Нормативные правовые акты: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Содержание работы

1.Понятие нормативных актов

2.Виды нормативных актов

3.Понятие нормативно-правовых актов

4.Виды нормативно-правовых актов
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 Контрольная работа.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО  
Уральский государственный экономический университет 

 

 

 
 
Контрольная работа 
                               По дисциплине: «Юридический практикум

Тема: «Нормативные правовые акты: понятие, виды.»

 
                                       
 
        Выполнил:  Ахмеджанов Артем Уралович

 

Преподаватель: Макова Татьяна Ивановна   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 г.

Содержание

 

1.Понятие нормативных актов

 

2.Виды нормативных актов

 

3.Понятие нормативно-правовых актов

 

4.Виды нормативно-правовых актов

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие нормативных  актов

Нормативный акт — это  официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

 

Нормативные акты создаются  в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные  решения по тем вопросам, которые  переданы им для разрешения. При  этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

 

Нормативные акты характеризуются  следующими признаками.

 

Во-первых, они имеют правотворческий  характер: в них нормы права  либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем  знания о правовых нормах.

 

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу  в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

 

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие  реквизиты: вид нормативного акта, его  наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических  норм, что очень важно, поскольку  за их неисполнение возможно применение санкций.

 

В-четвертых, каждый нормативный  акт должен соответствовать Конституции  РФ и не противоречить тем нормативным  актам, которые имеют по сравнению  с ним большую юридическую  силу.

 

В-пятых, все нормативные  акты обязательно подлежат доведению  до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после  этого государство имеет право  требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые  к нормативным актам

 

1. Чтобы иметь большую  регулирующую силу, нормативные  акты должны быть качественными.  Этого можно достигнуть, если  они будут не представлять  собой плод фантазии или желаемого  правотворческих субъектов, а  отражать объективную реальность. В принципе данное требование  носит более общий характер  и относится к правовым нормам  в целом, но именно при принятии  правовых актов возможность принятия  волюнтаристских решений становится  наиболее очевидной.

 

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений  не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности  права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные  правовые акты будут противоречить  объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

 

2. Нормативные акты должны  иметь структуру, а не представлять  хаотичный набор нормативных  положений. Как правило, нормативный  акт имеет вводную часть, называемую  преамбулой. В ней излагаются  цели и задачи нормативного  акта, характеризуется общественно-политическая  обстановка, существующая в момент  его принятия. Первые статьи нормативного  акта могут быть посвящены  определению терминологии, используемой  в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

 

3. Нормативные акты должны  быть доступными для понимания  гражданами. Причем здесь законодатель  должен ориентироваться не на  интеллектуалов, а на людей среднего  или даже ниже среднего интеллектуального  уровня. Нормативные акты должны  излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля,  соответствовать законам формальной  логики, а также не носить слишком  абстрактного характера, но одновременно  и не увязать в деталях. В  них не должно быть сложных  юридических терминов.

 

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее  орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать  объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды нормативных актов

 

Нормативные акты в зависимости  от их юридической силы можно разделить  на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные  акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие  входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое  наименование оправданно потому, что  основу целостной системы нормативных  актов образуют именно законы.

Законы — это нормативные  акты, принятые в особом порядке  органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения  и обладающие высшей юридической  силой.

 

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

 

Во-первых, законы могут приниматься  только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная  власть в стране. Так, в США федеральные  законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой  РФ.

 

Во-вторых, законы принимаются  в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

 

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий  перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью  закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому  Федеральное Собрание формально  может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

 

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению  с другими видами нормативных  актов.

 

 

 

Рис. 2.6. Виды нормативных  актов в Российской Федерации

 

По своей значимости федеральные  законы делятся на группы:

 

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной  жизни, отнесенные к предмету  Конституции РФ (Федеральный конституционный  закон «О судебной системе  Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах  урегулированы в Конституции,  однако в конституционных законах  они получают дальнейшее развитие  и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

 

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования  всех остальных важных вопросов  жизни общества (например, Федеральный  закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об  образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

 

Разновидность текущих законов - кодексы, которые представляют собой  сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или  самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны  все нормы о преступлении и  наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные  отношения. Кодексы относятся к  наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

 

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его  компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции  и законам России, он может быть признан Конституционным Судом  РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы  Президента, в которых он выступает  в качестве гаранта Конституции  РФ или регулирует порядок осуществления  предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы  в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской  газете».

 

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства  входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство  промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние  экономические связи, организация  работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

 

Нормативными актами министерств  являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые  носят межотраслевой характер и  распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального  развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции  РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в  «Бюллетене нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти».

 

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов  Федерации - законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Информация о работе Нормативные правовые акты: понятие, виды