Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:17, контрольная работа
В работе рассмотрено объективное понимание сущности НТП, его количественной оценки, влияния на экономический рост и эффективность производства, противоречий и социальных последствий.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. . 3
1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ……………………………………………………....3
2.РАБОЧЕЕ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. РАБОЧИЙ ДЕНЬ…………………....6
3.ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ…………....8
3.1 Создание новых источников энергии……………………………………......9
3.2 Химическая технологии……………………………………………………….9
3.3 Безотходная технология………………………………………………………10
4. ЗАКОН ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА…………………………………………....10
4.1 Закон экономии времени……………………………………………………….10
4.2 Факторы повышения производительности труда…………………………….11
4.3 Факторы роста эффективности………………………………………..……….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………..……….12
Практическое задание. Тест №8………….…….………….……………..….......13
Список используемой литературы……………………………………………..…………………………..15
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»
Кафедра экономики
Контрольная работа
по экономической теории
на тему «Научно-технический прогресс и его социальные последствия»
Студентки 1курса
Группы П-102
Отделения заочного обучения
Специальность «Правоведение»
Гречко Екатерины Андреевны
Выполнил:
Проверил:
Могилев, 2010
Вариант 8
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
ПРОГРЕСС: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ………………………………………………
2.РАБОЧЕЕ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. РАБОЧИЙ ДЕНЬ…………………....6
3.ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ…………....8
3.1 Создание новых источников энергии……………………………………......9
3.2 Химическая технологии……………………………………………………
3.3 Безотходная технология……………………………………………………
4. ЗАКОН ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА…………………………………………....10
4.1 Закон экономии времени……………………
4.2 Факторы повышения
4.3 Факторы роста эффективности………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………
Практическое
задание. Тест №8………….…….………….……………..….......
Список используемой
литературы……………………………………………..…
ВВЕДЕНИЕ
Теоретико-методологическая
разработка проблем научно-технического
прогресса явно не соответствует
той роли и месту, которые он играет
и занимает в социально-экономическом
развитии современного общества. Ни одна
страна в мире не может сегодня
решить проблемы роста доходов и
потребления населения без
Вопросы реализации достижений
НТП, повышения на этой основе эффективности
производства занимают на Западе важное
место не только в научных публикациях,
конференциях и дискуссиях, но и
в практической работе фирм и государственных
структур. Зарубежные исследователи
постоянно освещают прогрессивный
научно-технический и
Широко освещаются успехи
ведущих фирм в освоении новых
видов высококонкурентной электронно-бытовой
техники, биосенсорных приборов и устройств,
средств дальней связи, судов, самолетов
и т.п. Как свидетельствует зарубежный
опыт, наибольших успехов добиваются
фирмы и страны, осуществляющие системный
подход к созданию, освоению и масштабному
использованию нововведений на долгосрочной
программно-целевой основе, учитывающей
существующие тенденции в изменении
рыночного спроса, перспективы дальнейшего
развития науки, техники и технологии.
При этом учитывается, что результатом
стратегических просчетов, связанных
с недооценкой отдельных
В связи с этим объективное
понимание сущности НТП, его количественной
оценки, влияния на экономический
рост и эффективность производства,
противоречий и социальных последствий
не могут оставаться вне внимания
отечественной экономической
1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ
Вряд ли можно согласиться с наиболее распространенным определением научно-технического прогресса как процесса замены устаревших машин. Такое определение явно не отражает теоретической сущности этого сложного процесса и его реальной практической значимости.
Наиболее полным отражением
реальной действительности является следующее
определение научно-
Главное социально-экономическое предназначение реализации достижений НТП состоит в удешевлении единицы производимой продукции, т.е. в сокращении совокупных (живого и овеществленного) затрат труда в расчете на единицу производимой продукции. В этом предназначении состоит основная функция НТП, позволяющая разрешать противоречие между постоянно расширяющимися экономическими потребностями человеческого общества и ограниченными возможностями для их удовлетворения. Реализация главной функции позволяет перераспределять совокупное рабочее время, используя его на удовлетворение одних потребностей, а также на производство и удовлетворение других.
