все разрушения и потери среднегодовой прирост почти в шесть раз превышал самые благополучные годы капитализма и создал предпосылки для еще более быстрого прироста в последующие годы.
В качестве исторической справки также приведем данные национального богатства в период существования СССР.
Национальное богатство России оценивается специалистами на
сегодняшний день (сентябрь 2010 года) следующим образом (минимально):
Таблица 2
Национальное богатство России на сегодняшний день, в трлн. дол.
Показатель |
2010 год |
2009 год |
Основной капитал (фонды, средства) |
4,0 |
3,8 |
Материальные активы |
0,6-0,7 |
≈ 0,5 |
Домашнее имущество |
≈ 2 |
≈ 1,9 |
Лес |
63 |
63,4 |
Минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база |
270 |
273 |
Интеллектуальный потенциал |
10 |
8,8 |
Чтобы определить особенности использования национального богатства, обратимся к историческим данным.
Таблица объемов и темпов прироста национального богатства в России в ХХ веке по историческим периодам правлений представлена в Таблице 3.
Таблица 3
Таблица объемов и темпов прироста национального богатства в России в ХХ веке
Годы |
Прирост объема, млрд. руб. |
Темпы прироста в целом по периодам, % |
Среднегодовые темпы прироста, % |
1901-1905 |
24 |
4,6 |
1,1 |
1905-1906 |
0 |
0,0 |
0,0 |
1906-1911 |
23 |
4,2 |
0,8 |
1911-1917 |
-34 |
-6,0 |
-0,9 |
1917-1922 |
-16 |
-3,0 |
-0,5 |
1922-1953 |
1536 |
298,2 |
4,5 |
1953-1964 |
3002 |
146,4 |
8,5 |
1964-1985 |
15741 |
311,5 |
6,9 |
1985-1991 |
5625 |
27,0 |
4,1 |
1991-1999 |
-1288 |
-4,9 |
-0,6 |
1999-2000 |
75 |
0,3 |
0,3 |
Среднегодовой прирост в ХХ в. |
246,9 |
3,5 |
3,5 |
Из Таблицы 3 видно, что наибольший среднегодовой прирост национального богатства приходится на годы социализма. И даже в период, на который приходится Великая Отечественная война, несмотря на все разрушения и потери среднегодовой прирост почти в шесть раз превышал самые благополучные годы капитализма и создал предпосылки для еще более быстрого прироста в последующие годы.
«Перестройка» и «реформы», возврат к капитализму начали разрушать национальное богатство России. Разрушались основные фонды – уничтожались здания и сооружения, машины и оборудование, производственный и сельскохозяйственный инвентарь. На 45 миллионов гектаров сократилась площадь пашни.
Человеческий капитал – важная составная часть национального богатства – также планомерно и настойчиво уничтожался. Сокращалось народонаселение, алкоголизацией и наркоманией подрывалось здоровье нации, шла «утечка мозгов». С разрушением промышленности и высоких технологий резко сократилась такая часть человеческого капитала, как квалификация работников. Введение платного образования резко сократило рекрутинговую базу для формирования интеллектуальной элиты общества, снижение качества обучения в расплодившихся частных вузах, зачастую просто менявших пачку купюр на диплом о высшем образовании, привело к появлению поколения неполноценных специалистов. Патриарх Алексий II с горечью констатировал, что результатом «демократических реформ» стал рост социальной несправедливости, бездуховности и цинизма, изменение менталитета населения.
И на фоне этого тотального разрушения национального богатства особое значение принимает сохранение такой его части, как минерально-сырьевая база России. По оценкам специалистов лишь 5% доходов России составляет труд, 20% - капитал и 75% - природно-ресурсная рента.
Как выяснили ранее, с точки зрения накопленного капитала национальное богатство включает:
Необходимо определить особенности каждой составляющей в динамике.
Далее, прежде всего, рассмотрим особенности природно-ресурсной базы России и финансовых резервов как одних из важнейших составляющих национального богатства страны.
Природные ресурсы - совокупность объектов живой и неживой природы, используемых или потенциально пригодных для использования человеком.
К числу природных ресурсов относятся земля, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и т.п. собственности.
В настоящее время, в связи с ростом населения и его потребностей, природные ресурсы становятся важнейшей частью жизнеобеспечения людей и в целом общественного развития, экономического роста государства, темпов воспроизводства национального и мирового валового внутреннего продукта.
С позиции глобального распределения полезных ископаемых доля России оценивается следующим образом:
При российских запасах природных ресурсов, которые в 3,5 раза больше, чем в США (в том числе в 4,1 раза больше по нефти, в 4,7 раза – по лесу), и больше, чем в Европе, общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВНП в России в 4,5 раза больше (хуже), чем в США, в 8 раз больше, чем в странах ЕС и в 10,6 раз выше чем в Японии.
