Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение налогов и налоговой системы
раскрыть принципы и функции налогообложения
дать классификацию налогов
охарактеризовать основные направления и достижения налоговой реформы в России.
По критерию пользования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов ,т.е. налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды. В РФ к таким налогам и сборам относятся федеральный единый социальный налог и федеральные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. К целевым могут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.
Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Под периодическими налогами обычно понимаются налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми, не образующими систему, т.е. таможенные пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные сборы – курортный сбор; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.2
Особенности косвенных и прямых налогов.
ПОКАЗАТЕЛЬ |
Косвенные налоги |
Прямые налоги |
Сложность определения налоговых обязательств |
Относительно простые расчеты |
Относительно сложные расчеты |
Реакция налогоплательщиков на обложение налогом |
Устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов |
Относительно неустойчивые поступления в бюджет, обусловленные динамикой доходов предприятий и граждан |
Характер налогообложения |
Относительно регрессивное |
Относительно прогрессивное |
Возможность переложения налогов |
Большая |
Меньшая |
______
Величина налогов
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)— основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Противники подоходных налогов часто вспоминают фразу, приписываемую Томасу Джефферсону: «Вводя подоходный налог, вы создаёте нацию обманщиков, делая простой народ более зависимым от денежных средств и политики глобального обмана».
Величина НДФЛ некоторых стран мира | ||
№ |
Страна |
Налог на добавленную стоимость на 1 января 2011 г., % |
1 |
Австралия |
17-47 |
2 |
Австрия |
21-50 |
3 |
Венгрия |
16 |
4 |
Вьетнам |
0-40 |
5 |
Россия |
13 |
6 |
Германия |
14-45 |
7 |
США |
35 |
8 |
Канада |
15-29 |
9 |
Норвегия |
28 |
10 |
Китай |
45 |
Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленныхвычетов и скидок.
К вычетам относятся:
Взимается на основе налоговой
декларации по пропорциональным
Величина Налога на прибыль организаций некоторых стран мира | |||
№ |
Страна |
Налог с доходов компании на 1 января 2011 г., % |
Изменение величины налога за 5 лет, на % |
1 |
Кувейт |
55.00 |
н.д. |
2 |
Объединенные Арабские Эмираты |
55.00 |
н.д. |
3 |
Япония |
40.69 |
-1.31 |
4 |
Соединенные Штаты Америки |
40.00 |
0.00 |
5 |
Германия |
38.36 |
0.00 |
6 |
Италия |
37.25 |
-3.00 |
7 |
Южная Африка |
36.90 |
-0.90 |
8 |
Канада |
36.10 |
-2.50 |
9 |
Аргентина |
35.00 |
0.00 |
65 |
Россия |
24.00 |
0.00 |
Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Страна |
Ставка | |
Стандартная |
Сниженная | |
Россия |
18 % |
10 % или 0 % |
Австрия |
20 % |
12 % или 10 % |
Бельгия |
21 % |
12 % или 6 % |
Болгария |
20 % |
7 % |
Великобритания |
20 % |
5 % или 0 % |
Венгрия |
20 % |
5 % |
Дания |
25 % |
|
Германия |
19 % |
7 % |
Налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая
Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".
История свидетельствует, что налоги
- более поздняя форма
Когда же население примирилось
с налогами и они превратились
в основной источник государственных
доходов, стали создаваться теории,
названные индивидуалистическим
Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.
Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.
Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.
В основе этих определений
лежит представление о
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.
Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".
Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных".5
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Информация о работе Налоги и их роль в современной экономической системе