Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:53, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества. История развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой
Возникновение системы налогообложения также связано с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности.
Особенно наглядно это проявляется в период
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ 6
1.1. Причины возникновения налогов и налогообложения 6
1.2. Элементы налога 7
1.3. Классификация налогов 11
1.4. Функции налогов и их взаимосвязь 14
2. МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ. 18
3.НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 23
3.1. Сущность, цели, задачи налоговой политики 23
3.2. Содержание государственного налогового планирования 29
3.3. Дальнейшее развитие налоговой системы РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Национальный Открытый Институт России
г. Санкт-Петербург
Кафедра Экономики
Дисциплина Экономическая теория
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки группы Э-91КП
Богдашкиной Валентины Михайловны
(фамилия, имя, отчество)
Налоговое регулирование экономики
(название темы)
______________________________
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
1.1. Причины возникновения налогов и налогообложения
1.2. Элементы налога
1.3. Классификация налогов
1.4. Функции налогов и их взаимосвязь
2. МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ.
3.НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
3.1. Сущность, цели, задачи налоговой политики
3.2. Содержание государственного налогового планирования
3.3. Дальнейшее развитие налоговой системы РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества. История развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой
Возникновение системы налогообложения также связано с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками.
Налоги и налогообложение имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. Налоги сами выступают объектом управления. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами.
Большинство специалистов предпочитает видеть в налогах именно этот инструмент принуждения, используемый для финансового обеспечения государственных расходов, выводя его за рамки рыночных отношений в область исключительно распределительных (перераспределительных) отношений. Отсюда, отрицание объективных налоговых законов и государственного налогового менеджмента, т.е. отрицание возможности управления налоговым процессом и налогообложением на макроэкономическом уровне рыночными способами.
Налогоплательщики, также, видят в налогах преимущественно орудие экономического насилия государства (особенно российские граждане, которые, уплачивая налоги, мало, что получают от государства в экономическом и социальном плане). Недалеко отошли от них российские законодатели, которые определили это понятие в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8) следующим образом: «Под налогом понимается это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и / или муниципальных образований». [1] Это определение удачно, с юридических позиций, характеризует налог как частный случай отдельного налогового платежа отдельным налогоплательщиком на момент конкретного срока его уплаты. Однако на самом деле экономическое содержание налогов более многогранно и имеет более глубинные корни.
Налоги составляют неотъемлемый атрибут рынка, рыночного денежного (финансового) хозяйства, поэтому сущность налогов и характер управления ими необходимо рассматривать во взаимосвязи с объективными законами и закономерностями функционирования рынка и товарно-денежных отношений. С этих позиций налоги представляют собой цену общественных благ, предоставляемых обществу государством, как полноценным участником воспроизводственного процесса.
Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается тем, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения, присущие процессу становления налоговой системы. Объект курсовой работы модель налоговой системы.
Цель данной работы состоит в исследовании основ формирования налоговой системы как регулятора
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
причины возникновения налогообложения
определить общие характеристики понятия «налоговая система» как экономической категории, охарактеризовать ее задачи, функции и структуру;
сформулировать принципы налогообложения;
выявить роль налоговой системы в экономике РФ;
рассмотреть налоговое планирование; показать тенденции и перспективы дальнейшего развития налоговой системы в РФ.
Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.
Возникновение системы налогообложения связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление( военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.[4]
На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.
До настоящего времени не выработано единого толкования понятия «налог». В учебниках по финансам и налогообложению определение налога в обобщенном виде выглядит в основном так: «обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц».
Во-первых, приведенное определение не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством возмездно и поэтому не являющихся налогом. Действительно, налоги изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, т.е. они имеют принудительный и безвозмездный характер.
Во-вторых, это определение не устанавливает цели взимания налога, которой является «финансовое обеспечение деятельности государства», или «формирование финансов государства».
В-третьих, нет указания на индивидуальность данного платежа, исключающего возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или группу лиц.
Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), которое было приведено выше.
Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:
субъект налогообложения;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговая ставка;
налоговый период;
льготы по налогу;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».
Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.
Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются: юридические лица; физические лица; физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.
Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения: прибыль; стоимость реализованных товаров (работ, услуг); совокупный доход физических лиц; транспортные средства; имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.
Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.
Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.
Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).
Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы. Различают процентные и твердые налоговые ставки.
Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть: пропорциональными; прогрессивными; регрессивными.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.
Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.