В настоящее время в России только около 40% попутного газа из нефтяных месторождений (примерно 12 млрд. куб.м) перерабатывается на сжиженный газ или сырье для нефтехимических предприятий, а остальные 60% сжигаются без переработки. За десять последних лет в факелах сожжено более 60 млрд. кубометров попутного газа. Аналогичная ситуация и с метаном, содержащимся в угольных пластах и угленосных отложениях. А в США из угольных пластов извлекаются и направляются в магистральные газопроводы десятки миллионов кубических метров метана.
Россия превосходит в 1,5-2 раза развитые страны по добыче минерального сырья на одного жителя (в стоимостном выражении), но отстает от них в 2 и более раз по уровню потребления большинства видов полезных ископаемых.
За последние двадцать лет существенно снизились показатели абсолютного потребления минеральных ресурсов. Например, в общемировом объеме в 1991 г. Россия потребляла 10,1% алюминия, а в настоящее время – в десять раз меньше, потребление меди снизилось в восемь раз, а никеля – в двенадцать раз. Причина – развал авиапрома, основного потребителя «крылатого металла», электротехнической и энергетической отраслей, как потребителей меди, производства высококачественных конструкционных сталей и сплавов.
За рубежи России вывозится большая часть производимых в стране цветных металлов, почти 90% – меди, до 97% – никеля, до 99% – алюминия. Учитывая, что с советских времен новые мощности по производству сырья практически не вводились, эти цифры говорят только об одном: нынешняя модель экономики ориентирована на экспорт дешевого сырья и импорт дорогих готовых изделий – в ущерб России и на благо Запада.
Уменьшились поступления в бюджет – на 20% сократились средства, выделяемые на геологоразведочные работы, вернувшись к уровню 2004-2005 гг. Под угрозой оказались сроки освоения месторождений, сохранение уровня добычи, реализация Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. И это при том, что по прогнозам специалистов шельф может стать стратегическим резервом России, содержащим уникальные запасы нефти и газа. Но денег не то, что на создание полярных технологий добычи или модернизацию научного флота – даже на 55-ю Полярную экспедицию не выделяется.
Кроме этого, из-за недофинансирования компенсация израсходованных запасов нефти и газа вновь разведанными сократилась уже в 2009 году до 78%, а к 2011 году – до 67%.
В течение последних лет разведочные работы не обеспечивают восполнение запасов нефти, уменьшающихся вследствие истощения действующих скважин. Обеспеченность нефтедобычи доказанными запасами составляет всего 17 лет. Среди 12 нефтедобывающих ведущих стран мира Россия занимает последнее место.
Видим, что использование национальных богатств неэффективно.
Для выхода из этой ситуации можно предложить следующее:
1. Деприватизировать предприятия добычи, переработки и реализации природных ресурсов. Доходы от природных ресурсов должны служить народу и государству, а не горстке проходимцев.
2. Пересмотреть заключенные с грубейшим нарушением российского законодательства Соглашения о СРП, принятые в 1994 году. Принять решение о целесообразности дальнейшей реализации указанных соглашений.
3. Восстановить принцип формирования программы проектов промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи на конкурсной основе, с предоставлением нефтяным компаниям экономических стимулов за их реализацию.
4. Разработать долгосрочную программу разведки, добычи, и использования основных природных ресурсов, с целью оптимизации их использования.
5. Принять неотложные меры по восстановлению нормативной базы по охране водных объектов, ограничению, касающемуся использования водных объектов для сброса сточных вод.
6. Принять закон о введении природной ренты на добычу природных ресурсов. Установить уровень рентабельности добывающих предприятий, необходимый и достаточный для расширенного производства.
7. Освободить от налогообложения капитальные вложения, предназначенные на реконструкцию предприятий и освоение новых мощностей.
8. Определить в законодательных актах, что механизм дифференциации налогообложения в части снижения налоговой ставки должен применяться в отношении месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, на которых реализуются проекты применения третичных методов увеличения добычи, а также в отношении месторождений с выработкой запасов более 80%.
9. Освободить золотодобывающие организации от ввозных таможенных пошлин на ввозимое оборудование, используемое для добычи золота, а также установить нулевую ставку по налогу на имущество в отношении вновь изготовленного (приобретенного) оборудования сроком на 3 года, установить ускоренную амортизацию для оборудования при исчислении налога на прибыль золотодобывающих организаций.
10. Расторгнуть договор ВОУ-НОУ с США о поставке 500 тонн урана, как не соответствующих законодательству Российской Федерации.
В рамках изучения данной темы работы также интересно рассмотреть особенности финансовых средств Российской Федерации как одной из важнейших составляющих национального богатства. Это связано, главным образом, с влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
Далее определим особенности физического капитала России.
Важно отметить, что на повышение конкурентоспособности российской экономики существенное влияние оказывают сдерживающие факторы.