Налоговые системы в рыночном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание работы

Введение……………………………………...……………………..…….......3
1. Понятие налоговых систем………………………………….…………..5
1.1. Возникновение и развитие налогообложения…………………...…5
1.2. Виды, роль и функции налогов………………………….……..…..11
1.3. Сущность и принципы построения налоговой системы в Российской Федерации……16
2. Система налогообложения в России …….…………………...……....21
2.1. Основные принципы налогообложения………………….…….........21
2.2. Классификация налогов в российской экономике……………….…24
2.3. Действующая система налогообложения в Российской Федерации…………..…..26
3. Эффективность налоговой системы в Российской Федерации…..…29
3.1. Создание эффективной налоговой системы в Российской Федерации……29
Заключение……………………………………………………..……………32
Список литературы……………………………………………..…………...34

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории налоги.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     Деление налогов на прямые и косвенные продолжалось довольно длительное время. Оно не потеряло своей актуальности и сегодня. Дискуссии шли в двух противоречивых направлениях: «за» и «против». Так, например, сторонники прямого обложения И.Х. Озеров и М.И. Фридман еще в 20-х годах XX века писали: «По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соразмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые налоги имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относятся к производству народного богатства»1.

 

    1. Действующая  система налогообложения в Российской Федерации.

     С   января 1999  года в нашей стране действует измененная  налоговая система. Основные принципы ее построения определил  Налоговый кодекс, 1 часть которого введена с 01.01.99 года. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным кодексом.

     Налоговая система Российской Федерации разделяет налоги на 3 вида: Федеральные, Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально - государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

     Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

     К федеральным налогам  и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

     Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

     Все республиканские налоги являются общеобязательными.

          К региональным налогам и сборам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. подоходный налог (частично с муниципальными налогами);
  3. налог на недвижимость;
  4. дорожный налог;
  5. транспортный налог;
  6. налог на игорный бизнес;

     Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.  При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

     К местным налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. налог на наследование или дарение;
  4. местные лицензионные сборы.

      Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т. д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

     Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).

 

  1. Эффективность налоговой системы в Российской Федерации.

3.1.  Создание  эффективной налоговой системы   в Российской Федерации.

      Основные направления налоговой политики на создание эффективной системы в Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

      Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.    Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

      В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом,       Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

      Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

     Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

     Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

     В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

     В ходе обсуждения мер налоговой политики в период экономического кризиса одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики или отдельных ее секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан - основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 года. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики.

       I. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде

    "Основные направления налоговой политики на создание эффективной системы в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. N 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование  налога на прибыль организаций

2. Совершенствование  налога на добавленную стоимость

3. Индексация ставок  акцизов

4. Совершенствование  налога на доходы физических  лиц

5. Введение налога  на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц

6. Совершенствование  налога на добычу полезных  ископаемых

7. Совершенствование  налогообложения в рамках специальных  налоговых режимов

8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен

По указанным направлениям в 2008 году был принят целый ряд  решений. Большая часть из этих решений  была принята в качестве антикризисных  мер налогового стимулирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Необходимо прежде всего подчеркнуть, что во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы.  Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, как уже упоминалось, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных  документов и  тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того,  как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень  часто  ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

     Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются,  очень неоднозначно указывают все  необходимые  элементы  налогов.  Поэтому  спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который  тоже  не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того,  как этот налог  правильно  считать.

     При помощи налогов государство выполняет свои функции: регулирующую, распределительную, стимулирующую и фискальную. В следствии осуществления первых трех, оно активно влияет на сглаживание дифференциации доходов, распределение ресурсов и товаров, предложение различного рода товаров на рынках: рабочей силы, товаров и услуг, и рынке финансовых ресурсов. Причем часто изменение отношения спрос-предложение на одном рынке оказывает заметное влияние на другой. Отдельно можно подчеркнуть значение в современных условиях одной из наиболее приоритетных отраслей - сельскохозяйственной. Общеизвестно, что правительство РФ многими методами пытается поднять с/х отрасль страны на былой уровень, с этой целью действует немало льгот для предприятий, занятых в этой области. Конечно же поднятие этой отрасли будет способствовать увеличению предложения как на внутреннем рынке сельхозпродукции, так и на внешнем. Недавно выделились другие приоритетные областями - это малое предпринимательство и экология. Первая находится в прямой зависимости от производства товаров и услуг "сегодня", а вторая "завтра".

     Итак, из всего вышесказанного следует, что рыночная экономика - это регулируемая экономика, различающаяся только степенью вмешательства государства в социально-экономические процессы общества и,  что бюджетно-налоговая политика государства это один из главных эффективных  и сложных методов регулирования рынка.

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 января 2009 года - с. 576.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации // Части первая по состоянию на 20 мая 2008 года – с. 487.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации // Части первая и вторая по состоянию на 2004 года – с. 527.
  4. Указ  Президента  РФ  "О  Государственной  налоговой службе Российской Федерации" от 2002 года
  5. Барулин С. В. "Налоги как инструмент государственного регулирования экономики" // Финансы №1, 2002г – с. 109.
  6. Васильева Е.В. «Экономическая теория» // Москва 2007г. – с. 345.
  7. Пеньков Б.А. «Оптимизация налоговой системы» // Экономист №7, 2008г. – с. 241.
  8. Сорокина Е.Л. «Налоговая система России » // Экономист №4, 1999г. – с. 157.
  9. Столяров В.Ф. «Налогообложение и рыночная экономика » // 1998г. – с. 375.
  10. Черник Д. Г. «Налоги » // 2006 г. – с. 243.
  11. Черник Д.Г. «Налоги » // учеб.пособие для вузов.- М., 2007г. – с. 486.
  12. Яковец Ю.В. «Налоговая система Российской Федерации » // 2005г. – с. 370.

Информация о работе Налоговые системы в рыночном хозяйстве