Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа
До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как таковым.
В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Налоги в системе рыночных отношений……………………………………6
1.1 Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения…………6
1.2 Сущность и структура налоговой системы……………………………..10
Налоговая политика…………………………………………………………17
2.1 Сущность налоговой политики и ее виды……………………….……..17
2.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма…….…...21
Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……26
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемых источников……………………………………………36
Разветвленная
система налогов сложилась
1.2. Сущность и структура налоговой системы
Участники процесса налогообложения в сочетании с различными видами налогов и налоговым механизмом образуют налоговую систему.
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законом, а также методов их установления и методов контроля над их исполнением. Таким образом, налоговая система включает как совокупность всех налогов в данном обществе, так и налоговый механизм. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые определяют: принципы налогообложения, элементы налога, виды налогов[14, с. 325].
Налоговая система РФ строится в соответствии с НК РФ.
Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:
1) детальная
структурированность и
2) гибкость налоговой
системы, обеспеченная
3) социальная
направленность налоговой
В соответствии со ст. 12 НК РФ в РФ установлены три вида налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы;
• налоги субъектов РФ (региональные налоги);
• местные налоги.
Более подробная классификация налогов и сборов приводится в таблице 1.1
Таблица 1- Классификация налогов и сборов в РФ
Федеральные налоги и сборы |
Налоги
субъектов РФ |
Местные налоги |
Налог на добавленную стоимость; Акцизы; Налог на доходы физических лиц; Налог на прибыль организаций;
Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Государственная пошлина. |
Налог на имущество организаций; Налог на игорный бизнес; Транспортный налог. |
Земельный налог; Налог на имущество физических лиц. |
Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.
Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих – региональных и местных – бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.
Налоги субъектов РФ (региональные налоги) – это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
Региональные налоги обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и изъятия региональных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов устанавливается НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.
Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие «район» не входит район внутри города), поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается НК РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований [8, с. 49-58 ].
Современная налоговая система РФ определяет конкретные методы построения и взимания налогов, устанавливает порядок налогообложения через соответствующие элементы налога.
Элементы налога – принципы построения и организации взимания налогов. Определяются законодательными актами государства. Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налога: субъект и объект налогообложения, налоговая база, источник налога, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Субъект налога (или налогоплательщик) – это лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. При определении субъекта налогообложения учитываются, прежде всего, экономические связи налогоплательщика с государством, которые определяются посредством принципа постоянного местопребывания.
К объекту налога относится доход или имущество, с которого начисляется налог. Объектами налогообложения являются:
- прибыль (доход);
- стоимость определенных товаров;
- добавленная стоимость продукции;
- имущество юридических и физических лиц;
- передача имущества;
- операции с ценными бумагами;
- отдельные виды деятельности;
- другие объекты установленные законом.
Налоговая база (база налогообложения) – это элемент налога, который может использоваться в двояком смысле:
а) как совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения;
б) как количественное выражение предмета налогообложения.
Источником налога является доход, за счет которого уплачивается налог. Источником налоговых платежей в масштабе макроэкономики является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплату труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованных доход государства.
Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Ставка налога представляет собой величину налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.).
Порядок исчисления налога – установленная НК РФ (часть 1) последовательность действий по расчету суммы подлежащего уплате налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога - последовательность внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в бюджет определенного уровня.
Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а так же иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика [14, с. 326-331].
Глава 2. Налоговая политика
2.1. Сущность налоговой политики и ее виды
Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов – налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.
Налоговая политика – составная
часть финансовой политики. Она представляет
собой систему правовых норм и
организационно-экономических
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. В силу этих причин представляется задачей первостепенной важности сформирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потреблении, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, становятся причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения.
Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.
Центральный вопрос налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй — с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству [6, с. 43].
Цели налоговой политики:
- обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
- содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
- обеспечивать социальную
справедливость при
Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.
Информация о работе Налоги в системе рыночных отношений. Налоговая политика