Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 11:37, курсовая работа
Деньги – одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения,- это и есть деньги. Экономисты определяют деньги как товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.
Введение 3
1. Анализ основных положений теории денег 4
1.1. Сущность и функции денег 4
1.2. Виды денег, их характеристика и особенности 14
2. Оценка денежной системы и денежного обращения в РФ 18
2.1. Основные элементы денежной системы России 18
2.2. Денежное обращение в РФ 23
3. Направления денежно-кредитной политика РФ с 2013- по 2015 гг 29
Заключение 34
Список литературы
В условиях повышения гибкости курсообразования замедлилось накопление Банком России чистых международных резервов, прирост которых за январь—сентябрь 2012 года составил 21,5 млрд. долларов США (за аналогичный период 2011 года — 24,3 млрд. долларов США). Снижение роли валютного канала в формировании денежной базы выразилось в сокращении эмиссионного эффекта валютных интервенций до 0,2 трлн. рублей в январе—сентябре 2012 года по сравнению с 0,6 трлн. рублей за аналогичный период предыдущего года (Таблица 1).
Таблица 1
Оценка показателей денежной программы 2012 г, млрд.руб.
В сложившихся условиях увеличение денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования происходило в основном за счет расширения валового кредита банкам, прирост которого за девять месяцев 2012 года составил 1,2 трлн. рублей.
С учетом принятых Банком России решений и складывающейся макроэкономической ситуации были уточнены отдельные показатели денежной программы на 2012 год. Средняя цена на нефть сорта "Юралс" в 2012 году, по оценкам, может составить 109 долларов США за баррель, что находится в интервале между значениями этого параметра для II и III вариантов денежной программы (100 и 125 долларов США за баррель соответственно), представленной в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов».
Годовой темп прироста денежной базы в узком определении, по оценке Банка России, может составить 11—13%. В соответствии с уточненным прогнозом платежного баланса в 2012 году ожидается меньший прирост чистых международных резервов Банка России вследствие увеличения оценки оттока капитала. При этом прогнозируется, что сокращение объема предоставления денежных средств по валютному каналу будет замещено увеличением объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России. В этих условиях прирост валового кредита в целом за 2012 год составит около 1,5 трлн. рублей. Уточненная оценка чистого кредита расширенному правительству близка к прогнозной величине по III варианту денежной программы. В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях структурного дефицита ликвидности банковского сектора. Определяющее значение для его формирования в 2012 году имеют два фактора:
Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.
В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.
Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5—6%, в 2014 и 2015 годах — до 4—5%.
Решения в области денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как правило, на ежемесячной основе. Будет учитываться, что воздействие мер политики на экономику распределено во времени. В основе решений будут лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.
Реализация денежно-кредитной политики будет основана на управлении процентными ставками денежного рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Изменения краткосрочных рыночных ставок вследствие пересмотра Банком
России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные каналы трансмиссионного механизма на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.
Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости валютного курса рубля, была достигнута большая управляемость процентными ставками денежного рынка. В среднесрочной перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также повышение доверия к Банку России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики.
В целях дальнейшего повышения действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено.
Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять соответствующие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора.
В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.
Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.
Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.
Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.
Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.
Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.
Деньги – одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения,- это и есть деньги.
Экономисты определяют деньги как товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров. Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность: всеобщую непосредственную обмениваемость; самостоятельную меновую стоимость; внешнюю вещную меру труда.
Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Денежно-кредитное регулирование экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов (изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке).
Центральный банк России проводит денежно-кредитную политику, исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов – базовых для устойчивого экономического роста. Поэтому главной целью государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
Информация о работе Направления денежно-кредитной политика РФ с 2013- по 2015 гг