«Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Изучение понятия «невидимой руки» и совершенной конкуренции.
Задачи работы.
Рассмотреть понятие и характеристику совершенной конкуренции и «невидимой руки»;
Изучить сущность и содержание совершенной конкуренции и «невидимой руки».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
1.ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНКУРЕНЦИЯ И «НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА..........................................................................................................................4-9
1.1 Что такое конкуренция и «невидимая рука»……..........................................4-9
2.УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……..10-13
3.СПРОС НА ПРОДУКТ ФИРМЫ……………………………………………….14-16
4.РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЕ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ.................................................................................................................17-18
5.ПРЕДЛОЖЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ………………………………………………………………………….19-20
6.СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………………………………………………….21-24
7.МИРОВОЙ ОПЫТ И СУЩЕСТВОВАНИЕ В РОССИИ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………..25-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….29-30

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих издержек и выручки:

TC - pQ, где Q – равновесный объем производства.

В случае прекращения производства выручка фирмы равна нулю, а  ее убытки равны общим издержкам, которые при нулевом выпуске  равны постоянным издержкам FC. Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек во втором случае, то есть:

TC – pQ > FC, отсюда p < AVC, где AVC – средние переменные издержки.

Таким образом, убыточной  конкурентной фирме целесообразно  прекращать производство в случае, когда рыночная цена продукта опускается ниже минимального значения средних  переменных издержек. Иными словами, минимальная цена индивидуального  предложения конкурентной фирмы  равна минимуму средних переменных издержек.

Рассмотрим теперь вопрос о форме кривой индивидуального  предложения конкурентной фирмы. Из условия равновесия следует, что  при каждой цене p (большей минимума средних переменных издержек) конкурентная фирма будет производить и предлагать объем продукции S, который обеспечит равенство предельных издержек и данной цены, то есть:

p = MC (S).

Таким образом, функция предельных издержек устанавливает взаимно  однозначное соответствие между  ценой продукта и объемом предложения.

 

Итак, кривая предложения  конкурентной фирмы представляет собой  ветвь кривой предельных издержек, которая лежит выше минимума средних  переменных издержек. Кривая предложения  конкурентной фирмы изображена на рис.5. При выпуске Q1 достигается минимум средних переменных издержек, равный p1, а при выпуске Q2 – минимум средних издержек, равный p2.

Если рыночная цена продукта меньше p1, то фирма прекращает производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в пределах от p1 до p2, то фирма продолжает производство, но несет убытки. Если цена продукта больше p2, то фирма получает прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Совершенная конкуренция и общественная эффективность

Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет  ряд неоспоримых преимуществ  по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам  рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную  систему распределения и использования  ограниченных ресурсов.

Аллокативная эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.

С другой стороны, производитель  сопоставляет цену (предельный доход  от производства) с предельными издержками производства данного товара, то есть утраченными возможностями производства других товаров посредством тех  же самых ресурсов. Руководствующийся  принципом максимизации предприниматель  будет производить каждый продукт  до той точки, в которой цена и  предельные издержки уравниваются.

Если потребление и  производство регулируются уровнем  цены, происходит совпадение интересов  потребителя и производителя. Это  значит, что ограниченные ресурсы  общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей.

Более того, свободный рынок  способен восстанавливать эффективность  в использовании ресурсов, когда  она нарушается динамическими изменениями  в экономике. Рыночный механизм, или  «невидимая рука рынка», автоматически  осуществляет регулировку посредством  переливов труда и капиталов  из одного вида производства в другое. Так, повышение в силу фактора  моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит  появление экономической прибыли  в отрасли. Экономическая прибыль  послужит стимулом к притоку труда  и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная рыночная система приводит частые интересы продавцов в полное соответствие с интересами общества в том, что касается эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов.

Производственная эффективность: p = ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне p = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке.[14]

К числу преимуществ совершенной  конкуренции относят способность  к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления. Рынок  совершенной конкуренции является достаточно гибким, обладает высокой  адаптивной способностью, развивает  в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую активность.

Вместе с тем даже самый  совершенный конкурентный рынок  не является идеальным общественным устройством и имеет целый  ряд недостатков, характеризуемых  как «провалы» рынка. Что же рынок  не может делать по самой своей  природе?

Прежде всего, рыночная система  распределения доходов неизбежно  ведет к появлению имущественного неравенства. Экономическая дифференциация населения, которой не противодействует государственная политика, имеет  тенденцию усиливаться и превращаться в дифференциацию социальную и политическую. Это не только прерывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности  экономики.

Рыночный механизм конкуренции  ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает  монополистические тенденции, которые  в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость  государственной политики по поддержанию  конкурентной среды и ограничению  монополистических проявлений.

Неизбежным следствием рынка  является безработица, или неполная занятость важнейшего ресурса –  труда. Исторический опыт показывает, что без направленной государственной  политики по поддержанию занятости  безработица может стать большим социальным и экономическим злом и препятствовать экономическому росту и повышению благополучия нации.

Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод производства общественных благ.

Чисто конкурентная система  рынка предполагает, что отсутствуют  так называемые побочные эффекты  производства или потребления для  третьих лиц. Между тем такие  эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды отдельными производствами, бремя которого несут  все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами  или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство.

