Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа
До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов общества к налогам как таковым.
В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Налоги в системе рыночных отношений……………………………………6
1.1 Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения…………6
1.2 Сущность и структура налоговой системы……………………………..10
Налоговая политика…………………………………………………………17
2.1 Сущность налоговой политики и ее виды……………………….……..17
2.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма…….…...21
Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……26
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемых источников……………………………………………36
Рассмотрим некоторые проблемы налоговой системы Российской Федерации.
Российское налогообложение по праву можно назвать одним из наиболее парадоксальных. Если под налогообложением понимать не только технику взимания налогов по установленным элементам налогообложения, но и всю совокупность налоговых отношений – от принятия решений об установлении, изменении и отмене налогов до урегулирования взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, то парадоксами налогообложения можно считать определенные налоговые решения, действия и их результаты, не соответствующие общепринятым, традиционным подходам и способам достижения поставленных налоговых целей или противоречащие нормальной логике.
Начнем с состава системы налогов Российской Федерации. С введением в действие первой части НК РФ с 01.01.1999 в закрытом перечне налогов и сборов было задекларировано 28 налоговых платежей. В дальнейшем по мере введения отдельных глав налогов и сборов во вторую часть НК РФ перечень налоговых платежей неоднократно пересматривался. В результате преобразований по состоянию на 01.01.2010 осталось всего 13 налогов.
Сам факт сокращения количества налогов является скорее позитивным, чем негативным явлением для экономики. Однако в данном случае количество налоговых платежей было сокращено более чем в 2 раза. Такая ситуация уже не нормальна для налоговых правоотношений. Но даже это не самое главное. Более существенное значение имеет качественная сторона произошедших изменений.
Другая проблема заключается в следующем: в 2006 году был отменен налог на наследование или дарение. Вряд ли можно найти еще хотя бы одну более или менее развитую страну в мире, в которой бы не применялся такой налог. Основными причинами, на которых строилось обоснование необходимости отмены в России налога на наследование или дарение, назывались:
- низкая платежеспособность определенных (малообеспеченных)
категорий населения – получение наследства или дарения;
- низкая фискальная значимость этого налога.
Для обеспечения принципов учета платежеспособности и справедливости налогообложения необходимо было пересмотреть в сторону существенного увеличения необлагаемый минимум наследуемого и одариваемого имущества с целью уменьшения налоговой базы до размеров, обеспечивающих освобождение от этого налога малоимущего населения и перераспределение налогового бремени с бедных и среднего класса на богатых при одновременном увеличении налоговых ставок.
Одной из проблем является и то, что Россия – единственная из развитых стран, в которой с 2001 г. применяется пропорциональное налогообложение доходов физических лиц в форме НДФЛ (до принятия гл. 23 НК РФ этот подоходный налог был прогрессивным). Отказ от прогрессивной шкалы налоговых ставок преподносился в качестве одной из мер, направленных на стимулирование легализации работодателями зарплатных выплат и физическими лицами своих доходов. Несмотря на эйфорию среди официальных лиц, вызванную переходом на пропорциональную систему подоходного налогообложения, она не дала существенных результатов.
Разновидностью
подоходного налогообложения
Есть еще одна проблема, на которую указывает анализ российской структуры налоговой системы, – перекос в соотношении прямого и косвенного налогообложения в сторону косвенного. Из 13 установленных в НК РФ налогов и сборов 10 являются косвенными, т. е. перелагаемыми на законных основаниях налогоплательщиками (организациями) через цены на потребителей своей продукции[13, 15-23].
Рассмотрим соотношение прямого и косвенного налогообложения в России, используя данные таблицы 1.
Таблица 2- Соотношение прямых и косвенных налогов в федеральном бюджете РФ2
Наименование статьи |
2008 |
2009 |
2010 |
Млн. руб. |
Млн. руб. |
Млн. руб. | |
Прямые налоги, в т. ч. налоги, сборы и регулярные платежи, за пользование ресурсами |
1875487,50 |
1965396,50 |
2082860,70 |
Косвенные налоги, в т.ч. налоги на товары, реализуемые на территории России и налоги на товары ввозимые на территорию России |
2293019,20 |
2944233,10 |
3389001,00 |
Всего налогов |
4168506,70 |
4909629,60 |
5471861,70 |
Из таблицы видим, что косвенные налоги преобладают над прямыми.
Для экономики России акцент на косвенное налогообложение имеет множество недостатков: высокие косвенные налоги сокращают потребление, особенно населения как основного конечного потребителя, высокие косвенные налоги оказывают большое инфляционное давление на экономику.
За последние
годы много сделано для
На современном этапе реформирования налоговой системы Российской Федерации и организации бюджетных отношений особую актуальность получают вопросы совершенствования налогового законодательства Российской Федерации. Доходы бюджетов, как регионального уровня, так и местных бюджетов определяются проводимой налоговой политикой, уровнем совершенства налогового законодательства Российской Федерации.
Цель реформирования налогового законодательства заключается:
- в увеличении поступлений налогов в бюджетную систему;
- в повышении её нейтральности по отношению к налогоплательщикам;
- в снижении административных издержек исполнения налогового законодательства государственных органов и налогоплательщиков;
- в обеспечении приоритетности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных<span
Информация о работе Налоги в системе рыночных отношений. Налоговая политика