Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:20, курсовая работа
Взимание налогов – одна из самых древних функций и основных условий существования государства, общественного развития, экономического и социального процветания. Налоги появились в период разделения общества на классы и возникновения государственности, как взносы граждан, которые необходимы, чтобы содержать публичную власть. Если смотреть на историю развития общества, то можно увидеть, что ни одно из государств не смогло обойтись без налогов.
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет: Экономический
Кафедра:Управление персоналом
НАЛОГОВАЯ СИТЕМА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
Курсовая работа по экономической теории
Руководитель: М.А.Куприянов
__________________________
(подпись) (оценка, дата)
Разработал: студент группы 81 – 6
А.В.Терновская
__________________________
(подпись)
Красноярск, 2013
Содержание
31
Введение
Взимание налогов – одна из
самых древних функций и основных условий
существования государства, общественного
развития, экономического и социального
процветания. Налоги появились в период
разделения общества на классы и возникновения
государственности, как взносы граждан,
которые необходимы, чтобы содержать публичную
власть. Если смотреть на историю развития
общества, то можно увидеть, что ни одно
из государств не смогло обойтись без
налогов. Как отмечал Адам Смит в своём
«Исследовании о природе и причинах богатства
народов»: «Подданные государства должны
по возможности соответственно своей
способности и силам участвовать в содержании
правительства, т. е. соответственно доходу,
каким они пользуются под покровительством
и защитой государства»[1]. Таким образом,
по Адаму Смиту, все поданные государства
должны платить налоги, но каждый должен
платить их дифференцировано, в соответствии
со своим доходом. В результате этого каждый
пользуется защитой и покровительством
государства в соответствии с суммой уплаченных
налогов.
Сейчас, когда в России проводятся
реформы, в том числе и в экономической
сфере, как никогда актуальна мысль великого
экономиста Маркса, которого сейчас так
редко цитируют: «В налогах воплощено экономическое
выражение существования государства.
Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы,
школьные учителя и полицейские, греческие
музеи и готические башни, цивильный лист
и табель о рангах – все эти сказочные
создания в зародыше покоятся в одном
общем семени – налогах». Марксом было
подчеркнуто, что налоги дают возможность
для содержания и развития следующих структур:
государственной службы, финансирование
образования, правоохранительных органов,
культуры и оборону страны.
В условиях рыночных отношений,
а особенно в период перехода к рынку,
налоговая система – один из самых важных
экономических регуляторов, это основа
механизма государственного регулирования
экономики, ведь среди средств управления
государством рыночной экономикой именно
налоги занимают такое значительное место.
Последнее время налоговая
система – главный предмет дискуссий
о способах и путях проведения реформ,
эта же тема подвержена острой критике. Проблема
налоговой системы сегодня - одна из наиболее
трудных и противоречивых в мировой практике
ведения народного хозяйства. Нужно отметить,
что налоговая система в Российской Федерации
была создана в 1991 году, но не смотря на
то, что это произошло 19 лет назад, сегодня
очень мало монографий отечественных
авторов по этой теме, такое происходит
из-за того, что налоговая система России создается
практически заново.
Необходимо, чтобы налоговая
система России была приспособлена к современным
общественным отношениям, соответствовала
мировому опыту. Но следует не просто применять
те шаблоны в данной стране, а учитывать
исторические особенности страны, формировать
налоговую систему так, чтобы в ней было
место реформам, которые сейчас проводятся.
Актуальность этой темы заключается
в том, что налоги, как и вся налоговая
политика, являются сильным механизмом
в управлении экономикой в условиях рынка,
они выступают как инструмент воздействия
государства на развитие хозяйства, выбор
приоритетов социального и экономического
развития. В настоящее время оптимальный
выбор налоговой системы будет решением
проблем страны и стимулом к развитию
экономику в будущем.
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики
Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.
Историческая эволюция привела
к формированию двух моделей
рыночной экономики: либеральная
и социально ориентированная. Либеральная
модель характеризуется
В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений, развиваются либерально-рыночные тенденции, но этот процесс пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в России в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая в себе элементы двух указанных моделей[2].
