Налоги в системе рыночных отношений. Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как таковым.
В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Налоги в системе рыночных отношений……………………………………6
1.1 Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения…………6
1.2 Сущность и структура налоговой системы……………………………..10
Налоговая политика…………………………………………………………17
2.1 Сущность налоговой политики и ее виды……………………….……..17
2.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма…….…...21
Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……26
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемых источников……………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Разветвленная система налогов сложилась только в капиталистическом обществе. Для предпринимателей способ распределения и взимания налогов, равно как и расходование их, представляет жизненный вопрос благодаря тому влиянию, которое он оказывает на торговлю и промышленность[14, с. 323].

 

1.2. Сущность и структура налоговой системы

 

Участники процесса налогообложения в сочетании  с различными видами налогов и налоговым механизмом образуют налоговую систему.

Налоговая система – совокупность налогов, установленных законом, а также методов их установления и методов контроля над их исполнением. Таким образом, налоговая система включает как совокупность всех налогов в данном обществе, так и налоговый механизм. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые определяют: принципы налогообложения, элементы налога, виды налогов[14, с. 325].

Налоговая система  РФ строится в соответствии с НК РФ.

Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:

1) детальная  структурированность и целостность  налоговой системы. Обеспечивается  жесткой централизацией управления  налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;

2) гибкость налоговой  системы, обеспеченная возможностью  ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

3) социальная  направленность налоговой системы,  связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

В соответствии со ст. 12 НК РФ в РФ установлены три  вида налогов и сборов:

• федеральные  налоги и сборы;

• налоги субъектов  РФ (региональные налоги);

• местные налоги.

Более подробная  классификация налогов и сборов приводится в таблице 1.1

 

 

 

Таблица 1- Классификация налогов и сборов в РФ

Федеральные налоги и сборы

Налоги  субъектов РФ 
(региональные)

Местные налоги

Налог на добавленную  стоимость;

Акцизы;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на прибыль  организаций;

 

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный  налог.

Земельный налог;

Налог на имущество  физических лиц.


 

Разделение  налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи  физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.

Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются  из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих – региональных и местных – бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.

Налоги субъектов  РФ (региональные налоги) – это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

Региональные  налоги обеспечивают региональные бюджеты  собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и изъятия региональных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов устанавливается НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

Платежи по местным  налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие «район» не входит район внутри города), поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается НК РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований [8, с. 49-58 ].

Современная налоговая  система РФ определяет конкретные методы построения и взимания налогов, устанавливает порядок налогообложения через соответствующие элементы налога.

Элементы налога – принципы построения и организации  взимания налогов. Определяются законодательными актами государства. Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налога: субъект и объект налогообложения, налоговая база, источник налога, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Субъект налога (или налогоплательщик) – это лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. При определении субъекта налогообложения учитываются, прежде всего, экономические связи налогоплательщика с государством, которые определяются посредством принципа постоянного местопребывания.

К объекту налога относится доход или имущество, с которого начисляется налог. Объектами налогообложения являются:

- прибыль (доход);

- стоимость определенных товаров;

- добавленная  стоимость продукции;

- имущество  юридических и физических лиц;

- передача имущества;

- операции с  ценными бумагами;

- отдельные  виды деятельности;

- другие объекты  установленные законом.

Налоговая база (база налогообложения) – это элемент налога, который может использоваться в двояком смысле:

а) как совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения;

б) как количественное выражение предмета налогообложения.

Источником  налога является доход, за счет которого уплачивается налог. Источником налоговых платежей в масштабе макроэкономики является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплату труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованных доход государства.

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Ставка налога представляет собой величину налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.).

Порядок исчисления налога – установленная НК РФ (часть 1) последовательность действий по расчету суммы подлежащего уплате налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога - последовательность внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в бюджет определенного уровня.

Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а так же иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика [14, с. 326-331].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговая политика

 

2.1. Сущность налоговой политики и ее виды

Один из основных инструментов государственного регулирования  экономических процессов – налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика – составная  часть финансовой политики. Она представляет собой систему правовых норм и  организационно-экономических мероприятий  регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами[14, с. 338].

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. В силу этих причин представляется задачей первостепенной важности сформирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потреблении, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, становятся причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая  может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой  политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй — с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству [6, с. 43].

Цели налоговой политики:

- обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

- содействовать устойчивому  развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

- обеспечивать социальную  справедливость при налогообложении  доходов физических лиц[14, с. 338].

Методы осуществления  налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Информация о работе Налоги в системе рыночных отношений. Налоговая политика