Неравенство распределения доходов или “бедная” экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

автор ставит целью работы - изучение распределения доходов и их неравенство.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
изучение сущности доходов, источников их формирования и форм;
анализ неравенства доходов: его причины и показатели;
ознакомление с кривой Лоренца и коэффициентом Джини;
выявление проблемы справедливого распределения доходов в России и пути ее решения.
изучение взаимодействия экономики и социальной структуры общества
подробное ознакомление с термином “богатой” экономики
подробное ознакомление с термином “бедной” экономики
анализ сравнения “богатой” и “бедной” экономики

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Сущность доходов, источники их формирования и формы....................4
1.1. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.......................................................................................8
1.2. Проблема справедливого распределения доходов в России и пути её решения.........................................................................................................13
2. Взаимодействие экономики и социальной структуры общества............20
2.1. Понятие “бедной” экономики................................................................22
2.2. Понятие “богатой” экономики...............................................................28
2.3. Сравнительный анализ “бедной” и “богатой” экономики....................32
Заключение....................................................................................................36
Список использованных источников............................................................37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 103.58 Кб (Скачать файл)

Способы косвенного перераспределения  доходов объединяет то, что, помогая  сделать распределение более  справедливым, они не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы.

В то же время чрезмерно  активная роль государства в перераспределении  также чревата как экономическими, так и социальными издержками, что налагает определенные ограничения  на деятельность государства в этой сфере [7, с.396].

"Плюсы" и "минусы" перераспределения связаны с  объективно существующим в этой  области экономических отношений  противоречием между справедливостью  и эффективностью. Если государство  в качестве первоочередной задачи  ставит борьбу с бедностью  и снижение степени неравенства  в обществе, то оно должно мириться  с нарастанием отрицательно влияющих  на эффективность экономических  издержек. Если же главной целью  государства является экономический  рост, то неизбежным становится  углубление неравенства в доходах  и рост социальных издержек. Таким  образом, большинство решений  государства в области социальной  политики являются взаимоисключающими, когда для достижения большей  эффективности необходимо поступиться  некоторой долей справедливости, и наоборот [8, с.457].

Политикой перераспределения  доходов не исчерпывается политика государства в сфере регулирования  доходов. Государство обладает возможностью непосредственно влиять на доходы еще  на стадии заключения договоров на рынке труда, проводя политику формирования доходов. Речь идет не о том, что государство  может диктовать уровень цен  на рабочую силу на рынке труда, а  о том, что государство, выступая в роли крупнейшего в стране работодателя, обеспечивает профессиональную организацию  оплаты труда работников бюджетного сектора. Одновременно выступая представителем всего общества, государство устанавливает  экономически обоснованный минимальный  уровень оплаты труда для всех работников, обозначая нижнюю границу  цены рабочей силы, что гарантирует  соблюдение минимального стандарта  жизни.

Следует отметить, что существующий на сегодняшний день уровень минимальной  оплаты труда (МРОТ) в России не отвечает данной задаче. Несмотря на более чем  трехкратное повышение МРОТа  за последние годы он по-прежнему значительно меньше прожиточного минимума (в настоящее время больше чем в 4 раза). Для того чтобы МРОТ выполнял свойственные ему экономические и социальные функции по обеспечению минимальных потребностей воспроизводства рабочей силы, необходимо поднять его уровень до размера прожиточного минимума, который составляет сейчас 1700 руб. с одновременным законодательным порядком индексации этого размера. Сейчас же изменение уровня МРОТа осуществляется спонтанно, в зависимости от наличия свободных средств в госбюджете, при этом не учитывается изменение уровня общенациональной производительности труда на одного работающего, уровень инфляции, изменение минимального прожиточного бюджета и т.д. В идеале минимальная заработная плата должна оставаться важнейшим элементом социальной защиты [8, с.458].

Социальная защита населения - это система государственных  мер, гарантирующих населению его  права в области уровня жизни, потребления и обслуживания. Существующие в мировой практике инструменты  социальной защиты подразделяются на страхование и социальную помощь.

Обязательное страхование  распространяется на работающих членов общества, в нем участвуют три  стороны: работодатель, работник, государство. Задачей системы является поддержание  уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным  законом: старость, болезнь, травма, материнство, безработица.

Социальная помощь не носит  постоянного характера и не распространяется на всех нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Она оказывается  людям в кризисной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (малообеспеченность, безнадзорность, недееспособность, отсутствие постоянного  места жительства, конфликты в  семье, одиночество и потребность  в постоянном уходе и т.п.) [5, с.706].

