Нормативные правовые акты: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Содержание работы

1.Понятие нормативных актов

2.Виды нормативных актов

3.Понятие нормативно-правовых актов

4.Виды нормативно-правовых актов
Список литературы

Файлы: 1 файл

1 Контрольная работа.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

 

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

 

Нормативные акты администрации  краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные  вопросы: порядок предоставления в  аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских  музыкальных школах и т. п.

 

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации  публикуются в местных газетах.

 

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

 

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

 

3.Понятие нормативно-правовых актов

 

Нормативно-правовой акт - это  правовой акт, принятый полномочным  на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера  и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

 

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

 

Преимущества нормативно-правового  акта в сравнении с иными формами  права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий  интерес и обеспечивающего его  централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать  на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести  необходимую информацию до адресата и т. д.

 

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его  следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию  бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

 

Это — властно-волевой, исходящий  от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных  актов. С его помощью правотворческий  орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

 

Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения  адресатов с помощью взаимно  корреспондирующих типичных прав и  обязанностей.

 

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется  особым стилем с использованием специфических  юридических терминов, понятий и  способов построения текста.

 

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

 

Достижение целей нормативно-правового  акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и  карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую  ответственность.

 

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие  в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую  систему. Каждый из элементов этой системы  должен соответствовать не только компетенции  органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный  акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Виды нормативно-правовых актов

 

По юридической силе все  нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные  акты.

 

Виды подзаконных актов:

указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются  больше по процедурным, текущим вопросам);

постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного  органа государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;

приказы, инструкции, положения  министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в  пределах компетенции данной исполнительной структуры;

решения и постановления  местных органов государственной  власти;

решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных  органов;

локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового  распорядка).

 

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества  все нормативные акты подразделяются на акты:

государственных органов;

иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ  и т. п.);

совместного характера (государственных  органов и иных социальных структур);

принятые на референдуме.

 

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы  действия:

общефедеральные;

субъектов федерации;

органов местного самоуправления;

локальные.

 

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока  действия

неопределенно-длительного  действия;

временные.

 

Выделяют еще и такие  нормативно-правовые акты, как директивы  и постановления, которые принимаются  международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству  конкретизировать формы и методы исполнения своих международных  обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Алексеев С.С. Общая  теория права. Т.II., 2005. - 268 с.

 

2.Астрахан Е.И. Вопросы  законодательной техники // Уч. зап. ВНИИСЗ. Вып. 16. - М., 2006. - 175 с.

 

3.Бойко Л.М. Совершенствование  законодательной техники в условиях  ускорения социально-экономического  развития советского общества. - М., 2008. - 235 с.

 

4.Васильев Р.Ф. О понятии  правового акта // Вестник Моск. ун-та Серия 11, Право. - 2007. - № 5. - С. 25-30.

 

5.Воеводин Л.Д. Юридическая  техника в конституционном праве  // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. - 2007. - № 3. - 255 с.

 

6.Керимов Д.А. Законодательная  техника. - М., 2008. - 357 с. 

 

7.Нашиц А. Правотворчество:  теория и законодательная техника. - М., 2007. - 238 с.

 

8.Общая теория государства  и права. Академич. курс: В 2-х тт. Т. 2. Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2008. - 767 с.

 

9.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки  и техники. М., 2005. - 311 с.

 

10.Ушаков А.А. О понятии  юридической техники и ее основных  проблемах // Уч. зап. Пермского гос. ун-та. Юридические науки. Т. 19. Вып. 5. Пермь, 2006. - 277 с.

 


Информация о работе Нормативные правовые акты: понятие, виды