Введенная в действие с 1 января 1992 г. налоговая система Российской Федерации была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей[3].
в и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. Имелось в виду, что именно экономика России с самого начала была ориентирована на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаронизм нарождающейся рыночной системы расставит всех и вся по своим «нишам» и создаст новую структуру хозяйства, новую систему разделения труда в российской экономике. Первые годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, снижением уровня жизни подавляющей части населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в КЗ раза, а сводный индекс потребительских цен — в 26 раз. Инфляционные процессы, обусловленные ростом цен и неплатежей, негативно сказались на устойчивости денежного обращения и финансово-кредитной системы. Объем валового внутреннего продукта в 1993 г. снизился по сравнению с 1991 г. на 29%, производство промышленной продукции — на 31,3, капитальные вложения в народное хозяйство — на 49%, т.е. почти вдвое (табл. 2.1). В декабре 1993 г., по данным Госкомстата РФ, 22% населения страны имели доход ниже прожиточного минимума. Дефицит бюджета, составивший в 1992 г. более 10% расходов государства, возрос в 1993 г. до 28%.
Рыночные преобразования в экономике должны быть менее затратными, т. е. менее обременительными для общества.
Налоговая система РФ строится в соответствии с НК РФ.
Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией,- это:
-детальная
- гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;
- социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы.
На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 «ОБ основах налоговой системы в РФ». Деятельность налоговых органов подчинялась закону РФ от 23.03.1991 «О налоговых органах РФ». С конца 1990-х гг. налоговая система формируется и развивается согласно кодифицированному федеральному закону – НК РФ. В соответствии со ст. 12 НК РФ в РФ установлены три вида налогов и сборов:
-федеральные налоги и сборы;
-налоги субъектов РФ (региональные налоги);
- местные налоги;
В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных – 10 (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (с 1 января 2010 года данный вид налога был заменен страховыми взносами на конкретные виды социального страхования порядок исчисления и уплаты которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина), региональные – 3(налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес, местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Следует также обратить внимание, что в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог на применение упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности[4].
Налоговая система формируется и реформируется путем установления и введения новых налогов, их изменения и отмены. Несовершенство российской системы налогообложения давно стало притчей во языцех. Бизнес-сообщество требует налоги понизить, власть упорствует в нежелании что-либо менять. Руководители большинства общественных организаций, представляющих интересы бизнеса, все чаще заявляют о том, что налоговое бремя непосильно и предприниматели просто задыхаются под его тяжестью. В свое оправдание чиновники говорят о бюджетных обязательствах, которые государство взяло на себя и которые выполняются именно за счет налоговых поступлений.
С конца февраля 2010 чиновники вновь вернулись к этой животрепещущей для многих проблеме. Суть ожидаемой реформы – в снижении налогообложения для юридических лиц и перекладывании налогового бремени на плечи лиц физических. Так или иначе, но вопрос, волнующий всех, – будут ли снижены налоговые ставки, пока не решен.
Основные фигуранты разговора о налогах – представители Минфина и Минэкономразвития. Минфин уже не раз предпринимал попытки если не снизить налоги, то хотя бы рассчитать во что обойдется бюджету такая мера. Чиновники пришли к выводу, что если установить единую ставку НДС в размере 15 процентов, то это отнимет в 2009 году у бюджета 13 миллиардов долларов. Весной этого года правительство предприняло очередную попытку завершить разговор о снижении налогов и поручило министерствам представить до 15 марта доработанный проект основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы. В начале марта чиновники определили приоритеты в области налогов на ближайшее будущее. На заседании правительства они рассмотрели вопросы, касающиеся снижения налоговой нагрузки на экономику, возможности снижения ставки НДС, дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых, обсудили возможность снижения ставки налога на прибыль с 24 процентов до 20. Но предприниматели остались недовольны предложениями чиновников. Подготовленный проект не содержит мер налогового стимулирования промышленного производства, считают специалисты из РСПП и предлагают снизить ставку НДС до 13 процентов (а то и до 10 процентов) с нынешних 18, одновременно отменив льготы. Некоторые представители РСПП пошли еще дальше и предлагают вовсе не платить НДС (или ввести отсрочку по его уплате) при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, а также реформировать ЕСН. Кроме того, в РСПП говорят о том, что нашей стране не мешало бы перенять западный опыт в плане предоставления «налоговых каникул» для тех, кто только начинает свое дело. Эти меры, по прогнозам предпринимателей, ускорили бы рост промышленного производства на 0,2–0,5 процента.
Минфин же подходит к этому вопросу осторожно. Чиновники считают, что снижение налоговых ставок не повлечет увеличения налоговой базы, как это было ранее, например, с налогами физических лиц. Основным камнем преткновения стал НДС. Еще год назад ведомство выступало резко против идеи снижения ставки этого платежа. Он, дескать, самый собираемый. Если цены на нефть вдруг обвалятся – где бюджету взять замещение доходов? И выход нашелся: снизить НДС за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом, снизится налоговая нагрузка с предприятий, так как НДС платят все, а НДПИ – только энергосырьевой сектор экономики. Нефтяники и газовики уже смирились с мыслью, что их расходы на выплату налогов возрастут, да и повышение ставки – неплохой стимул снижать издержки производства. Но и здесь не обошлось без подвоха: оказалось, повышение НДПИ произошло бы независимо от снижения НДС, как недавно признался замминистра финансов. Сейчас вопрос о повышении налога на добычу полезных ископаемых активно обсуждается «Газпромом» и Минэкономразвития.
На эту инициативу, однако, тут же нашлись критики: ведь если учесть, что российский бюджет зависит от топливно-энергетического комплекса, то НДПИ, наоборот, необходимо снижать, так как, по мнению экспертов, уровень этого налога сегодня запредельный.
Диалог с заместителем руководителя налогового комитета РСПП Сергеем Беляковым:
- Ситуация с НДС просто назрела, откладывать больше нельзя. В нашей стране этот налог не нейтральный, как в других странах. Большую его часть выплачивает перерабатывающий сектор экономики. НДС – очень важный налог, это своеобразная мера стимулирования промышленности, и наша позиция состоит в том, что этот налог надо снизить хотя бы до 10 процентов. В Японии, например, этот налог составляет 5 процентов, в некоторых других странах Юго-Восточной Азии он тоже невелик. Это является одной из причин, по которой в этих странах сейчас наблюдается экономический бум. Я думаю, нам стоит принять во внимание сложившуюся мировую практику в этом вопросе, и бурный рост промышленного производства, аналогичный юго-восточному, не заставил бы себя ждать.
– А почему, на ваш взгляд, Минфин так противится снижению налоговых ставок?
– Задача этого ведомства – в обеспечении стабильности бюджета, и то, что они не дают хода налоговой реформе в сторону снижения ставок, мотивируя это «выпадением» доходов, – это некоторое лукавство с их стороны. Им проще сознавать, что есть система, благодаря которой можно получать деньги и на законных основаниях не отдавать их (если мы говорим о возмещении НДС). Поэтому мы и внесли свои предложения по решению этого вопроса. Представители РСПП полагают, что снижение НДС до 10 процентов или замена его налогом с продаж может существенно поправить ситуацию в экономике, которая медленно, но верно ухудшается. Чиновники просто не хотят брать в расчет мировую практику, опыт которой подсказывает, что низкий НДС – сильнейший стимул для экономического роста. Мы ведь не предлагаем навсегда понизить этот налог – через некоторое время, когда бизнес в нашей стране будет процветать, ставку можно снова немного поднять, и можно быть уверенным, что он не будет столь обременительным, как сегодня. Да и администрирование НДС сегодня оставляет желать лучшего – наказывают добросовестных налогоплательщиков, а преступники выходят сухими из воды.