Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:15, контрольная работа
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому главная задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Монополистическая конкуренция и ее признаки…………………….5
2. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах:
2.1 Равновесие фирмы в краткосрочном периоде………………………..8
2.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде………………………...10
3. Тесты……………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………...15
Введение…………………………………………………………
2.1 Равновесие фирмы в краткосрочном периоде………………………..8
2.2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде………………………...10
3. Тесты…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
С понятием «рынок» тесно связаны понятия «монополия» и «конкуренция».
Рыночная монополия - это преобладание одного или группы объединившихся продавцов определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих объем продаж, довлеющих над покупателями.
Рыночная конкуренция есть состязание, противоборство разных продавцов одного и того же товара в стремлении привлечь больше покупателей, продать большее количество товара, обойти и потеснить других продавцов.
Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров, влияние фирм на рынке товаров и услуг.
Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства. Конкурируют между собой продавцы, покупатели, также конкурировать могут продавцы и покупатели. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция и другие экономические явления.
Конкуренцию делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на рынок чистой монополии, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.
Если представить различные
рыночные структуры в виде точек
на оси координат, то крайние позиции
будут занимать совершенная конкуренция
и чистая монополия, которых лучше
всего разработаны в
Экономисты стали
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому главная задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
Монополистическая конкуренция и ее признаки
Монополистическая конкуренция - это такая рыночная модель, для которой типичны:
- товаров, различающихся по своим физическим или качественным параметрам:
например, одна из закусочных «Бистро», торгующих гамбургерами, придает значение качеству своих булочек, которые отличаются ароматом, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству самих рубленых котлет;
- услуг и условий, связанных с продажей продукта:
обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию или обмену ее продуктов, наличие кредита является важными аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами;
- рекламы, упаковки, торговых знаков и марок:
например, яркая реклама может убедить многих потребителей в том, что те или иные товары являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их известные заменители;
- контроля над ценами на свою продукцию (в условиях монополистической конкуренции посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе).
Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.
Итак, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы.
Каждый конкурент в условиях монополистической конкуренции имеет дело с нисходящей кривой спроса: для наращивания объема выпуска (и продаж) ему необходимо идти на снижение цены на свой товар. Поэтому оптимальное соотношение «цена-количество» определяется монополистическим конкурентом таким же образом, как и в условиях чистой монополии.
С точки зрения использования ресурсов экономической системы механизм монополистической конкуренции не будет являться столь же эффективным, как и в случае совершенной конкуренции, поскольку данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распределения ресурсов: для общества производство данного товара более желательно, чем выпуск любого альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях монополистической конкуренции цена превышает минимум средних валовых издержек (АТС); это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощности. Не полностью загруженные мощности фирмы и потребители, наказанные за это более высокими, нежели в условиях совершенной конкуренции, ценами,- также недостатки монополистической конкуренции.
Компенсирующим же фактом монополистической конкуренции будет являться широта ассортимента одного и того же базового товара. Те негативные факторы, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих фирм. Чаще всего, как показывает практика, они останавливаются на дифференциации изготавливаемого продукта и его совершенствования. Экономическая эффективность требует тройного равенства - цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов.
Равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность. Это равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.
Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые действуют, не достигая оптимальной мощности.
Типичными примерами служат многие виды предприятий розничной торговли. Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен, - все это составляет издержки монополистической конкуренции.
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
Монополистически конкурентная фирма – одна из многих производителей дифференцированного продукта, не способная оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке.
Рассмотрим кривую спроса на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции: она убывающая, не является абсолютно эластичной, однако его эластичность высока.
Рис. 1 (фирма прибыльна)
В краткосрочном периоде (рис. 1) фирма будет максимизировать прибыль и минимизировать убытки, при выполнении равенства MR=MС, т.е. в т. Е. При этом цена продукции (Р) устанавливается выше минимума средних издержек (Р > min ATC) и выше предельных издержек (P > МC).
При падении цены ниже постоянных издержек (FC) фирма несет потери. (рис. 2).
Если цена равна средним издержкам и кривая спроса является касательной к ним, то фирма безубыточна, (получает нормальную прибыль, покрывает лишь свои издержки).
Рис. 3 (фирма безубыточна)
В случае получения прибылей в краткосрочном периоде можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым, убытки же вызывают отток фирм из определенной отрасли.
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Для долгосрочного периода характерно равенство MR=MС, и цены, покрывающей средние издержки производства P=AC.
На рынках монополистической
конкуренции экономическая
Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.
При монополистической конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Монополистический элемент допускает некоторое количество незанятых ресурсов при производстве товаров в условиях этой рыночной структуры. Цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде, указывая таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.
Для достижения экономической и производственной эффективности должны выполняться равенства: Р = АТС и Р = МС.
Р = АТС - высока производственная эффективность, т.е. покупатель получает максимальный объем продукции по минимально возможной цене, допустимой существенными издержками.
Р = МС - эффективное распределение ресурсов.
Из условия максимизации прибыли и минимизации
убытков следует, что цена превышает и
средние общие и предельные издержки. Р > minАТС – производственная
эффективность не достигнута (покупатель
покупает продукцию не по минимальной
цене). Р > МС – недораспределение
ресурсов на производство данного продукта.
Таким
образом, для фирм, действующих при монополистической
конкуренции, в долгосрочном периоде существует
тенденция к получению нормальной прибыли,
или к возникновению безубыточности. Эти
тенденции, основанные на наличии свойств
«чистых конкурентов» и «чистых монополистов»,
и определяют цены и объемы производства
в рассматриваемых нами условиях.
Информация о работе Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция