Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:59, контрольная работа
Тема нэпа неоднократно поднималась исследователями и историками разных жанров в силу пестроты происходивших событий в период, когда ещё не была выстроена политическая, социально-экономическая и культурная жизнь страны коммунистической партией. Меня же, как студента изучающего финансы и экономику, интересует хозяйственная, экономическая сторона вопроса. И в данном реферате я её желаю освятить.
Введение……………………………………………………………………………………….31 Причины введения НЭП……………………………………………………………………4
2 Реализация НЭП…………………………………………………………………………….5
НЭП в сельском хозяйстве……………………………………………………………..5
НЭП в промышленности……………………………………………………………….7
НЭП в денежно-финансовой сфере…………………………………………………..10
3 Свёртывание НЭП…………………………………………………………………………13
4 Итоги НЭП…………………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………………………….19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2 Реализация НЭП…………………………………………
3 Свёртывание НЭП………………………………………
4 Итоги НЭП………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема нэпа неоднократно поднималась исследователями и историками разных жанров в силу пестроты происходивших событий в период, когда ещё не была выстроена политическая, социально-экономическая и культурная жизнь страны коммунистической партией. Меня же, как студента изучающего финансы и экономику, интересует хозяйственная, экономическая сторона вопроса. И в данном реферате я её желаю освятить.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодняшняя Россия в экономическом плане ещё сильно отсталая страна относительна своего реального потенциала. На что указывает малая занятость людей предпринимательской деятельностью, слабое участие населения в инвестировании денег в финансовые активы, привычка жить убеждениями советских времён. А также в целом переходный тип нашей экономики, ещё неотточенных хозяйственных связей и посткризисное восстановление страны создают предпосылки воспользоваться опытом прошлого руководства по решению нелёгких задач и предсказанию социально-экономических последствий принятых решений. Тем более что экономическая оттепель в тоталитарном обществе довольно редкое явлении, что делает опыт более насыщенным и уникальным.
В связи с актуальностью рассматриваемой темы целью написания реферата является рассмотрение периода новой экономической политики.
В соответствии с этим рассмотрим ряд следующих вопросов:
1 Причины введения НЭП
Весной 1921 года в России закончилась кровопролитная Гражданская война, нанёсшая тяжелейший урон некогда могущественной державе. Попытка быстро перевести большую страну на коммунистические рельсы увенчалась крахом. Сама большевистская партия после победы была на гране политического кризиса и утраты власти.
Кризис в стране носил тотальный характер, но наиболее остро он стоял в экономической сфере. Народное хозяйство страны находилось в состоянии полного упадка. За годы Первой мировой и Гражданской войны Россия потеряла более четверти своего национального богатства. «Военный коммунизм» значительно усугубил ущерб нанесённый войной. Национальный доход сократился к 1920 г. 2,75 раза по сравнению с 1917 г. Объём валовой продукции мелкой промышленности снизился в 1920 г. до 43 % довоенного уровня, валовой сбор зерновых – до 67 %. К началу 1921 г. продукция металлообработки составляла лишь 7 % от уровня 1913 г., производство чугуна – немногим более 2 %. Из-за отсутствия топлива и сырья простаивало большинство предприятий. Железные дороги выполняли не более 12 % объема перевозок 1913 г. Практически не работали почта и связь. Крайне тяжелым было положение в социальной сфере. Людские потери в Гражданской войне составили, по разным оценкам, от 4 млн. до 10 млн. человек. Около 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. По подсчетам специалистов, численность населения страны к 1921 г. не превышала 135 млн. человек. Особенно значительный урон был нанесен войной мужскому населению – число мужчин уменьшилось на треть. Более 4 млн. человек стали инвалидами. Значительная часть интеллигенции и предпринимателей или погибла, или была выброшена за границу [4, с. 149].
Численность промышленных рабочих к 1920 г. снизилась до 1 млн. 270 тыс. с 2 млн. 400 тыс. 1913 г. В городах появилось большое количество безработных. Спасаясь от голода, многие рабочие уходили в деревню или начинали заниматься кустарным производством. За годы Первой мировой и Гражданской войн Москва потеряла половину своего населения, а Петроград – две трети. По оценкам русских статистиков, около 5 млн. человек перебрались из городов в деревни за период между 1917 и 1920 годами [3, с. 219].
Вскоре после гражданской войны на Россию обрушилось новой тяжкое испытание: небывалый голод 1921-1922 гг. В 1921 году голодало не менее 20% населения. Одной из причин была жестокая засуха в Поволжье. Но главная причина заключалась в продразвёрстке, поскольку весной у крестьян был конфискован даже семенной фонд, а в стране отсутствовали продовольственные резервы. По официальным данным, в результате голода погибло более 5 млн. человек.
Миллионы крестьян, принявших
участие в гражданской войне
на стороне большевиков, всё настойчивее
выражали недовольство политикой «военного
коммунизма», поскольку в ней
отсутствовали экономические
В ответ на это по всей
стране вспыхнули
Нарастающее недовольство низов, вылившееся в грозное антипартийное настроение, массовый выход членов партии и полная разруха страны, которой уже было нечего производить и нечего потреблять требовали немедленного реагирования В. И. Ленина. Разрешить такую непростую ситуацию, была призвана новая экономическая политика: совершенно иной взгляд на формы управления хозяйством, никогда немыслимая экономическая свобода в рамках тоталитарного общества.
