Налоги и их роль в современной экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение налогов и налоговой системы
раскрыть принципы и функции налогообложения
дать классификацию налогов
охарактеризовать основные направления и достижения налоговой реформы в России.

Файлы: 1 файл

Налоги и их роль в современной экономической системе.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Второй принцип предполагает зависимость  налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что  пока нет строгого научного подхода  в измерении чьей-либо возможности  платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы  используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической  и социальной целесообразности.6

Налоговая система базируется на соответствующем  законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

  • субъекты налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
  • носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
  • объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)
  • ставка налога – размер  налога, устанавливаемый на  единицу обложения. Определяется  либо  в твёрдой сумме, либо  в проценте.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно,  что прогрессивные  налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно  давит на лиц с большими  доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Налогоплательщик обязан:

  • своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

 

 

Налогоплательщик имеет  право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;

Глава 2. Налоговая система

    1. Понятие налоговой системы

 

 Налоговая система  представляет собой совокупность  предусмотренных налогов, принципов,  форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты  и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.7

 

Исследую связь между величиной  ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.

 

Это положение можно проиллюстрировать графически8:






 

 

 

 

 

 


 

 

 

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

 

  • ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)

При всех остальных значениях  r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать:

r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет увеличиваться  по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a),  T(b)<T(a), поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку  возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

 

Налоговый механизм – понятие более объемное, чем  налоговая система, представляет собой  совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет  налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Посредством изменения  механизма налогообложения можно  придать налоговой системе качественно  новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов.

История9 развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов. Например, правительства стран могут использовать налоговую систему для перераспределения доходов между членами общества, стимулировать некоторые виды деятельности. Сознательное использование налогов для достижения определенных целей происходит в рамках налоговой политики.

Налоговая политика представляет собой систему правительственных  мер по достижению стоящих перед  обществом определенных задач с  помощью налоговой системы страны. Налоговую политику рассматривают  в широком и узком аспектах. В широком  она охватывает вопросы формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников (соответственно налогов и займов). Поскольку государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия общества, оно вынуждено использовать государственные займы для покрытия своих расходов. Однозначно оценивать политику широкого использования займов нельзя. Все зависит от конкретной ситуации, но в любом случае займы необходимо возвращать, а это возможно только за счет дополнительных поступлений налогов. Следовательно, государственные займы – это не что иное, как отложенные на будущее налоги.

В узком аспекте налоговая  политика охватывает деятельность государства  только в сфере налогообложения  – установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачислений в бюджет.

Налоговая политика проводится исходя из определенных принципов, отражающих её задачи, основными из которых  являются следующие:

 

  • социальная справедливость;
  • равнонапряжённость;
  • экономическая эффективность;
  • стабильность;
  • гибкость.

 

Налоговая политика не имеет  самостоятельного характера, поскольку  налоги как инструмент влияния на экономику используются в комплексе  с другими методами регулирования.

 

 

 

 

        Налоги в системе политики макроэкономической стабилизации 10.

 

                  Политика макроэкономического регулирования.



фискальная

 

   монетарная

 

        платежного баланса



 кредитная

 

 структурная

 

    налоговая

 

      бюджетная


 

 

Влияние налогов на макроэкономические процессы можно рассматривать только через призму фискальной политики государства, предусматривающей увеличение или уменьшение доходов бюджета (налогов) либо расходов для достижения определенной цели. Могут использоваться комбинации указанных мер: снижение налогов при уменьшении расходов и наоборот.

Фискальная политика как средство макроэкономического  регулирования широко используется во всех экономически развитых странах, однако наибольшее значение ей придают  в США, где бюджетно-налоговые проблемы стоят в центре политической борьбы республиканцев и демократов.

Налоговая политика направлена на разрешение стоящих перед обществом  задач, среди которых выделяют долгосрочные и краткосрочные. Перед правительствами  развитых стран стоят следующие долгосрочные цели: экономический рост, максимальный уровень занятости, благосостояние населения.

Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут  быть наполнение государственного бюджета, его сбалансированность на том или  ином уровне по отношению к ВВП, стимулирование инвестиционной деятельности.

Если налоговую политику не отрывать от фискальной, можно выделить следующие типы бюджетно-налоговой  политики:

  • дискреционную фискальную;
  • недискреционную, или политику «вмонтированных стабилизаторов».

Дискреционная политика называется тогда, когда парламент  и правительство сознательно  вносят изменения в налоговую  систему и расходы бюджета  с целью влияния на реальный ВВП, занятость, инфляцию. Таким образом, при проведении дискреционной политики изменения в налоговой системе зависят от решений правительства.11

2.2.  Роль и функции налоговой  системы в экономической системе  общества

 

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование  порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых  обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал налога как экономической  категории реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения  дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая12.

Информация о работе Налоги и их роль в современной экономической системе