Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 14:26, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ развития российской экономики в XXI веке. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
- раскрыть сущность экономики России;
- проанализировать уровень экономического развития;
- исследовать основную роль инвестиционного процесса
- изучить инновационное направление развития российской экономики.
Введение…………………………………………………………………3
1.Экономическое развитие России:
1.1.Сущность, типы и факторы экономического развития…………4
1.2.Роль инвестиционного процесса в развитии страны……………8
2.Инвестиционная политика экономики России:
2.1.Уровень экономического развития в России……………………17
2.2.Пути и меры по привлечению инвестиций……………………...20
2.3.Иностранные инвестиции в России как залог
экономического роста…………………………………………….22
2.4.Современное состояние инвестиционной деятельности……….26
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..30
* нематериальные инвестиции,
связанные с приобретением
По назначению инвестиции могут быть разделены на две группы: портфельные и прямые (реальные).
Портфельные инвестиции – это вложение средств в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий. Здесь основной задачей инвестора является формирование и управление инвестиционным портфелем, как правило, осуществляемое посредством операций покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Таким образом, портфельные инвестиции чаще всего представляют собой краткосрочные финансовые операции.
Реальные (прямые) инвестиции представляют собой финансовые вложения в конкретный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов.
В зависимости от величины коммерческого риска инвестиции подразделяются на:
* надежные, характеризуемые высокой вероятностью получения гарантированных результатов;
* рисковые, для которых
характерна высокая степень
Особенностью любых инвестиций является их направленность в будущее, предвидение которого сопряжено с неопределенностью, а, следовательно, с коммерческим (предпринимательским риском), то есть с опасностью возникновения ситуаций, при которых фактические результаты инвестирования (доходы или иные выгоды) окажутся меньше по сравнению с ожидаемыми, в расчете на которые принималось решение об инвестировании.
Инвестору не безразличны срок возмещения вложенных средств и, соответственно, получение дохода. Отсюда важной особенностью является протяженность инвестиций во времени. Промежуток времени от момента начала вложения капитала до момента завершения получения доходов или иных результатов от вложенного капитала называют инвестиционным периодом. В зависимости от продолжительности инвестиционного периода инвестиции принято делить на:
- краткосрочные (1 – 3 года);
- среднесрочные (4 -10 лет);
- долгосрочные (более 10 лет).
Инвестиции могут быть крупными (капиталоемкими), что связано с привлечением значительных средств собственника и заемного капитала и направленными на получение значительных результатов, и мелкими, не требующими больших вложений капитала и позволяющими получить сравнительно незначительные результаты.
Итак, инвестировать в широком смысле слова означает «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую сумму денег в будущем». От этого отталкивается экономика любой страны, чтобы поддержать и приумножить общее благосостояние народа; и именно поэтому особая роль в становлении рыночной экономики отводится инвестированию и повышению эффективности этого процесса.
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе.
Инвестиции в России происходят за счет внутреннего и внешнего притока средств. На уровень внутреннего притока оказывают влияние коммерческая прибыль, амортизационные отчисления, бюджетное финансирование, банковские кредиты и собственные средства населения. На уровень внешнего притока существенное влияние оказывают иностранные инвестиции в России.
Общие инвестиции в России в 2009 году показали явную тенденцию к снижению. На снижение уровня инвестиций оказало значительное воздействие последствия финансового кризиса, а также внешнеполитическое положение России: конфликт между Грузией и Южной Осетией. Среди внутренних факторов, которые привели к снижению роста инвестиционного притока, наиболее существенными оказались увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта – импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2008г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%.
Снижение темпов и объемов производства и увеличение импорта наблюдается также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентная кредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.
Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.
Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2009 г. падение промышленного производства продолжилось - на 16%. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.
Согласно данным Росстата (см. приложение А), рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2010 г. по сравнению с 21,1% в 2009 г.
Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом году сохранились в области положительных значений (в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределении электроэнергии, газа и воды - 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные инвестиционные планы на ближайшие годы сохраняют энергетики. В феврале 2009 года правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики на 2010-2012 год. По мнению кабинета министров, эти программы сформированы "исходя из необходимости обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения экономики и населения страны и соответствуют решениям, принятым в уточненном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации ".
В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике.
Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать формирование «инвестиционного барьера» в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе Расчеты показывают, что взятие «инвестиционного барьера» потребует поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2006-2015 гг. – 4-5% в год, в 2016-2020 гг. – более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода(см. .приложение Б).
Между тем для России сейчас открыты реальные возможности по улучшению инвестиционного климата, и прежде всего они должны быть ориентированы на:
- интенсивное расширение инвестиционного спроса со стороны крупных инфраструктурных компаний и вертикально интегрированных корпораций нефтегазового комплекса, оказывающее «разогревающее» влияние на российский инвестиционный рынок;
- благоприятные условия для развития энергетического, транспортного, нефтяного и химического машиностроения.
При этом риски для России заключаются в следующем:
- в случае падения объемов капиталовложений ниже уровня «инвестиционного барьера» высока вероятность того, что инфраструктурные отрасли выступят в роли ограничителя экономического развития;
- вероятность ускоренного роста цен на услуги инфраструктурных монополий для обеспечения потребности в поддерживающих инвестициях.
Итак, финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: их объем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшем будущем наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так и иностранных.
2.Инвестиционная политика экономики России:
2.1.Уровень экономического развития
В настоящее время в стране сложились качественно новые условия и предпосылки для решения фундаментальных проблем экономического и социального развития России, в том числе положительная динамика основных макроэкономических показателей.
Остается еще недостаточной инвестиционная активность. Несмотря на происходящий рост реального предложения денег в экономике, период активного инвестирования их в производство банками не наступил. Сохраняется высокий уровень вывоза капитала.
Ситуация с государственным бюджетом и в сфере платежного баланса осложняется проблемами обслуживания внешнего долга, устойчивость положения в экономике находится в значительной зависимости от уровня мировых цен на энергоносители.
Главными целями социально-экономической политики на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, радикальное снижение уровня бедности и социального неравенства, обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста на основе использования и приумножения культурного и интеллектуального потенциала России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Условием достижения поставленных целей будет коренная модернизация экономики. Модернизация российской экономики будет направлена на достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, основанных на внутренних факторах конкурентоспособности, прогрессивных сдвигах в структуре экономики, которые соответствуют мировым тенденциям.
Приоритетными задачами экономической политики Правительства на эти годы являются создание базовых законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, приведение обязательств государства в соответствии с его ресурсами и концентрация последних на выполнении базовых государственных функций, что подразумевает:
- кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования;
- существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной системы;
- достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;
- стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике;
- создание условий для интеграции России в мировую экономику.
Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение следующих взаимосвязанных целей:
- содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг;
- исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов;
- ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов;
Развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержка высокотехнологичных и наукоемких производств также должны стать важными приоритетами государственной политики. Особое внимание должно быть уделено структурной перестройке и развитию отраслей оборонно-промышленного, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, реструктуризации естественных монополий.4
Пути и меры по привлечению инвестиций
Привлечение инвестиций (как
иностранных, так и национальных) в российскую
экономику является жизненно важным средством
устранения инвестиционного «голода»
в стране. Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование
инвестиций от некоммерческих рисков.
Важным шагом в этой области стало присоединение
России к Многостороннему агентству по
гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему
их страхование от политических и других
некоммерческих рисков. Важное условие,
необходимое для частных капиталовложений
(как отечественных, так и иностранных),
постоянный и общеизвестный набор догм
и правил, сформулированных таким образом,
чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила
будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного
реформирования, правовой режим непостоянен.
Потребность страны в иностранных инвестициях
составляет 10 12 млрд. долл. в год. Однако
для того, чтобы иностранные инвесторы
пошли на такие вложения, необходимы очень
серьезные изменения в инвестиционном
климате. В ближайшей перспективе законодательная
база функционирования иностранных инвестиций
будет усовершенствована принятием новой
редакцией Закона об инвестициях, Закона
о концессиях и Закона о свободных экономических
зонах. Большую роль сыграет также законодательное
определение прав собственности на землю.
Для облегчения доступа иностранных инвесторов
к информации о положении на российском
рынке инвестиций был образован Государственный
информационный центр содействия инвестициям,
формирующий банк предложений российской
стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения
инвестиционного климата требуется принятия
ряда кардинальных мер, направленных на
формирование в стране как общих условий
развития цивилизованных рыночных отношений,
так и специфических, относящихся непосредственно
к решению задачи привлечения инвестиций
Информация о работе Обеспечение инвестиционной направленности экономического развития России