Одной из наиболее значительных функций государства в области  государственной политики доходов  является политика регулирования оплаты труда предприятий бюджетной  сферы. Являясь в данной сфере  практически монопольным работодателем, государство централизованно устанавливает  уровень минимальной тарифной ставки оплаты труда первого разряда. Данный уровень является гарантированным  минимумом для всех наемных работников, а также ориентиром для проведения переговоров по проблемам оплаты труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

Сравнивая теорию с практикой  рыночных реформ в России, следует  констатировать, что за годы реформ государство проявило себя как неэффективный  собственник и несостоятельный  работодатель, при активном участии  которого произошло значительное обесценение  рабочей силы, поскольку централизованно  установленный государством уровень  минимальной тарифной ставки за последние десять лет был ниже не только прожиточного минимума (более чем в десять раз), но и минимальной заработной платы. В результате размер тарифной части заработной платы, приходившийся на одного работника промышленности, ниже прожиточного минимума трудоспособного населения более чем в два раза. Это обусловлено тем, что работодатели в негосударственном секторе экономики в условиях избытка рабочей силы и монопольного положения на рынке труда могут на законных основаниях выплачивать работникам законодательно установленный государством минимум, не обеспечивающий даже физиологических потребностей работника [7, с.399].

Еще одной характерной  чертой поведения государства-работодателя в сфере доходов является значительно  сократившаяся в последнее время, но все еще сохраняющаяся в  ряде регионов и отраслей, практика нарушения государством гарантий своевременности  оплаты труда. Все это свидетельствует  о превалировании интересов государства-работодателя над интересами государства - представителя  общественных интересов, что не может  не деформировать социальную политику государства в целом и политику доходов в частности [7, с.399].

Рыночное распределение  доходов социально "несправедливо" по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. В настоящее время Россия проводит программу социальной поддержки  малоимущих, в результате чего ослабляется  социальная напряженность и экономическое  неравенство.

Таким образом, для уменьшения бедности и снижения неравенства  в доходах необходимы меры комплексного характера, в том числе, и по регулированию  денежных доходов населения. С января 2001 г. произошло увеличение минимального размера оплаты труда, повышение  минимального размера пенсий, на 20% увеличилась заработная плата занятых  в бюджетных отраслях экономики, в соответствии с Указами главы  РК о "Ежемесячных компенсационных  выплатах на возмещение расходов, связанных  с ростом стоимости жизни..." инвалидам  от общего заболевания, ветеранам боевых действий доплачивается 300 рублей, пенсионерам, получающим минимальную пенсию по старости, - 100 рублей. Закон " О дополнительных гарантиях по уходу за детьми по охране материнства и детства" позволяет ежемесячно получать дополнительные 200 рублей женщинам, находящимся по уходу за ребенком до полутора лет. Эти меры повлияли на снижение числа "нуждающихся" в социальной помощи [12, с.94].

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем сильнее изогнута кривая Лоренца одного года, тем менее  равномерным является распределение  доходов в этот период. Для сравнения  построим кривую абсолютного равенства, т.е. совершенно равномерного распределения. В таком случае первые 20% населения  получали бы ровно 20% всех доходов, 40% населения - 40% всех доходов и т.д. Соответствующая  кривая Лоренца приняла бы тогда  форму прямой, проходящей из нижнего  левого угла (x=0, y=0) в правый верхний (x=100%, y=100%). На рисунке видно, что кривая Лоренца 2003 года отклоняется от гипотетического  графика абсолютно равномерного распределения в большей степени, чем кривая Лоренца 1970 года. Это означает, что в 2003 году существует наиболее острое неравенство в распределении  доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимодействие экономики и социальной структуры общества

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют  различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура  общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшего рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социальной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает  нapoдoнaселение, которое является важнейшим  условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности  населения (в регионе с небольшой  численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется  натуральное хозайство), темпов роста  населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают  соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населениязаставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также  является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого  снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи  с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической  жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива  социальная структура, сохраняются  социально-профессиональные группы, связанные  с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических  преобразований в России, распада  прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые  ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних  лет развития российского общества является тенденция усиления экономической  дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с  различными доходами, уровнями жизни  и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных  социальных групп неоднородны и  нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические  интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции  неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов  различных социальных групп, в том  числе экономических. В современном  обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в  обществе представляет неравенство  доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело  к значительным различиям в доходах  населения. Рыночная система, предоставленная  сама себе, отдает преимущество одним  социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться  в систему, действующую в интересах  меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства  всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более  бедных и обделенных слоев, создаются  системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское  страхование, пособия по бедности и  др.). Так, в Швеции и Нидерландах  на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода. Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов  различных участников экономической  жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно  поддерживать друг друга. 

2.1. Понятие “бедной”  экономики

Информация о работе Неравенство распределения доходов или “бедная” экономика