Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:31, курсовая работа
Цель работы.
Изучение понятия «невидимой руки» и совершенной конкуренции.
Задачи работы.
Рассмотреть понятие и характеристику совершенной конкуренции и «невидимой руки»;
Изучить сущность и содержание совершенной конкуренции и «невидимой руки».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
1.ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНКУРЕНЦИЯ И «НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА..........................................................................................................................4-9
1.1 Что такое конкуренция и «невидимая рука»……..........................................4-9
2.УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……..10-13
3.СПРОС НА ПРОДУКТ ФИРМЫ……………………………………………….14-16
4.РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЕ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ.................................................................................................................17-18
5.ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ………………………………………………………………………….19-20
6.СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………………………………………………….21-24
7.МИРОВОЙ ОПЫТ И СУЩЕСТВОВАНИЕ В РОССИИ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………..25-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….29-30
В реальной жизни абсолютно
однородные продукты встречаются крайне
редко (дистиллированная вода, акции
корпорации, жетон метро). Высокой
степенью однородности обладают нефть,
сахар, помидоры. И уж совсем нельзя
считать однородными такие
-Отсутствуют входные
барьеры для вступления в
1. Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
2.Относительно
высокие затраты, необходимые
для организации производства
в отрасли (тяжелая
3.Значительная
отдача от масштаба
4. Прикрепление покупателей
к продавцам (обслуживание
5. Ограничение мобильности
производственных ресурсов (правила
регистрации граждан нередко
препятствуют свободному
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
-Равный доступ ко всем
видам информации («информационная
прозрачность рынка»). Это значит,
что все покупатели имеют
-Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.8
-Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
-Затраты фирм на изготовление
товаров различаются не очень
существенно вследствие
-Транспортные затраты
не играют большой роли в
формировании предложения, то
есть нет опасности, что
-Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.
1)Существует несколько
отраслей, более близких к конкурентной
модели, чем в любой другой
рыночной структуре. Например, многие
особенности американского
2)Чистая конкуренция
представляет собой простейшую
ситуацию, к которой применимы
понятия «доход» и «издержки».
Чистая конкуренция служит
3)Функционирование
чистой конкурентной экономики
дает нам образец, или
3.Спрос на продукт фирмы
Спрос на продукт фирмы
есть максимально возможный объем
продаж этой фирмы (в единицах продукта)
при некоторой установленной
ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию
отдельной фирмы в условиях совершенной
конкуренции абсолютно
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара.
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта. Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение – точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции.[11] Но при любой цене, превышающей p0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше p0. Если же конкурентная фирма устанавливает цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели будут приобретать товар только у данной фирмы, и величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине рыночного спроса по установленной цене. Но такая цена никогда не будет установлена конкурентной фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности. Таким образом, конкурентная фирма всегда устанавливает цену на свой продукт, равную сложившейся рыночной цене.
Подчеркнем особо, что
кривая спроса на продукт отдельного
конкурентного производителя
Спрос на продукт фирмы и средний доход |
Доход (в долл.) | ||
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
131 |
0 |
0 |
|
131 |
1 |
131 | |
131 |
2 |
262 | |
131 |
3 |
393 | |
131 |
4 |
524 | |
131 |
5 |
655 | |
131 |
6 |
786 | |
131 |
7 |
917 | |
131 |
8 |
1048 | |
131 |
9 |
1179 | |
131 |
10 |
1310 |
Таблица 1. Спрос на продукт самостоятельной фирмы и ее доход в условиях чистой конкуренции.
Средний, валовой и предельный доход
Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что в столбце (1) табл.1 обозначено как цена на единицу продукта для покупателя, представляет собой выручку от продажи единицы продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 131 дол. за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 131 дол. Цена и средний доход – это одно и то же, но с разных точек зрения.
Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать (столбец (3)). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину 131 дол. – с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к валовому доходу свою цену.
Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столбце (3) табл.1, валовой доход равен нулю, когда продано ноль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 дол. Предельный доход – увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы продукта – составляет, следовательно, 131 дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 131 до 262 дол., то есть предельный доход опять составит 131 дол. В столбце (4) предельный доход есть постоянная величина, равная 131 дол., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.[12]
4.Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Краткосрочным периодом называют
такой период, в течение которого
производственные мощности каждого
предприятия (фирмы) фиксированы, а
выпуск может быть изменен за счет
изменения объемов
Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене (p) пропорциональна объему продаж (Q): TR=p*Q
Из данной формулы следуют два вывода:
1.средняя выручка (AR) конкурентной фирмы равна рыночной цене продукта.
2.предельная выручка (MR) конкурентной фирмы также равна рыночной цене продукта.
Отсюда получаем следующее соотношение:
AR=MR=p
Прибыль фирмы рассчитывается по формуле: П=TR-TC
(TC-издержки)
Если прибыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называется убытками. Величина убытков положительна.
Равновесный выпуск – объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна. В состоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным издержкам и рыночной цене продукта: MR=MC=p
На рис.4 (а) кривая выручки конкурентной фирмы изображена прямой, проходящей через начало координат. Её наклон определяется ценой продукта. Кривая общих издержек пересекает кривую выручки в точках Q1 и Q2. При этих объемах производства прибыль фирмы равна 0. Если выпуск меньше Q1 или больше Q2 , то издержки больше выручки и прибыль фирмы отрицательна (рис.4 (б)).
Если выпуск фирмы лежит в пределах от Q1 до Q2, то кривая выручки расположена выше кривой издержек, и прибыль фирмы положительна. Для каждого выпуска из этого промежутка прибыль равна длине вертикального отрезка, соединяющие соответствующие точки кривой выручки и кривой издержек. На рис.4 (а) эти отрезки образуют фигуру, которая напоминает рыбу, а максимальная прибыль равна самому толстому сечению этой «рыбы». Максимум прибыли достигается, когда касательная к графику общих издержек параллельна графику функции выручки, то есть предельные издержки равны цене продукта. На рис.4 равновесный выпуск обозначен через Q*.
Если выпуск фирмы меньше равновесного значения Q*, то касательная к кривой общих издержек имеет меньший наклон к оси абсцисс, чем кривая выручки, то есть предельные издержки меньше цены продукта. В этом случае увеличение выпуска на единицу увеличивает прибыль фирмы. Если же выпуск больше равновесного значения, предельные издержки больше цены продукта и целесообразно сокращать выпуск.
На рис.4 (в) показано, что
равновесный выпуск конкурентной фирмы
соответствует точке
5.Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство.
Информация о работе «Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция