Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 18:45, реферат
В этой работе я бы хотел раскрыть что сущность и понятие Национального богатства России.
Ну а прежде всего, что же такое «национальное богатства»?
Национальные богатства (НЦ) - это важнейшая социально-экономическая категория, используемая для выяснения уровня развития и потенциала страны на протяжении её жизнедеятельности.
Национальное богатство включает:
природные богатства;
материальные ценности;
духовные ценности
Таблица 4
ВВП России в динамике в текущих и действующих ценах
Год |
В текущих ценах |
В действующих ценах |
2000 |
7305,6 |
11217,3 |
2001 |
8943,6 |
11788,4 |
2002 |
10819,2 |
12310,1 |
2003 |
13208,2 |
13208,2 |
2004 |
17027,2 |
14156,0 |
2005 |
21609,8 |
15058,7 |
2006 |
26917,2 |
16286,7 |
2007 |
33247,5 |
17676,5 |
2008 |
41264,9 |
18600,7 |
2009 |
38797,2 |
17141,7 |
2010 |
44491,4 |
17818,9 |
ВВПв текущих ценах, млрд. руб |
44491,4 |
Индекс физического объема в % к соответствующему периоду предыдущего года |
104,0 |
Индекс-дефлятор в % к соответствующему периоду предыдущего года |
110,3 |
Между тем у России есть возможности для завоевания более прочных конкурентных позиций за счет проведения поддерживаемой обществом активной государственной модернизационной политики. Главной концепцией среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на 2008-2012 гг. является резкое повышение конкурентоспособности России. Конкурентоспособность России в настоящее время выражена следующими положениями:
В современных условиях, когда российской экономике приходится преодолевать негативные последствия кризиса, сложно однозначно выделить те ключевые факторы, которые в решающей мере препятствуют повышению конкурентоспособности и качества экономического роста.
Среди основных выделяют следующие:
Конкурентоспособность России в настоящее время выражена следующими положениями:
В современных условиях, когда российской экономике приходится преодолевать негативные последствия кризиса, сложно однозначно выделить те ключевые факторы, которые в решающей мере препятствуют повышению конкурентоспособности и качества экономического роста.
Среди основных выделяют следующие:
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.
МВФ снизил прогноз роста ВВП России в 2009 году до 5,5. По мнению фонда, ухудшение нынешней конъюнктуры и спад на российских финансовых рынках приведут к некоторому замедлению роста ВВП, однако у России есть хорошие возможности, чтобы избежать резкого и продолжительного снижения темпов роста.
Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.
Основной составляющей доходов в 2010 году, как и в предыдущие периоды, остались поступления от налога на добавленную стоимость. В 2009 году доходы в бюджет составили 10 трлн. 927,1 млрд. руб.
Нефтегазовые доходы бюджета в 2009 году получены в размере 4,693 трлн. рублей (9,1% ВВП), в 2010 году - 4,526 трлн. рублей (7,7% ВВП), в 2011 году - 4,637 трлн. рублей (6,9% ВВП).
Поступления в федеральный бюджет в 2010 году было запланировано на уровне 11 трлн. 733,6 млрд. руб. или 19,8 проц. ВВП, а в 2011 года планируются на уровне 12 трен 839 млад руб. или 19 проц. ВВП.
Общие расходы в 2006 году составили 4270 млрд. рублей, в 2007 - 5464 млрд. рублей, в 2008 – 8874 млрд. рублей, в 2009 – 9931,4 млрд. рублей, в 2010 – 9886,9 млрд. рублей.
Рассмотрение доходной и расходной составляющей определяется необходимостью выявление роли бюджетных резервов.
.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации представлена в Таблице 6.
Таблица 6
История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации.
Дата |
в млрд. рублей |
в млрд. долларов США |
01.12.2008 |
3 661,37 |
132,63 |
01.01.2009 |
4 027,64 |
137,09 |
01.12.2009 |
2 238,58 |
75,07 |
01.01.2010 |
1 830,51 |
60,52 |
01.02.2010 |
1 823,26 |
59,91 |
01.03.2010 |
1 763,89 |
58,90 |
01.04.2010 |
1 553,28 |
52,90 |
01.05.2010 |
1 188,70 |
40,59 |
В соответствии с Таблицей 6 можно проследить динамику снижения Резервного Фонда России. Основной причиной этому служит влияние мирового финансового кризиса, вступившего в активную фазу осенью 2008 года.
Покрытие дефицита бюджета в 2010-2012 годах представлено в Таблице 7.
Таблица 7
Источники покрытия дефицита бюджета в млрд. рублей
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
3 418,8 |
3 186,6 |
2 011,7 |
1 563,8 |
в % к ВВП |
8,9 |
7,5 |
4,3 |
3,0 |
в том числе: |
||||
за счет средств Резервного фонда |
3028,3 |
1 674,6 |
5,6 |
- |
в % к ВВП |
7,9 |
4,0 |
||
за счет Фонда национального благосостояния |
- |
681,7 |
737,0 |
712,1 |
в % к ВВП |
- |
1,6 |
1,6 |
1,4 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета |
405,2 |
830,3 |
1 269,1 |
851,7 |
в % к ВВП |
1,05 |
2,0 |
2,7 |
1,6 |
Также существенная роль золотовалютных резервов страны. Если проанализировать статистику и резюмировать имеющуюся на данный момент информацию о хранении золотовалютных резервов, получится, что оно в основном осуществляется в следующих видах активов:
Золотовалютные резервы на начало 2009 года составили 383 млрд. долларов.
Валютные резервы России на 30 апреля 2010 года составили 460,7 млрд. долларов США, а запасы золота - 523,7 тонн.
Центральный банк России придерживается следующих целей при выборе резервных валют:
Как уже было выяснено, существующие проблемы связаны с воздействием мирового финансово-экономического кризиса, для выхода из которого необходимо проведение адекватной и эффективной бюджетной политики.
Изменения в основные характеристики бюджета 2008–2010 годов вносились Правительством РФ дважды в 2009 году.
Последним был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (об увеличении бюджетных ассигнований на дополнительную поддержку сельского хозяйства в отдельные объекты капитального строительства и жилья для военнослужащих меры по социальной защите отдельных категорий граждан дополнительную поддержку субъектов Российской Федерации и другие расходы) был одобрен на заседании большинством голосов.
Далее определим особенности человеческого капитала России как составляющей национального богатства.
Национальный человеческий капитал – человеческий капитал страны, являющийся составной частью её национального богатства.
Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.
Национальный человеческий капитал измеряется его стоимостью, рассчитываемой различными методами – по инвестициям, методом дисконтирования и другими. Национальный человеческий капитал составляет более половины национального богатства каждой из развивающихся стран и свыше 70-80% - развитых стран мира.
Особенности национального человеческого капитала определяли историческое развитие мировых цивилизаций и стран мира. Национальный человеческий капитал в XX и XXI веках являлся и остается главным интенсивным фактором развития экономики и общества.
Таблица 8