Несовершенная конкуренция и её формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства.

Содержание работы

Несовершенная конкуренция и её формы………………………………3
Монополистическая конкуренция……………………………………….4
Характерные признаки монополистической конкуренции……………6
Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции………………………………………..7
Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы……………………………………………………………………..11
4.2 Равновесие производителя в долговременном и краткосрочном периодах………………………………………………………………………….12
5. Заключение………………………………………………………………14
6. Список используемой литературы…………………………………………16

Файлы: 1 файл

не сов. конкур.нормуль.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

                   Несовершенная  конкуренция и её формы.

Характерные  признаки монополистической конкуренции.

Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.

 

Содержание

Содержание………………………………………………………………………2

  1. Несовершенная конкуренция и её формы………………………………3
  2. Монополистическая конкуренция……………………………………….4
  3. Характерные  признаки монополистической конкуренции……………6
  4. Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции………………………………………..7
    1. Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы……………………………………………………………………..11

     4.2 Равновесие производителя в  долговременном и краткосрочном  периодах………………………………………………………………………….12

     5.   Заключение………………………………………………………………14

     6. Список используемой литературы…………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Совершенная конкуренция и монополия –  это противоположные крайние  модели рыночных структур. Однако могут  существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом  и которые встречаются гораздо  чаще. Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятии «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурентный рынок – это невозможность влияния на уровень цены ни одним из много численных участников рыночного процесса: попытка завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен – приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышая их цену и собственные доходы.

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

                        1.Несовершенная  конкуренция и её формы.

                              Общие черты несовершенной конкуренции

Подавляющее большинство реальных рынков - это  рынки несовершенной конкуренции. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах. В отличие от совершенной конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут воздействовать на рыночную цену. Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной  конкуренции объем выпуска продукции  фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. а).


  

К несовершенно конкурентным рынкам относятся монополия  и монопсония, олигополия и монополистическая конкуренция. Рассмотрим каждую форму рынка подробнее:

Монополия – это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества  покупателей. Рассмотрим модель простой  монополии, т. е. предположим, что монополист всю свою продукцию продаёт по одинаковой цене (большей или меньшей).

К основным признакам монополии следует  относить:

  1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы – монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
  2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатель либо покупает его, либо обходится без него.
  3. Фирма – монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены» или «диктующему цену». Но это не означает, что монополист может, назначит сколько угодно высокую цену: например, если монопольный издатель какой - то книги устанавливает цену за неё, 1 миллион руб., то просто никто её не купит и издательство разорится.
  4. Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.
  5. Существуют ограничения в доступности информации. Например, технология производства своей продукции держится в секрете.

     Если рынок характеризуется  наличием только одного покупателя  и множества продавцов, то это  – монопсония. Примером монопсонии  может стать государство, которое  является единственным покупателем  некоторых видов вооружений.

   Противоположной  ситуацией  является олигополия  – это рыночная структура,  при которой доминирует небольшое  число  продавцов, а вход  в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. К олигополии относятся такие отрасли,  как производство алюминия, меди, стали, автомобильная промышленность, производство холодильников и т.д. Характерные признаки:

1)Небольшое  число фирм, господствующих на  рынке. Автомобильные рынки: ВАЗ,  ГАЗ, КАМАЗ и т.д.

2)Продукция  может быть однородной (пр-во алюминия) или дифференцированной (пр-во автомобилей).

3)ограничение  доступа на рынок, что делает  сложным выход на рынок новых  фирм.

 К естественным  барьерам относятся:

- Эффект  масштаба, который может сделать  не прибыльным существование  многих фирм на рынке (нужны  большие финансовые средства);

- патентование  и лицензирование технологии  производства. Но время от времени  приток новых фирм всё - таки  происходит.

4)Каждая  фирма своими действиями способна  оказывать влияние на рыночную  цену. Причем это влияние зависит  от взаимодействия фирм. Очень  значительно можно влиять на  цену при тайном сговоре. 

5) Всеобщая  взаимозависимость фирм. Олигополист  должен предвидеть реакцию конкурента  на изменение ценовой стратегии  фирмы, учитывая при этом, что  соперники также постараются  предвидеть его реакцию на  свои действия.

                     2.Монополистическая конкуренция 

Общая характеристика

Монополистическую конкуренцию можно  определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок  схожую, но неоднородную продукцию, имеющую  отличия по качеству, дизайну или  какому-либо другому признаку. Спрос  на продукцию фирм, действующих в  условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции  можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы  «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию  большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в  ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке  аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится  к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д. Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших  фирм. Естественно, в этом случае отдельная  фирма производит относительно небольшую  часть общей продукции, а стало  быть, имеет ограниченные возможности  влиять на цену товара. Число фирм в  отрасли таково, что каждая фирма  столь независима, что может не обращать особого внимания на реакцию  других конкурирующих фирм на принимаемые  ею решения.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

             3. Характерные признаки монополистической конкуренции

 Как писалось выше рынок  монополистической конкуренции,  предполагает наличие черт и  монополии и конкуренции. Т.е.  это рынок со значительным  объемом конкуренции и определенной  долей монополии.

На практике это означает следующее:

  • Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
  • Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящему конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером.
  • Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается относительно свободно.
  • Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии.
  • Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
  • Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса.
  • Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.
  • Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.
  • Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

4.Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.

Из выше перечисленного следует, что монополистическая  конкуренция похожа на монополию, так  как отдельные фирмы могут  контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается  многими фирмами и на рынке  существует свободный вход и выход.

4.1 Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы.

        Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.

 

Рисунок 11 демонстрирует различия в поведении предприятий в  условиях монополии и монополистической  конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда  как ломанная CDEK - кривая спроса при  монополистической конкуренции.

Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить  объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к  конкурентам и цена установится  на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q’4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4 [3].

Рассматривая монопольно конкурентную фирму, действующую на отрезке Q2Q3, становится очевидно, что поведение этой фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста.

      4.2 Равновесие производителя в долговременном и краткосрочном периодах.

        В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки.

Фирма, производя выпуск объема Q1 и  назначая цену P1 способна получить монопольную  прибыль, если конечно P1>P`. В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным  прямоугольником (как и в противном  случае (Рисунок 12.)) может нести убытки, которые она способно минимизировать. В этом случае P1<P`.

 

 

                                   

Информация о работе Несовершенная конкуренция и её формы