2 Реализация НЭП
2.1 НЭП в сельском хозяйстве
В марте 1921 года X съезде партии РКП(б) приняло решение о замене продразвёрстки продналогом. Это означало коренное изменение способа заготовки продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Таким образом это стало отправной точкой новой экономической политики.
Надо отметить, что такое послабление в управлении хозяйством вызвало недовольство не малого количества рядовых членов партии, посчитавших такую меру как предательство коммунистических идей. Также считалось, что эта временная тактическая хитрость. Но в мае 1921 года В. И. Ленин заверил, что НЭП это «всерьёз и надолго, возможно на пять-десять лет».
Вместе с декретом ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом» вошли в силу и другие законы, по которым устанавливались общие размеры продналога и способы его определения по отношению к каждому крестьянскому хозяйству. Продналог устанавливался как долевое отчисление от произведенной продукции. При этом учитывался объем урожая, имущественное положение той или иной семьи, число членов семьи и др. Первоначально величина продналога была на уровне 20% от чистого продукта крестьянского хозяйства, а затем он был снижен до 10% урожая. Начиная с 1923/1924 хозяйственного года, был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные натуральные налоги.
Этот единый налог взимался частично продукцией, частично — деньгами. После
проведения денежной реформы единый налог принял исключительно денежную форму. В среднем размер продналога был в два раза меньше, чем размер продразверстки, причем его основная тяжесть была возложена на зажиточное крестьянство.
В губерниях, выполнивших план заготовок, отменялась государственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, остававшуюся в хозяйствах сверх налога, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, и это, в свою очередь, заметно стимулировало расширение производства в крестьянских хозяйствах. Было разрешено брать землю в аренду и нанимать работников, при этом, однако, устанавливались большие ограничения [3, с. 222].
Необходимость восстановления
рынка Ленин мотивировал
Первоначально в марте 1921 года предполагалось во имя подлинной «смычки города и деревни» проводить широкий товарообмен в пределах местного хозяйственного оборота. Для этого предусматривалось обязать государственные предприятия сдавать продукцию в специальный товарообменный фонд республики. Но неожиданно для руководителей страны местный товарообмен оказался тесным для развития экономики, и уже в октябре 1921 года он превратился в свободную торговлю со всеми ее необходимыми признаками. В мае 1921 года вопросы торгового регулирования были переданы от ВСНХ и Наркомпрода в специально созданную комиссию Комвнуторг, которая в 1924 году была преобразована в самостоятельный Наркомат внутренней торговли [3, с. 227].
В сферу торговли был допущен частный капитал в соответствии с полученным разрешением от государственных учреждений на производство торговых операций. Особенно заметным было присутствие частного капитала в розничной торговле, где его удельный вес в общем обороте достигал 83%. Но в оптовой торговле основные позиции занимало государство: до 77% товарооборота принадлежало государственным торговым организациям, 8% — кооперации, 15% — частному капиталу. При этом частный капитал совершенно не допускался в сферу внешней торговли, которая осуществлялась исключительно на основе государственной монополии. Международные торговые соглашения заключались только с органами Наркомвнешторга [3, с. 228].
Для подъёма сельского
хозяйства государство
2.2 НЭП в промышленности
Бурно развивающееся кооперативное движение охватило не только сельское хозяйство, но и торговлю, промышленность. В 1928 году 60—80% товарооборота в обобществленной розничной торговле приходилось на кооперативную и лишь 20—40% — собственно на государственную. До 13% всего объема промышленной продукции давали кооперативные предприятия. В стране действовало кооперативное законодательство, получили развитие кредитные и страховые организации по обслуживанию кооперативов [3, с. 224].
Трудные времена переживала промышленность, значительная часть предприятий была разрушена или закрыта во время Гражданской войны, заметно сократились поставки сырья, снизилась численность рабочих и их квалификация. Восстановление промышленности шло с большим трудом. Хотя некоторые показатели к 1925 году были значительно выше уровня 1913 года (это относится к производству электроэнергии, продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности), общий объем промышленного производства все еще составлял 75,5% от уровня 1913 года. Добыча угля составила 16,5 млн. т против 29,1 млн. т в 1913 году, железной руды — соответственно 3,3 и 9,2 млн. т. Грузооборот железных дорог составлял не более 80% от довоенного уровня.
Для целей восстановления промышленности, правительство разрешило частному предпринимательству брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. Фактически эти предприятия принадлежали государству, программа их работы утверждалась в учреждениях государственной власти на местах, но производственная деятельность осуществлялась частными предпринимателями. Арендовать предприятия могли как государственные организации, так и частные лица, в том числе и их бывшие владельцы. Арендованные частниками фабрики порой насчитывали 200—300 наемных работников. Было денационализировано небольшое количество государственных предприятий. Разрешалось открывать собственные предприятия частным лицам с числом занятых не более 20 человек, позже этот «потолок» был поднят. К середине 1920-х годов на долю частного сектора приходилось от 20 до 25% производства промышленной продукции [3, с. 224].