Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:37, курсовая работа
Проблема справедливого распределения доходов стояла перед человечеством во все времена. На почве разделения прибыли вспыхивали конфликты и войны. Однако мы живем в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
Актуальность темы объясняется тем, что проблема неравенства в заработной плате является одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты неравенства заработной платы и экономического неравенства. 5
1.1 Сущность неравенства заработной платы, как источника экономического неравенства, его факторы. 5
1.2 Влияние заработной платы на экономическое благосостояние. Проблемы неравенства. 7
1.3 Последствия экономического неравенства 9
Глава 2. Государственное регулирование и неравенство уровня заработной платы. 12
2.1 Неравенство уровня заработной платы. Дифференциация, дискриминация. 12
2.2 Уровни экономического неравенства. (?) 14
2.3 Проблемы неравенства в заработной плате в России, их последствия. 14
Глава 3. Пути решения проблемы экономического неравенства. 18
3.1 Меры по преодолению неравенства. 18
3.2 Зарубежный опыт решения проблемы экономического неравенства (?) 19
Заключение 20
Библиографический список 24
2.2 Уровни экономического
2.3 Проблемы неравенства в
Разрыв между богатыми и бедными россиянами увеличивается на об-щем фоне экономического роста, сопровождающегося ускоренным ростом доходов населения. Основная доля прироста среднего дохода приходится на группу самых обеспеченных граждан России, в то время как реальные доходы бедных и их уровень жизни могут снижаться.
Данные представлены в Рисунке 1
Средняя зарплата |
Регионы |
Федеральные округа |
|
6 594 |
Республика Дагестан |
Южный |
|
8 742 |
Республика Калмыкия |
Южный |
|
8 920 |
Республика Северная Осетия - Алания |
Южный |
|
9 017 |
Республика Ингушетия |
Южный |
|
9 036 |
Карачаево-Черкесская Республика |
Южный |
|
9 270 |
Кабардино-Балкарская Республика |
Южный |
|
9 680 |
Алтайский край |
Сибирский |
|
10 041 |
Ивановская область |
Центральный |
|
10 443 |
Брянская область |
Центральный |
|
10 710 |
Республика Марий Эл |
Приволжский |
|
10 766 |
Тамбовская область |
Центральный |
|
10 834 |
Ульяновская область |
Приволжский |
|
10 839 |
Республика Алтай |
Сибирский |
|
10 870 |
Республика Адыгея |
Южный |
|
10 912 |
Республика Мордовия |
Приволжский |
|
10 954 |
Кировская область |
Приволжский |
|
11 429 |
Ставропольский край |
Южный |
|
11 430 |
Псковская область |
Северо-Западный |
|
11 437 |
Курганская область |
Уральский |
|
11 515 |
Костромская область |
Центральный |
|
11 570 |
Чеченская Республика |
Южный |
|
11 696 |
Орловская область |
Центральный |
|
11 792 |
Владимирская область |
Центральный |
|
11 843 |
Курская область |
Центральный |
|
11 855 |
Чувашская Республика |
Приволжский |
|
11 933 |
Саратовская область |
Приволжский |
|
11 964 |
Республика Тыва |
Сибирский |
|
12 005 |
Смоленская область |
Центральный |
|
12 152 |
Пензенская область |
Приволжский |
|
12 381 |
Воронежская область |
Центральный |
Данные о средней заработной плате в регионах России
Один из источников социальной
напряженности в любой стране
- разница в уровнях
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы
в результате того, что, либо создают
собственный бизнес (становятся предпринимателями),
либо предоставляют находящиеся
в их собственности факторы
В российских дебатах о неравенстве трудовых доходов «виноватым», как правило, оказывается государство, которое отказывает в полноценной социальной защите, как работающим гражданам, так и различным катего-риям нуждающихся. Появление нового класса «работающих бедных» россиян объясняется тем, что их зарплата существенно меньше реальной стоимости воспроизводства рабочей силы. Недооценка труда россиян оказывается весьма значительной даже с учетом традиционно низкой производительности труда: по некоторым расчетам, среднестатистический российский работник производит на 1 доллар зарплаты в 3 раза больше товара, чем европеец или американец. При этом, согласно данным Всемирного банка, правительство (через механизм минимального размера оплаты труда) гарантирует трудящимся зарплату, эквивалентную лишь 11% валового национального дохода (в государствах с развитыми стандартами социальной защиты граждан отношение годовой минимальной зарплаты к ВНП на душу населения составляет не менее 30%). В сохранении такой ситуации заинтересованы не только работодатели, извлекающие прибыль из разницы