Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:59, контрольная работа
Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства.
Несовершенная конкуренция и её формы………………………………3
Монополистическая конкуренция……………………………………….4
Характерные признаки монополистической конкуренции……………6
Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции………………………………………..7
Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы……………………………………………………………………..11
4.2 Равновесие производителя в долговременном и краткосрочном периодах………………………………………………………………………….12
5. Заключение………………………………………………………………14
6. Список используемой литературы…………………………………………16
Несовершенная конкуренция и её формы.
Характерные признаки монополистической конкуренции.
Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.
Содержание
Содержание……………………………………………………
6. Список используемой литературы…………………………………………16
Введение
Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятии «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурентный рынок – это невозможность влияния на уровень цены ни одним из много численных участников рыночного процесса: попытка завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен – приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышая их цену и собственные доходы.
1.Несовершенная конкуренция и её формы.
Общие черты несовершенной
Подавляющее большинство реальных рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах. В отличие от совершенной конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут воздействовать на рыночную цену. Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
Таким образом, если в условиях совершенной
конкуренции объем выпуска
К несовершенно конкурентным рынкам относятся монополия и монопсония, олигополия и монополистическая конкуренция. Рассмотрим каждую форму рынка подробнее:
Монополия
– это тип рыночной структуры,
который характеризуется
К основным признакам монополии следует относить:
Если рынок характеризуется
наличием только одного
Противоположной
ситуацией является
1)Небольшое
число фирм, господствующих на
рынке. Автомобильные рынки:
2)Продукция может быть однородной (пр-во алюминия) или дифференцированной (пр-во автомобилей).
3)ограничение доступа на рынок, что делает сложным выход на рынок новых фирм.
К естественным барьерам относятся:
- Эффект масштаба, который может сделать не прибыльным существование многих фирм на рынке (нужны большие финансовые средства);
- патентование и лицензирование технологии производства. Но время от времени приток новых фирм всё - таки происходит.
4)Каждая
фирма своими действиями
5) Всеобщая
взаимозависимость фирм. Олигополист
должен предвидеть реакцию
Монополистическую конкуренцию можно
определить как особую рыночную структуру,
при которой большое количество
производителей предлагает на рынок
схожую, но неоднородную продукцию, имеющую
отличия по качеству, дизайну или
какому-либо другому признаку. Спрос
на продукцию фирм, действующих в
условиях монополистической конкуренции,
не является абсолютно эластичным,
однако его эластичность высока. Например,
к монополистической
3. Характерные признаки монополистической конкуренции
Как писалось выше рынок
монополистической конкуренции,
На практике это означает следующее:
Из выше перечисленного следует, что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.
Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
Рисунок 11 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.
Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q’4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4 [3].
Рассматривая монопольно конкурентную фирму, действующую на отрезке Q2Q3, становится очевидно, что поведение этой фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста.
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки.
Фирма, производя выпуск объема Q1 и
назначая цену P1 способна получить монопольную
прибыль, если конечно P1>P`. В этом случае
ее прибыль характеризуется