Практическая реализация
достижений НТП может быть достигнута
прежде всего путем повышения
технической вооруженности
Однако рост технической вооруженности труда не является самоцелью, а служит материальным условием роста производительности труда, т.е. повышения отношения продукция: работник. Конечная цель реализации достижений НТП - снижение совокупных затрат общественного труда в расчете на единицу производимой продукции, т.е. снижение отношения совокупные затраты труда : продукция, или рост отношения продукция : совокупные затраты труда. Следовательно, в достижении конечной цели НТП рост производительности живого труда выступает лишь средством для ее реализации. Таким образом, НТП, увеличивая затраты в расчете на одного работника, уменьшает их в расчете на единицу производимой продукции.
Обобщая опыт применения научно-технических достижений, К. Маркс многократно подчеркивал, что «нужно рассматривать машины исключительно как средство удешевления продукта»[1,13]. И далее: «Сокращение рабочего времени, необходимого для производства единицы товара,- вот в чем состоит прямая цель реализации достижений научно-технического прогресса» [1,17].
Реализация достижений НТП
становится экономически и социально
неоправданной, если она не решает указанной
задачи. Более того, в данном случае
НТП оборачивается регрессивной
стороной и становится фактором, препятствующим
экономическому росту и потреблению
населения. Практическая реализация конечного
предназначения НТП - задача чрезвычайно
сложная. Для ее решения важное значение
имеет правильная оценка двух объективных
обстоятельств: связи реализации достижений
НТП с дополнительными
Обеспечивая в среднем по странам 2/3 прироста производительности труда, НТП и поглощает не менее этой доли в общих затратах на данный
прирост. Следовательно, эффективность затрат НТП определяет и эффективность производства в целом.
Реализация конечной цели
НТП достигается за счет удешевления
техники и технологии в отраслях,
их производящих, на основе роста производительности
труда и увеличения объемов производства;
высвобождения работников на предприятиях,
использующих более производительную
технику; удешевления единицы
На современном этапе научно-технический прогресс характеризуется следующими чертами:
1. появление у трехзвенных
машин (двигатель, трансмиссия,
2. повсеместное внедрение
ЭВМ, передача управления
3. появление синтетических
материалов, новых видов искусственного
сырья, химизация
4. использование новых
источников энергии, развитие
атомной энергетики, освоение термоядерного
синтеза. Это так называемая
революция в источниках
5. переход от механической
технологии к немеханической
безмашинной технологии в
распространенных видов безмашинных технологий: электроэрозионные, электрохимические, лазерные, ультразвуковые методы обработки металлов [11].
Сложность НТП как материального
объекта, противоречивость экономических
интересов хозяйствующих
Главное противоречие НТП
состоит в противоречии между
абсолютным удорожанием материализованных
научно-технических достижений и
их относительным удешевлением, обеспечивающим
снижение совокупных затрат труда в
расчете на единицу производимой
продукции. Суть этого противоречия
в том, что новая техника всегда
абсолютно дороже старой. Но новая
техника содержит в себе огромные
потенциальные возможности для
удешевления единицы
Или возьмем, например, массовую
культуру. На первый взгляд, заметно
ее проникновение в обыденное
сознание повсюду, от деревенских захолустий
до крупнейших столиц; демократичность
и доступность школьного
2. РАБОЧЕЕ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. РАБОЧИЙ ДЕНЬ
Свободное время - это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы свободного времени определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени. В жизни современного общества явление свободного времени отличается исключительной сложностью, отражает существенные характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В развитых капиталистических странах наряду с положительной тенденцией увеличения свободного времени неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы досуга «массовой культурой», явлениями антикультуры (алкоголизм, преступность и т. п.), др. занятиями, свойственными идеалам «потребительского общества». В идеальном представлении можно говорить, прежде всего, о двух основных функциях свободного времени: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т. п.) и физического развития человека, приобретающей всё большее значение. Именно ее, имея в виду, К. Маркс говорил, что время «... остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. Время -- это простор для развития способностей...» [3].
Информация о работе Научно-технический прогресс и его социальные последствия