между низкой стоимостью труда и рыночной ценой его результата, но и чиновники, получающие из этой прибыли «административную ренту». В России, в отличие от стран с развитыми механизмами социального обеспечения, основную массу бедных составляют те, кто находится на попечении государства - в первую очередь, работники ряда категорий бюджетной сферы и пенсионеры. При этом, как утверждается в недавнем докладе Всемирного банка, в России отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы распределения социальной помощи, которые позволили бы поднять уровень дохода самых бедных, а значительная доля выделяемых средств, направляемых через социальные программы, попадает не бедным, а даже богатым россиянам (10% субсидий получают граждане, принадлежащие к 20% самых богатых россиян). Основной причиной называется невозможность адресной социальной помощи в условиях, когда теневая экономика составляет 44% ВВП.
3.1 Меры по преодолению
Среди способов прямого воздействия на уровень доходов населения и их распределения основным является законодательное установление минимального размера заработной платы. Она должна быть связана с размером прожиточного минимума или равняться ему.
Так же не следует допускать задержек выплат государством заработанных населением или предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции.
Особое внимание следует
уделить повышению доходов
Государственной поддержки требуют также депрессивные регионы. Города, для чего необходимо предусматривать необходимые резервные средства в бюджете.
Так же, на пути решения проблемы неравенства главным регулятором должна стать прогрессивная шкала налогообложения, но не по заработной плате, а по совокупным доходам, иначе мы ударим по всему работающему населению. И это не значит, что нужно опять все отнять и разделить. Дело в том, что государство тем самым обеспечивает определенный уровень социальных гарантий и определяет свои приоритеты по отношению к бюджетной сфере. Сегодня в России налоговая система построена таким образом: с общего фонда оплаты труда отчисляются 26% единого социального налога, 13% подоходного налога берется непосредственно с заработной платы работника. Итого, 39% - почти половина заработанного – уходит на налоги. Что же у богатого человека? Он вложил деньги в акции, положил в банк на депозит, а налоги на дивиденды составляют всего 9% с банковского капитала он вовсе равен нескольким процентам.
Просчитано, что ведение прогрессивной шкалы на совокупные доходы со ставками налогов в пределах, принятых в Европе, позволит решить все наши проблемы: увеличить пенсию в четыре раза, минимальную заработную плату в 3,5 раза, заработную плату бюджетникам в 2,5-3 раза и на все это хватит денег.
Таким образом, следует выделить главнее способы решения проблемы дифференциации доходов: социальная политика государства, социальные трансферты и прогрессивное налогообложение.
3.2 Зарубежный опыт решения
Мировой опыт показывает,
что эффективная социально-
Реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:
· в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда ;
· в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.
· основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.
Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимание предложения по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием. Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией государственных программ. В сфере распределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.
Политики во всем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому складыванию экономики. При увеличении доходов богатых повышались цены на жилье и товары народного потребления.
Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.
Главными целями при
перераспределении доходов
Даже, несмотря на начавшийся
в 2008 году мировой финансовый кризис,
правительству удалось
В 2009 году доходы населения увеличились по сравнению с 2008 годом на 2.1%.Денежные доходы на душу населения (в месяц) увеличились. Пенсии и средняя заработная плата увеличились по сравнению с тем же периодом 2008 года. Но, несмотря на все эти меры, проблема повышения качества жизни населения и обеспечения ему социальных гарантий требует дальнейшего решения. В основу предпринимаемых в этом направлении мер должна быть положена политика роста доходов и благосостояния всех социальных групп населения.
Информация о работе Неравенство в заработной плате как источник экономического неравенства