Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:21, курсовая работа
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.
Введение……………………………………...……………………..…….......3
1. Понятие налоговых систем………………………………….…………..5
1.1. Возникновение и развитие налогообложения…………………...…5
1.2. Виды, роль и функции налогов………………………….……..…..11
1.3. Сущность и принципы построения налоговой системы в Российской Федерации……16
2. Система налогообложения в России …….…………………...……....21
2.1. Основные принципы налогообложения………………….…….........21
2.2. Классификация налогов в российской экономике……………….…24
2.3. Действующая система налогообложения в Российской Федерации…………..…..26
3. Эффективность налоговой системы в Российской Федерации…..…29
3.1. Создание эффективной налоговой системы в Российской Федерации……29
Заключение……………………………………………………..……………32
Список литературы……………………………………………..…………...34
министерство сельского
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
Факультет экономики
Кафедра экономической теории и статистики
Курсовая работа: Налоговые системы в рыночном хозяйстве
Специальность: 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»
Дисциплина «Экономическая теория»
Ведущий преподаватель - канд. экон.
Оценка защиты
______________
очной формы обучения________________
Барнаул 2010 год
Содержание
в Российской Федерации…….…………
2.1. Основные принципы налогообложения………………….…….....
2.2. Классификация налогов в российской экономике……………….…24
2.3. Действующая система налогообложения
в Российской Федерации………………………………………………………
3.1. Создание эффективной
налоговой системы в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи:
Поставленные мною задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы.
Первая глава работы посвящена структуре налоговой системы РФ. Она раскрывает такие понятия как сущность налогов и описывает действующую налоговую систему.
Во второй главе подробно изложены роль и значение налоговой системы, раскрыты её основные функции.
Третья глава, заключительная, описывает создание эффективной налоговой системы в Российской Федерации все ее недостатки и преимущества существующей сегодня налоговой системы и методы и пути оптимизации системы налогов и сборов в РФ.
В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.
1.1. Возникновение и развитие налогообложения.
Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII-VI вв. до новой эры представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.
Многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
Определение суммы налога определялась, каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)
Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем систематический налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.
Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.
Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV века, стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако, одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран.
Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (главная роль - акциз) и прямых (главная роль - подушный и податной) налогов.
В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.
В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.)
В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.
В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:
1) Принцип справедливости,
утверждающий всеобщность
2) Принцип определенности,
требующий, чтобы сумма,
3) Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
4) Принцип экономии, заключающийся
в сокращении издержек взимани
Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина-II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Мин. Финансов и определена его роль.
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые (главные - подушная подать и оброк) и косвенные (главные - акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины.
В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.