Несовершенная конкуренция и её формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Конкуренция – является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства.

Содержание работы

Несовершенная конкуренция и её формы………………………………3
Монополистическая конкуренция……………………………………….4
Характерные признаки монополистической конкуренции……………6
Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции………………………………………..7
Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы……………………………………………………………………..11
4.2 Равновесие производителя в долговременном и краткосрочном периодах………………………………………………………………………….12
5. Заключение………………………………………………………………14
6. Список используемой литературы…………………………………………16

Файлы: 1 файл

не сов. конкур.нормуль.docx

— 119.12 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, фирма при монополистической  конкуренции в коротком периоде  ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

Однако  на рынке монополистической конкуренции  это долго продолжаться не может.

Прибыли: фирмы входят в  отрасль.

В случае получения прибылей в краткосрочном  периоде (Рисунок 13а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут  новых конкурентов, поскольку вхождение  в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с  которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в  этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие  заменители. Это в свою очередь  приводит к исчезновению экономических  прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних  издержек при максимизирующем прибыль  объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q, фирма  достигает состояния равновесия (Рисунок 13в.). Любое отклонение от этого  объема повлечет за собой возникновение  средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам.

 

 

                           

 

Более того, в ходе конкуренции исчезают экономические  прибыли и стимул для вхождения  в отрасль большего числа фирм.

Убытки: часть фирм уходит.

Когда в отрасли наступает краткосрочный  период убытков (Рисунок 13б), некоторые  фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим количеством  продуктов-заменителей и увеличившейся  долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли. (Для простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых, по мере того как фирмы приходят и уходят, слегка бы усложнило рассмотрение вопроса, но не изменило бы выводов [1]).

Таким образом, для фирм, действующих при монополистической  конкуренции, в долгосрочном периоде  существует тенденция к получению  нормальной прибыли, или к возникновению  безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых  нами условиях.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего выше сказанного можно  сделать несколько выводов:

Во-первых, равновесная цена при монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде  превышает равновесную цену, которая  установилась бы при совершенной  конкуренции. Другими словами, структура  рынка монополистической конкуренции  заставляет потребителя платить  за товар «лишние» деньги.

Во-вторых, при монополистической конкуренции  устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем  выпуска продукции. В случае совершенной  конкуренции каждый продавец производит продукцию в объеме, соответствующем  минимуму средних издержек, так что  производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается  при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции  объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной  конкуренции.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного  равновесия цена спроса выше предельных издержек фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить  за дополнительную единицу товара больше, чем расходы продавца на производство этой единицы. И такая ситуация возникает  на всех сегментах рынка. С точки  зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного  им товара. Но увеличение выпуска не в интересах продавцов, так как  при этом сократилась бы их прибыль. Заметим, что чем выше степень  дифференциации продукта, тем более  несовершенной является конкуренция  на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято  называть «теоремой избыточной мощности»  при монополистической конкуренции.

Однако  монополистическая конкуренция  имеет не только отрицательные стороны. Положительной чертой является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.

Являясь промежуточным типом таких  рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция  впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в  определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, все же, являясь самостоятельной  структурой, монополистическая конкуренция  приобрела и свои собственные  свойства, например, использование, в  качестве основных неценовые методы конкуренции. И, наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в  реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную  – модель монополистической конкуренции:

1) Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

2) Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.

  1. В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

 

 

Список используемой литературы

1.Агапова  И.И. История экономической мысли.  Курс лекций. М., 1992.

2.Вехи экономической  мысли. Теория фирмы. Т.2. /Под  ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1995.

3.Геретик.  Критика буржуазных теорий политэкономии.  М., 1979.

4.Емцов Р.Г., Лукин Ю.М. Микроэкономика: Учебник. - М.: «ДИС», 1997

5.Информационное  обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г.Светунькова М., 2.

6.История  экономических учений. Под ред. Автономова. М., 2.

7.Микроэкономика  рыночного распределения. Н.А.  Шутова М., 1995.

8.Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. /Под ред. А.Г. Грязновой  и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 1999.

9.Нуреев P.M. Курс микроэкономики. Учебник для  вузов. - М.: ИНФРА-М, 1998

10.Пиндайк  Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.. /Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, дело, 1992.

11.Селигмен  Основные течения современной  экономической мысли. М., 1968.

12.Э. Чемберлен «Теория монополистической конкуренции». М., 1984.

 

 


Информация о работе Несовершенная конкуренция и её формы