Рынок не всегда поощряет технические  и технологические новшества. Поскольку  достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш  является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему  распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование.

Модель совершенной конкуренции  предполагает стандартизированную  продукцию. Тем самым снижаются  возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности  удовлетворения самых широких и  разнообразных потребностей индивидуумов.

Рынок развивает у людей  не только положительные личностные качества, но и отрицательные, например, эгоизм, жестокость, отсутствие интереса к положению других лиц.

Ввиду указанных выше моментов, реально существующие рыночные системы  достаточно далеки от абстрактной модели совершенной конкуренции и представляют собой разные варианты смешанной  экономики, предполагающей активное включение  государства в хозяйственную  жизнь.[15]

 

 

7. Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции.

Мировой опыт свидетельствует  о том, что рынок, существенно  отошедший от условий совершенной  конкуренции, самостоятельно, без вмешательства  государства не может вернуться  в исходное состояние. Здесь глубокая аналогия, например, с самолетом, ведомым  автопилотом. Если датчик координат  неисправен, то нужно переходить на ручное управление. Если рынок отошел от условий  совершенной конкуренции, то цены на нем не могут служить  достоверной информацией для  принятия верных решений, что, как и  сколько производить. Поэтому одной  из основных функций государственного аппарата должно быть постоянное отслеживание состояния экономики и принятие своевременных и действенных  мер для устранения причин, вызвавших  нарушение условий совершенной  конкуренции.

Экономическая ситуация в  России много хуже, чем, к примеру, у Польши и Венгрии. Производительность труда упала до 19% от уровня США, хотя еще в 1991 году этот показатель был  равен 30%, а в 1985 году он был равен 55%. Согласно отчету о конкурентоспособности  экономики стран мира за 1999 год, публикуемому ежегодно Давосским форумом, Россия занимает последнее место из 59 включенных в обзор государств.

Западные эксперты упирают  обычно на то, что в России отсутствуют  условия для совершенной конкуренции. Логика западных консультантов вполне понятна и даже приемлема. Действительно, возникновение в России экономики, базирующейся на условиях свободной  конкуренции, привело бы к немедленному росту ее эффективности. Почему же тогда  она не возникает? Авторы обходят  один очевидный вопрос, поставленный многие десятилетия назад еще  Максом Вебером (впрочем, неизвестно, слышали  ли они такое имя - на Западе узкие  специалисты в любой области, не исключая экономику, отличаются крайним  невежеством в общегуманитарной сфере и культурологии) - как возможна свободная конкуренция в стране, где отсутствует протестантская этика? Как ее учинить между людьми, образ мыслей которых ее не приемлет?

Конкурентная среда в  стране, где 80% мужчин воспитанием программируются  как хронические неудачники, означает физическое вымирание этих 80% и их семей. Недаром введение "реформаторами" первых, минимальных элементов конкурентной среды снизило среднюю продолжительность  жизни мужчин в России с 73 до 56 лет. Они смогут выжить и эффективно работать только в патерналистской системе  азиатского типа, изолирующей их от конкуренции. Без этого необходимого условия в России не будет конкурентной экономики. Этого не понять западным экспертам, которые выросли в  сложившейся талассокра-тической (греч.: власть посредством моря) цивилизации, этику которой Т. Гоббс охарактеризовал латинским изречением "Ноmо homus Lupus est" (Человек человеку волк).

В стране героев Сталлоне, Шварценеггера  и Уиллиса  совершенная конкуренция  теоретически может работать (хотя реальность от нее довольно далека), но уже во Франции она невозможна и потому не существует, несмотря на тридцать лет зверской атаки неоконсерваторов на французскую систему экономического патернализма. Отсутствие, кстати, свободной  конкуренции во Франции не мешает ей достичь наиболее высоких показателей  производительности труда в мире (если исключить валютные игры, где  американцы французов опережают). Отсутствие свободной конкуренции, монополизм, патернализм и протекционизм  в Японии не мешают ей обеспечивать самые быстрые темпы научно-технического прогресса. Плановая государственно-монополистическая  система Кореи и Тайваня не мешает им показывать максимальные темпы  роста и высокую эффективность.

Все это объясняется просто - экономическая система этих стран  соответствует особенностям их культуры. Если ликвидировать всех русских  и населить Россию американцами, свободная  конкуренция действительно окажется наиболее эффективной формой организации  экономики. Если оставить в живых хотя бы часть русских, то придется формировать систему, учитывающую особенности их этики и культуры. И опыт той же Японии показывает, что такая система может оказаться нисколько не менее эффективной, чем ориентированная на протестантскую этику система свободной конкуренции.

Развал экономики России и вопиющая неэффективность пореформенной  экономики связаны как раз  с тем, что проводники этой политики изо всех сил пытались проводить  в жизнь именно те рецепты, которые  советуют западные эксперты. Факт остается фактом - эти рецепты и формы  отторгаются Россией как кровь  чужой группы, порождают нежизнеспособный химерический симбиоз.

Реальный выход из ситуации заключается вовсе не в том, чтобы  превратить русских в американцев  и ввести для них совершенную  конкуренцию. При выполнении первого  условия второе окажется возможным  и даже несложным, но как выполнить  само первое условие? Реальный выход  заключается в построении экономической  системы, адекватной условиям страны.

Информация о работе «Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция